Творческий проект "Встречают по одежке - провожают по уму"

Разделы: Школьная психологическая служба


Руководителем является педагог-психолог или другой педагог под руководством психолога.

Проект рассчитан на разновозрастную группу (5-11 класс). Оптимальное количество участников 15 человек. Продолжительность занятия — 4 часа.

Цель: Выработка правил толерантного восприятия людей через всестороннее рассмотрение личности Бабы Яги.

Методы: Лекционный метод передачи знаний; анкетирование; дискуссионный метод обсуждения результатов диагностики; метод анализа конкретных ситуаций; театрализованная постановка.

Схема занятия

  1. Формулирование темы занятия, основных целей.
  2. Психологическая разминка, позволяющая задать темпоритм занятия и являющаяся прелюдией основной части.
  3. Основная часть (сбор информации, анализ, определение типичных ошибок восприятия другого человека и выведение правил толерантного восприятия окружающих)
  4. Заключительная часть (оформление стенда, памяток – «Незабудок» с правилами, постановка спектакля, отражающего основные идеи нашего проекта.)

Задачи:

  1. Изучение личности Бабы Яги и общественного мнения о ней.
  2. Составление досье на Бабу Ягу.
  3. Изучение причин неверного восприятия Бабы Яги и выведение на их основе типичных ошибок при восприятии новых людей.
  4. Выработка правил толерантного восприятия людей.
  5. Создание памяток-незабудок с правилами.

I.

Здравствуйте, ребята!

Вспомните, пожалуйста, что мы больше всего любили делать в детстве… Читать сказки. А какие сказки у вас любимые? Какие персонажи вам нравились? Почему? А какие – вам не нравились? Почему?

II.

Часто в жизни бывает так, что мы не всегда правильно можем оценить другого человека или даже героя книги. Поэтому сегодня мы предлагаем вам поподробнее присмотреться к такому сказочному персонажу, как Баба Яга. Как вы думаете, что это за персонаж (положительный, отрицательный)?

Первое, что мы сделаем – это соберем досье на Бабу Ягу: кто такая, как выглядит, где живет, чем занимается, чем прославилась. Для этого мы проведем опрос среди педагогов и учащихся школы. Нужно получить ответы на следующие вопросы:

  • Какой персонаж русских народных сказок Вам нравится?
  • Какой персонаж русских народных сказок Вам не нравится? Почему?
  • Назовите злой персонаж русских народных сказок.
  • Опишите Бабу Ягу.

В течение 10-15 минут проводится опрос по школе, а затем его анализ. По результатам анализа делается вывод, что большинство людей воспринимает Бабу Ягу как отрицательный персонаж сказок, неряшливый, лживый, стремящийся причинить вред.

А теперь мы изучим литературные источники, видеофрагменты.

(Работа с источниками).

Давайте проанализируем собранный материал. Итак:

  • Кто такая Баба Яга?
  • Как она выглядит?
  • Где она живет?
  • Как она живет?
  • Чем она прославилась?
  • Почему люди считают ее плохой? Оправданно ли это?

По результатам анализа литературных и видео источников делается вывод о том, что Баба Яга не плохой персонаж, а всем ее «злым» поступкам есть логические оправдания.

Составляется правдивое досье на Бабу Ягу.

III.

Психологи определили те факторы, из-за которых страдают отношения в самом начале их возникновения.

