Цели:
- Воспитание чувства любви к своей семье и гордости за неё, чувства взаимоуважения родителей и детей.
- Развитие интереса к истории своей семье, семейным традициям, родословной.
- Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.
Ход собрания
Звучит запись песни «Родительский дом».
Вступительная часть
Кл. рук. У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом.
Дом - это не только крыша над головой, это твоя семья, самые близкие тебе люди: родители, сестры, братья, дедушки, бабушки.
Семья является для человека самым важным в жизни. Какое счастье, что у вас у всех есть семья, есть родительский дом - начало всех начал.
В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом.
Первый ведущий.
Гремите громче трубы,
Звонче звените колокола,
На встрече нашей сегодня
Вся моя семья!
Второй ведущий.
Всех, кого люблю я
И сердцем, и душой,
Сегодня в этом зале
На празднике со мной.
Кл. рук.
В нашем доме — праздник славный,
Думаю, что нет его важней.
Здесь сегодня ваши папы, мамы.
Есть ли кто-нибудь на свете
Ближе и родней?
Звучит песня «Взрослые и дети». Все рассаживаются.
Кл. рук. Мы с вами очень долго и много готовились к этой встрече и хорошо поработали. Кем нам только не доводилось побывать в течение этого времени!
Мы составляли свои родословные (в форме генеалогического древа) - и выступили в роли историков. Были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи и реликвии. Были журналистами и репортерами, когда расспрашивали родителей о своих прабабушках и прадедушках. Были корреспондентами и фотографами, когда оформляли выставку «Загляни в семейный альбом».
Мы узнали с вами много нового и интересного. Думаю, что вам сегодня есть чем поделиться друг с другом.
Есть такая пословица: «Счастье - не птица, само не прилетит».
Из чего же складывается семейное счастье?
«Семья - это семь «я». О возможных семи слагаемых счастья мы сегодня и поведем речь.
1. «Я и моя родословная»
Кл. рук. Первое слагаемое семейного счастья мы назвали «Я и моя родословная». Негоже быть «Иванами, не помнящими родства», не знать предков своих, историю рода своей семьи.
Учащиеся и родители рассказывают о родословной своей семьи.
Кл. рук. Всем известно, что во времена средневековья зародилась традиция изображения семейного герба. По сей день многие английские семьи придерживаются этой традиции. Хочется, чтобы и в нашей стране каждая семья имела свой герб. И начнем мы с ваших семей.
Родители рассказывают о гербе своей семьи.
Кл. рук. Много интересного можно узнать о своих дальних предках, но все же каждому из вас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с вами, те, кого вы зовете своей семьей. Семья, по определению, данному в словаре Ожегова, - это группа живущих вместе родственников. Сколько же их, этих родственников? Давайте считать.
Ученик читает стихотворение «Раз, два, три, четыре» А. Кардашова.
Кто живет в большой квартире?
Четверо мужчин.
Живет в квартире дедушка,
И папа, и прадедушка,
И Миха, папин сын.
Еще красавица живет
С родными неразлучно.
Один из них ее зовет
Своей любимой внучкой,
Дочкой дорогой
Зовет ее другой,
А третий - милой Машей
И хозяйкой нашей!
И называет мамой
Мужчина младший самый.
2. «Знаем ли мы друг друга»
Кл. рук. Мы продолжаем наш разговор о семейном счастье. Игра «Знаем ли мы друг друга» поможет вам узнать, как вы понимаете и знаете интересы и запросы членов своей семьи.
Классный руководитель читает вопросы взрослым и детям. Мамы пишут ответы на листочках, а дети отвечают вслух.
За каждое совпадение ответов родителей и детей семья получает один балл. В конце игры объявляются семьи, набравшие наибольшее количество баллов.
Вопросы родителям:
- Какой подарок ко дню рождения оказался бы самым лучшим для вашего ребенка?
- Как вы обычно называете ребенка дома?
- Ваш ребенок не убрал свою постель. Как вы поступите:
а) уберете сами;
б) заставите его убрать;
в) поступите как-то иначе?
Вопросы детям:
- Какой подарок ко дню рождения мамы оказался бы самым лучшим для нее?
- Как мама зовет вас дома?
- Если вы не убрали постель, то ваша мама:
а) уберет ее сама;
б) заставит убрать;
в) поступит как-то иначе?
Блиц-интервью:
- какого цвета глаза у мамы, бабушки?
- какую газету любит читать дедушка?
- когда родилась ваша семья?
- когда у членов семьи день рождения?
- ласковые имена вашего дома?
- самый счастливый день вашего дома?
Частушки в подарок.
Кл. рук.
Все начинается с семьи...
Призывный крик ребенка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы...
Все начинается с семьи...
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность в жизни видеть...
Все начинается с семьи...
Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться.
И так всю жизнь!
Но только не сдаваться!
Все начинается с семьи...
3. «Загляни в семейный альбом»
Кл. рук. О наших родственниках, о ваших семьях нам рассказывают фотографии.
Дети и родители рассказывают о семейных фотографиях.
А у бабушки моей волосы седые.
А у бабушки моей руки золотые.
И в заботах целый день рук не покладает:
То на спицах вяжет шарф, то носки латает.
Ни одной минуты нет у нее свободной.
Я без дела не сижу, помогаю тоже,
Потому что быть хочу на нее похожей.
За все, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
Зато, что солнце светит нам,
Мы благодарны нашим дорогим дедам.
Кл. рук. Семья — это продолжение вашего рода. Начало его уходит в далекое прошлое. В нем, в прошлом, лица близких и дорогих вашей семье людей. Они подарили жизнь вашим родителям и, благодаря судьбе, ваши родители смогли встретить друг друга. Ваши предки подарили жизнь вашим бабушкам и дедушкам, прабабушкам и прадедушкам. Давайте сегодня мы вспомним о них с добрыми словами и зажжем в их память эти маленькие свечи! Они станут незримой ниточкой, связывающей день прошлый и день сегодняшний.
