Проект программы деятельности научного общества учащихся МОУ "СОШ № 16" г. Губкина Белгородской области

Разделы: Администрирование школы


Пояснительная записка

Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое влияние на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно, использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

МОУ «СОШ № 16», как часть социальной среды, создает определенные условия для развития и стимулирования способностей и одаренности учеников. Педагоги школы внедряют программы дополнительного и профильного образования, включают в свою деятельность индивидуальный и дифференцированный подходы.

Одной из наиболее массовых и популярных сегодня форм работы с учащимися является привлечение их к  учебно-исследовательской деятельности. Это довольно емкое понятие, включающее в себя такие элементы, как специализация (профильное обучение), дополнительное образование.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» представляет учащимся, склонным к интенсивному интеллектуальному труду, способным и одаренным учащимся оптимальные возможности для получения широкого образования, реализации индивидуальных творческих запросов, способствует овладению навыками исследовательской работы.

В школе осуществляется общеобразовательная подготовка по всем предметам, углубленное изучение русского языка, классы информационно – технологического профиля. Главная задача школы состоит в создании условий для разностороннего развития творческого потенциала учащихся.

Учет вышеуказанных особенностей школы находит отражение в образовательной программе, структурной частью которой является программа НОУ.

Цель программы – повышение качества и эффективности образовательного процесса через создание условий для формирования познавательного интереса учащихся по различным предметам, формирования навыков научно – исследовательской и творчески – проектной деятельности.

Программа составлена на основе Программы развития МОУ «СОШ № 16», комплексно-целевой программы «Одаренные дети» Губкинской муниципальной комплексной программы.

Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений.

1. Педагогическое проблемное поле программы, приоритеты и принципы

Школа призвана выполнять социальный заказ государства на воспитание личности с высокой общей культурой личности, способной быстро адаптироваться к жизни в обществе, осуществить осознанный выбор и в дальнейшим освоить профессиональные образовательные программы (из Закона РФ «Об образовании», ст. 9).

Все это определило основные задачи и направления деятельности НОУ:

- формирование школьного научного сообщества со своими традициями;

- раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности;

- содействие профессиональному самоопределению учащихся;

- углубленная подготовка общества к самостоятельной исследовательской работе;

- создание условий для вовлечения в коллективную поисково-исследовательскую деятельность учащихся разных возрастов для их совместной работы с профессиональными исследователями;

- проведение исследований, имеющих практическое значение;

- разработка и реализация исследовательских проектов;

- пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства.

Деятельность НОУ по реализации поставленных задач осуществляется на основе следующих принципов:

- принцип вариативности и гибкости, предполагающий способность быстро откликаться на изменения среды, на новые потребности, предугадывать их;

- принцип непрерывности, указывающий на необходимость преемственности с другими образовательными уровнями;

- принцип синтеза в образовательном процессе интеллектуальной, эмоциональной, духовной деятельности на основе деятельности предметно-творческой, позволяющий определить место разнообразных видов исследовательской деятельности в процессе совершенствования и самосовершенствования человека;

-принцип регионализации, обеспечивающий последовательную ориентацию на региональную политику в области образования, учет особенностей региона при организации деятельности;

- принцип открытости, направленной на организацию взаимодействия всех субъектов образовательного пространства;

- принцип экологичности, указывающий, что деятельность и полученные результаты не должны противоречить нормам права, этики, общечеловеческим ценностям, не должны быть направлены на дестабилизацию, ухудшение качества жизни детей;

- принцип индивидуализированного подхода, который позволит сочетать потребности государства с потребностями личности, откроет перспективу реальной корректировки образования каждого отдельно взятого учащегося в соответствии с его социальными претензиями и реальными способностями.

2. Основные направления развития НОУ

Содержание и организация работы научного общества учащихся

Программа рассчитана на детей 2-11 классов и включает  четыре этапа.  Первый этап (2-4-е классы) формирование исследовательского поведения. Предполагается формирование у ребят навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучение их работе с учебниками и словарями. На этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности, а также формирование познавательного интереса и выявление наиболее способных к творчеству учеников. Идет обучение проектным методам.  Второй, развивающий этап (5-7-е классы) На основе сформированного исследовательского поведения идет усовершенствование научных методов познания и общеучебных ЗУН, совершенствование навыков научной организации труда, активное расширение их кругозора. Важнейшую роль в развитии интереса на данном этапе играет работа с первоисточниками, проектный метод является основным. Третий, собственно исследовательский этап. Учащиеся 8-9-х классов при желании вступают в научное общество учащихся, где вместе со старшеклассниками приобщаются к осмыслению научно-исследовательской деятельности. Учащиеся (10-11-х классов) занимаются непосредственной исследовательской деятельностью, ведется разработка как общешкольных, так и индивидуальных проектов.

