Методическая разработка проведения педагогического совета на тему "Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми"

Разделы: Администрирование школы


Форма проведения: дискуссия.

Цели:

  1. Определить общие методологические и психолого-педагогические позиции коллектива школы в работе с одаренными детьми.
  2. Выработать систему работы с одаренными детьми.

Предварительная подготовка.

  1. Тематическая административная проверка «Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время»
  2. Анализ посещенных уроков и мероприятий и самоанализ педагогами.
  3. Поиск и отбор одаренных детей, определение степени направленности их одаренности. (психолог)

Ход педсовета.

1. Вступительное слово директора школы.

Объявляется тема педсовета, его цели. Дается информация о выводах по результатам тематической проверки.

2. Сообщение заместителя директора по учебно-воспитательной работе по теме педсовета.

Социально-экономические преобразования в российском обществе обусловили необходимость формирования интеллектуального и духовного потенциала нации. В связи с этим особенно актуальной становится задача создания российской элиты. Работа с одаренными детьми признана одним из приоритетных направлений в образовании на государственном уровне.

Цель, которую мы должны ставить перед собой, состоит в разработке и реализации системы планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие одаренных детей.

«Одаренные дети» — это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Чтобы работать с одаренными детьми, нужна большая психологическая подготовка. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Целостный подход к одаренному человеку, как к личности, необходим, чтобы реализовать его дар. В процессе целенаправленной деятельности, опирающейся на познавательные потребности детей, происходит развитие способностей. Под способностями понимаются (по Б. М. Белову) психологические особенности, отличающие одного человека от других, причем они обусловливают успешность выполнения какого-либо действия или многих действий, скорость движения человеком высокого ее качества. Важным для способностей является то, что они взаимно компенсируются, то есть невыраженные качества подкрепляются более выраженными.

Можно сказать, что каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности.

Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность. Познавательная потребность — прежде всего в познавательной информации, которая выступает в самых разных формах: любознательность, целенаправленная познавательная деятельность.

Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач.

Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.

Прогнозировать развитие детской одаренности чрезвычайно сложно.

Н. Лейтес обращает внимание на такие трудности: проявление определенных способностей может оказаться возрастным, преходящим; необычные способности ребенка, чтобы развиваться, должны найти применение в какой-либо деятельности; Ранние проявления интеллекта могут привести к снижению работоспособности (на начальных этапах обучения таким детям все дается легко и они непривычны к длительным учебным нагрузкам, что может тормозить их дальнейший рост).

Именно поэтому большую роль в развитии детской одаренности играют не только школа, но и учреждения дополнительного образования, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность. При этом встает вопрос о диагностике и развитии именно этих аспектов одаренности.

Необходимо заметить, что индивидуально-психологические особенности отдельных психических процессов сами по себе не определяют наличие или отсутствие специальных способностей, не являются их компонентами.

Таким образом, в процессе работы перед педагогом стоит задача определить хотя бы примерно качественно-количественные характеристики процесса развития специальных способностей, выявить его основные закономерности, а также представить критерии эффективности психолого-педагогических методов развития, которые он использует.

Методы психологических воздействий, отличающиеся при работе с одаренными детьми (по Ю.Б. Гатанову):

  1. «Мозговой штурм». Для его реализации необходимо найти проблему, которая имеет множество решений. Затем поощрять обучающегося в фиксировании и записи всех мыслей и идей, которые приходят ему в голову — независимо от того, насколько они являются идентичными. Необходимо ценить не качество ответов, а их количество, воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать. Необходимо учесть, что в первые минуты «мозгового штурма» может быть наибольшее количество ответов, затем они начинают поступать все реже — хотя именно эти последние ответы чаще всего бывают наиболее оригинальными. Затем поступившие ответы обсуждаются — с точки зрения реализации.
  2. «Мягкое соревнование» реализуется в соответствии со следующими правилами:
    • групповые соревнования следует использовать более часто, чем индивидуальные;
    • соревновательная деятельность не должна быть связана с материальным вознаграждением, оценками в журнале и т.п.;
    • команды должны постоянно перераспределяться так, чтобы все дети имели возможность побывать в числе победителей и не было постоянных неудачников. Критерии оценки деятельности команд: количество идей и идеи, отличающиеся от остальных.
  3. Сотрудничество и кооперация дают возможность научиться жить в группе. Они учат взаимопониманию, развивают способности к лидерству, позволяют менее одаренным детям пережить успех, сотрудничая с более одаренными. При этом важно, чтобы функции в группе распределялись самими детьми.
  4. Неоценимая деятельность. Суждение педагога, его оценка откладывается до того момента, пока сам ученик не увидит другие возможные идеи или способы решения той проблемы, которую он пытался решить, а также проекты и работы, сделанные другими.

Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога.

Так что же такое детская одаренность? Какой должна быть система работы с одаренными детьми?

3. Работа в группах.

Работа длится 15-20 минут. Каждая группа получает карточку с заданием.

1 группа.

Как можно (и можно ли вообще) измерить детскую одаренность?

Какой бывает одаренность? Однажды проявленная в школе или остается с человеком на всю жизнь?

Может ли быть одаренным неуспевающий ученик?

2 группа.

Нужно ли помогать одаренным детям?

Может ли талант пробиться в жизни сам?

Одаренные дети – это «группа риска»?

3 группа.

Решает ли проблему обучения и развития одаренных детей увеличение объема и усложнение предлагаемого им учебного материала?

Может ли с обучением и воспитанием одаренного ребенка справиться любой учитель независимо от уровня профессиональной деятельности?

Каким должен быть и что должен знать педагог, работающий с юным дарованием?

4 группа.

Чем может помочь психолог учителю в работе с одаренными детьми?

Какова роль родителей и общественности в развитии одаренности ребенка?

По вашему мнению, готов ли наш коллектив к работе с одаренными детьми?

4. Дискуссия по обсужденным вопросам.

Итоговые записи и предложения по системе работы с одаренными детьми оформляются группой экспертов.

5. Формулировка проекта решения педсовета.

В основу решения положены основные пункты, связанные с системой работы с одаренными детьми.

  1. В целях создания системы выявления и отбора одаренных детей, регулярно знакомить учителей с научными данными о психологических особенностях одаренных детей, приемами целенаправленного педагогического наблюдения.
  2. Учителям-предметникам и классным руководителям проводить целенаправленное наблюдение за учебной и внеурочной деятельностью школьников для выявления детей, имеющих склонность к какому-либо роду деятельности и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности.
  3. Обязательно в каждом классе выявлять мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов их ребенка.
  4. Продолжить работу по созданию системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей.
  5. Включение проблемы работы с одаренными детьми как приоритетного направления в систему научно-методической и экспериментальной работы учителей школы.
  6. Создание максимально благоприятных условий для интеллектуального развития одаренных детей как в учебном процессе, так и во внеурочное время.
  7. Создание условий одаренным детям для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности.
  8. Стимулировать творческую деятельность одаренных детей.
  9. Оказывать квалифицированную психолого-педагогическую помощь родителям одаренных детей.
  10. Создать условия для привлечения учащихся к решению социальных и нравственных проблем школы, района, города, интересных и значимых для молодежи и подростков.
  11. Разрабатывая свою систему действий, исходить из следующего содержания понятия "одаренные дети".
    Итак, одаренные дети:
  • имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;
  • испытывают радость от умственного труда.

Для них характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены не все признаки одаренности.

Всех одаренных детей можно разделить на три категории:

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в младшем школьном возрасте).
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте).
  3. Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

Отсюда вывод - выявление одаренных детей должно осуществляться на всех ступенях обучения.

Работа с одаренными детьми должна строиться на следующих принципах:

  • принципе дифференциации и индивидуализации обучения, высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка;
  • принципе максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
  • принципе обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг ;
  • принципе возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ;
  • принципе усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
  • принципе создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Проводится обсуждение предложенного проекта решения педсовета.