Сравниваются с полученной информацией о Бабе Яге

На впечатления и мнения, которые мы создаем о человеке, на нашу симпатию или антипатию к нему влияют наши собственные стереотипы. Стереотип — своеобразный ярлык, который мы наклеиваем. Мы невольно относим человека к одной из категорий, которыми обычно пользуемся: «весельчак», «пройдоха», «зубрила», «синий чулок» и т. д., и затем с трудом изменяем сложившееся представление. Категории, на которые мы подразделяем людей, часто зависят от нашего состояния и настроения, но особенно — от нашего характера и образа жизни, а также стереотипов нашего окружения. Ярый борец с курением мысленно делит всех на курящих и некурящих, интеллигент — на тех, с кем есть о чем поговорить, и тех, с кем говорить не о чем, модница — на хорошо одетых и всех прочих. Наиболее известны этнические стереотипы - представления о членах одних национальных групп с точки зрения других. Например, «все цыгане - обманщики», «все французы - любвеобильны» и т. п. Стереотипы формируются и под влиянием средств массовой информации, особенно телевидения. Так на экране успешный человек имеет деньги, машину определенной марки, жену и любовницу, носит костюм известного модельера, пользуется самым модным одеколоном. В результате, наше сознание, обработанное с помощью массированной рекламы успешного образа, услужливо выдает нам готовое определение человека, лишь только мы почувствуем от него запах того самого модного одеколона.

Весьма распространенная ошибка при восприятии другого человека — «эффект ореола». Мы попадаем в плен общего впечатления, которое определяет все наши оценки: если мы считаем, что человек в целом хороший, то он хороший во всем или почти во всем, а уж если плохой, то дрянной без оговорок. Мы удивляемся, когда выясняется, что приятный нам человек может быть дружелюбным с друзьями и деспотом с женой и детьми.

Например, «превосходство». Люди склонны переоценивать внутренние качества тех людей, которые их превосходят (к примеру, по статусу: «начальник всегда умнее, достойнее, грамотнее»). Оцениваем его более положительно, чем если бы он был нам равен. Если мы имеем дело с человеком, которого в чем-либо превосходим сами, то мы его обычно недооцениваем.

Еще одна схема восприятия - «привлекательность». Если партнер нам нравится внешне, то мы склонны его считать привлекательным и внутренне, обычно, переоценивая многие его психологические характеристики. Да и каждый из нас, конечно, прекрасно понимает: душевные качества человека, его способность сопереживать и любить, никак не связаны с объемом талии или формой носа. Но, к сожалению, в момент возникновения отношений (и долгое время потом) многие об этом забывают. Все это начинает осознаваться только при более длительных и глубоких отношениях. Если люди хорошо и давно друг друга знают, если испытывают взаимное притяжение на душевном уровне, начинает работать великий принцип: кто близок, тот и красив.

Фактор «отношение к нам». Те, кто хорошо к нам относится, кажется нам значительно лучше тех, кто относится плохо. Тех, кто к нам относится хорошо, мы, обычно оцениваем тоже со знаком «+», отбрасывая его отрицательные черты. Тех, кто относится к нам негативно, мы склонны оценивать также негативно, не замечая их положительных черт.

При формировании образа другого человека, нам часто недостаточно информации о нем, а ту, что мы имеем, мы склонны оценивать через наше эмоциональное состояние и прошлый опыт.

IV.

Давайте придумаем правила, чтобы ни мы, ни другие люди не совершали ошибок при восприятии окружающих.

Примерные правила толерантного восприятия других людей:

  1. Считайся с чужим мнением.
  2. Не бойся правды, высказанной в твой адрес.
  3. Будь справедлив! Человек невиновен, пока не доказана его вина.
  4. По одежке встречай – по уму провожай.
  5. Воспринимай другого человека как равного тебе. Все мы люди.
  6. Проявляй уважение к другому человеку.
  7. Слушай, что тебе говорит другой человек.
  8. Принимай другого человека таким, какой он есть.
  9. Старайся ставить себя на место другого человека.

V.

В природе есть такие замечательные цветы – Незабудки. Существует легенда, что влюбленная Нимфа после смерти была превращена в прекрасные цветы, чтобы никто не забывал, как трогательна бывает любовь. Давайте и мы с вами создадим памятки-незабудки с нашими правилами, чтобы люди знали о них и не забывали при общении друг с другом.

(Из цветной бумаги вырезаются цветы. На их лепестках пишутся правила. Приложение 1)

VI.

Давайте познакомить с нашими выводами ребят и учителей школы необычным способом. Давайте разыграем маленький спектакль (Приложение 2) и подарим окружающим наши цветы-памятки.

Репетиция. Выступление.

Приложение 3. Фотографии