Формы работы:

  1. Обучение кандидатов и членов НОУ основам научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.
  2. Организация и проведение отдельных исследовательских работ.
  3. Разработка и реализация внутрисекционных, межсекционных, общешкольных, межшкольных научно-исследовательских проектов.
  4. Создание спецкурсов, системы творческих заданий, спроектированных для различных возрастных групп учащихся.
  5. Организация выставок, проведение научных семинаров и конференций.
  6. Создание временных научно-исследовательских коллективов для решения конкретных исследовательских задач.
  7. Издание сборников, организация стенной печати, публикация статей.
  8. Изготовление пособий, наглядного, компьютерного учебного материала, видеопособий, приборов и т.д.
  9. Проведение обзоров научно-популярной литературы.

Перечень мероприятий:

№п/п

Мероприятия

Сроки реализации

Исполнители

2.1.

Диагностика и мониторинг познавательных, творческих возможностей и способностей обучающихся

в течение всего периода

школьный психолог

2.2.

Разработка и корректировка плана работы, согласование с другими образовательными направлениями в рамках преемственности.

2007-2008 учебный год

зам. директора по НМР, руководитель МО

2.3.

Разработка механизма оценки качества образования членов НОУ.

сентябрь – ноябрь 2007 года

руководитель МО

2.4.

Участие в работе МО города и области.

в течение всего периода

зам директора по НМР, руководитель МО

2.5.

Разработка модели Кодекса чести  члена НОУ

ноябрь 2007 года

руководитель  школьного НОУ

2.6.

Участие в городских, областных,  научно-практических конференциях преподавателей и учащихся

в течение всего периода

руководители секций НОУ

7

Участие в работе МО города и области 

в течение всего периода

зам директора по НМР, руководитель МО

8

Проведение научно-методических семинаров для педагогов:

2007-2012 учебный год

зам директора по НМР, руководитель МО

9

Организация работы психолого- педагогического  семинара-практикума (согласно решаемым проблемам)

в течение всего периода

зам. директора по НМР, руководитель МО

10

Организация работы методического объединения

в течение всего периода

зам. директора по  руководитель МО

11

Организация опытно-экспериментальной работы педагогов в составе

в течение всего периода

руководители секций

12

Проведение смотров, конкурсов, направленных на выявление одаренных учащихся в определенной области знаний.

в течение всего периода

зам. директора по НМР

3. Нормативно-правовая обеспеченность НОУ

Задача: создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективную деятельность научного общества учащихся в системе  учебно-воспитательной работы учреждения.

Основные направления:

  • формирование целостной нормативно-правовой базы, регламентирующей основные направления деятельности НОУ;
  • разработка нормативных документов, определяющих функционал  сотрудников в данном направлении деятельности образовательного учреждения.

Перечень мероприятий:

№п/п

Мероприятия

Сроки реализации

Исполнители

3.1.

Совершенствование Положения о  НОУ 2007-2008 учебный год руководитель школьного НОУ

3.2.

Формирование нормативно-правовой базы :

- Положение о Совете НОУ;
- Положение о школьной научно-практической конференции;
- Положение о проведении Дней науки.

2007-2008 учебный год зам. директора по УВР, руководитель школьного НОУ

3.3.

Разработка должностных обязанностей руководителей школьных секций НОУ 2007-2008 учебный год зам. директора по УВР, руководитель школьного НОУ

3.4.

Мониторинг выполнения должностных обязанностей руководителями школьных секций НОУ 2008- 2009 учебный год зам. директора по УВР, руководитель школьного НОУ

3.5.

Создание сборника нормативных документов, регламентирующих деятельность школьного НОУ 2010-2011 учебный год зам. директора по УВР, руководитель школьного НОУ

4. Управление  школьным НОУ

Задача: создание оптимальной управляющей системы на основе принципов единоначалия и коллегиальности в управлении и рационального сочетания прав, обязанностей и ответственности.

Основные направления:

  • развитие механизмов самоуправления школьным НОУ;
  • взаимодействие с образовательным учреждением (школой) на основе взаимосвязанных программ деятельности.

Перечень мероприятий:

№п/п

Мероприятия

Сроки реализации

Исполнители

4.1.

Анализ структуры системы управления НОУ, определение эффективной модели управления.

2007-2008 учебный год

зам. директора по НМР, руководитель школьного НОУ

4.2.

Создание Совета НОУ

2007-2008 учебный год

руководитель школьного НОУ

4.3.

Развитие различных форм самоуправления в НОУ

2008-2009 учебный год

руководитель школьного НОУ

4.4.

Организационно-методическое обеспечение деятельности Совета НОУ

в течение всего периода

зам. директора по НМР, руководитель МО НОУ

4.5.

Компьютеризация учебного процесса, управления, контроля.

в течение всего периода

зам. директора по НР

4.6.

Изучение положительного опыта управления в НОУ образовательных учреждений.

в течение всего периода

зам. директора по НМР, руководитель МО НОУ

5. Научное сопровождение деятельности НОУ

Задача: создание условий для развития исследовательских умений и навыков членов  НОУ.

Основные направления:

  • установление контактов с профессорско-преподавательским составом вузов;
  • организация поисковой, учебно-исследовательской деятельности учащихся;
  • участие в научно-практических конференциях, выставках научного творчества.

Перечень мероприятий:

№ п.п

Мероприятия

Сроки реализации

Исполнители

5.1.

Организация творческих групп по разработке основных проблем.

в течение всего периода

зам. директора по УВР

5.2.

Участие в научно-практических конференциях разного уровня (городских, областных, всероссийских)

в течение всего периода

руководитель МО НОУ

5.3.

Проведение специальных семинаров по основам организации и проведения научного исследования.

в течение всего периода

зам. директора по НМР, руководитель МО НОУ

6. Создание развивающей образовательной среды

Задача: создание образовательной среды, обеспечивающей эффективный личностный рост членов НОУ, их совершенствование в учебно-воспитательной деятельности.

Основные направления:

  • отбор содержания предметно-деятельной сферы секций НОУ, сферы личностного роста членов секций;
  • проектирование и организация индивидуальной работы  с учащимися на основе диагностических данных об их интересах, склонностях и, физиологических и психофизиологических особенностях;
  • разработка индивидуальных коррекционных программ, позволяющих при необходимости гибко и оперативно вносить соответствующие изменения в организацию образовательной среды.

Перечень мероприятий:

№ п\п

Мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

6.1.

Изучение физиологических и психофизиологических особенностей, интересов, склонностей, возможностей учащихся.

в течение всего периода

психолог, зам. директора по УВР

6.2.

Проектирование образовательной развивающей среды в соответствии с целью, задачами, основными направлениями деятельности НОУ, особенностями учащихся.

2007-2008 учебный год

зам. директора по УВР, руководитель школьного НОУ

6.3.

Создание  образовательной развивающей среды

2007-2012 учебные годы

зам. директора по УВР, руководитель школьного НОУ

6.4.

Мониторинг эффективности образовательной среды

с 2008 г. в течении всего периода

 

7. Взаимодействие с семьей. Социальное партнерство

Задача: расширение пространства социального партнерства, развитие различных форм взаимодействия его субъектов в целях развития личности обучающихся.

Основные направления:

  • развитие материально-технической базы НОУ;
  • обеспечение научного руководства деятельностью секций;
  • оценка деятельности педагогического коллектива НОУ;
  • организация образовательного процесса НОУ;
  • организация досуга детей;
  • изучение и распространения педагогического опыта.

Перечень мероприятий:

№ п\п

Мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

7.1.

Установление связи с попечительским советом школы

2007-2008 учебный год

зам. директора по УВР, руководитель школьного НОУ

7.2.

Установление связи с организациями - шефами

2008-2009 учебный год

зам. директора по УВР, руководитель школьного НОУ

7.3.

Обеспечение научного руководства исследовательскими работами

течении всего периода

зам. директора по УВР

7.4.

Организация повышения квалификации  руководителей секций НОУ

в течение всего периода

зам. директора по УВР

7.5.

Расширение контактов с семьей через реализацию разнообразных форм взаимодействия:

- родительский комитет;
- родительские конференции;
- совместные исследовательские работы.

 

 

8. Ожидаемые результаты программы

Реализация Программы позволит сформировать целостную социально-педагогическую систему, способствующую развитию и саморазвитию учащихся. НОУ для обучающихся должно стать обществом для получения знаний, школой культуры, развития, общения, творчества, традиций, здорового образа жизни.

Целенаправленно реализуя все  положения Программы, НОУ выпустит в жизнь выпускника, способного к следующему:

- самореализации в изменяющихся экономических и социокультурных условиях;

- осознанному профессиональному выбору с учетом своих интересов и способностей;

- творческому решению задач взаимосвязи традиций и инноваций в жизненных ситуациях, в учебе, в труде, в семье;

- продолжению образования, самообразованию, устойчивому саморазвитию на основе высокой мотивации достижений успеха в жизнедеятельности.