Все встают. Каждый человек в зале зажигает маленькую свечу. Звучит музыка песни «Родительский дом». Все участники праздника поют.
4. Игра «Семейное воспитание»
Кл. рук. Сейчас мы предлагаем вам ролевую игру «Педагогические ситуации», которая поможет и вам, и нам разобраться в некоторых сложных ситуациях, возникающих и в вашей семье, и в школе, и на улице.
Ситуация 1 (для родителей)
- Ваш ребенок сильно увлечен телевизором, компьютером, из-за этого потерял друзей. Как вы решите эту проблему?
Родители высказывают свои предложения.
Ситуация 2 (для детей)
Классный руководитель предлагает посмотреть сценку и ответить на вопрос: как поступила бы ваша мама?
Сценку показывают заранее подготовленные дети.
- Мама, купи мне новый аквариум.
- Это зачем?
- Мне старый уже не нравится.
- Коля, на эти деньги мы купим тебе новый костюм.
- Нет, я хочу аквариум, сегодня же!
Дети высказывают свои мнения.
Ситуация 3 (для родителей)
- Ваш ребенок пришел из школы расстроенный. Ваши действия? Как у вас в семье встречают детей из школы?
Родители дают свои ответы на вопрос.
Ситуация 4 (для детей)
- Наступил долгожданный праздник. Что бы вы выбрали себе в подарок?
а) фирменные джинсы;
б) десять коробок конфет;
в) поездку в театр с родителями.
Дети высказывают свои мнения.
Конкурсы
В каждом конкурсе участвуют 3—4 семьи. Задания выполняются на время.
- Мама и ребенок опутываются скакалкой. Папа должен распутать ее.
- Мамы должны накормить отцов какой-нибудь едой.
- Ребенок должен помочь бабушке втянуть нитку в иголку и пришить пуговицу, подобрав ее в тон к одежде бабушки.
- Ребенок должен выбрать среди разложенных газет ту, которую читает дедушка и как можно быстрее принести ему.
5. «Семейные реликвии»
Кл. рук.
Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие.
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага.
Кл. рук. Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем пойдет дальше наш разговор.
- Что в семье самое дорогое? Ее берегут, передают из поколения в поколение. (Семейная реликвия.)
Взрослые и дети демонстрируют семейные реликвии и рассказывают их истории.
6. «Равнодушие или любовь»
Да, так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети родителем.
И все же - не стоит детей корить,
Ведь им не всегда щебетать на ветках.
Когда-то и им малышей растить,
Все перечувствовать и пережить,
И побывать в «стариках» и «предках».
- Давайте любить и быть любимыми. Давайте в своей семье мы будем пользоваться этим сильным и безотказным оружием - словом «люблю».
1. Какой наш дом без папы!
Правда же, ребята?
Кто починит табуретку,
На машине подвезет,
В дневнике моем отметки
Знает все наперечет!2. Почему в той квартире грохочущий шум,
Зашкалили разом все датчики.
Это папа, забыв про сон и еду,
Решает с сыном математику.3. Вот так чудо! Вот так дела!
У нас газета ожила!
Она на носу у папы лежит
И в тон его храпу шуршит!4. Мы с лапой решили уборкой заняться.
«Мой друг! — сказал папа. — Пора приучаться».
«Идея прекрасная» — мама сказала
И тотчас из дома она убежала.
Пять часов мама в парке сидит,
Со страхом она на мобильный глядит.
«Когда же уборке будет конец.
Смогу ль я вернутся домой, наконец!»5. Мы шутим, конечно,
Но очень приятно,
Когда с тобой рядом
Твой умный папа!
«Песня про папу». Музыка В. Шаинского.
Блиц — опрос учащихся.
- любимая папина еда;
- любимая папина одежда;
- размер обуви папы;
- любимая папина газета;
- любимое место в доме.
От чистого сердца, простыми словами
Давайте, друзья, потолкуем о маме.
Мы любим ее, как хорошего друга,
За то, что у нас с нею все сообща,
За то, что, когда нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть у родного плеча.
Мы любим ее и за то, что порою
Становятся строже в морщинках глаза,
Но стоит с повинной прийти головою –
Исчезнут морщинки, умчится гроза.
За то, что всегда без утайки и прямо
Мы можем доверить ей сердце свое,
И просто за то, что она - наша мама,
Мы крепко и нежно любим ее.
- Давайте скажем теплые и сердечные слова друг другу: родители - детям; дети – родителям.
Дети дарят подарки родителям.
7. «Семейный отдых»
- Спортивный отдых. (Семья рассказывает о занятиях спортом и демонстрирует спортивные достижения)
- Пой песню и отдыхай. (Семья исполняет песню)
- Танец тоже отдых. (Семья исполняет национальный танец)
Решение родительского собрания.
Кл. рук. Есть одно правило жизни: чтобы поняли тебя, должен и ты понять другого. А поэтому старайтесь жить так, чтобы в семье было все хорошо.
- Помогайте родителям по дому, выполняйте задания учителей, и вы увидите, что ваши родители будут чаще улыбаться.
- А вам, дорогие мамы и папы, хочется пожелать следующее: будущее принадлежит только детям. Делайте все, чтобы детство и будущее ваших детей были прекрасными.
Уч-ся.
В праздник наш такой желанный
Что же вам еще сказать?
Разрешите всем сейчас нам
Вам здоровья пожелать!
Не болейте! Не старейте!
Не сердитесь никогда!
Вот такими молодыми
Оставайтесь навсегда!
Кл. рук. Я желаю вам счастья в семье: в той, в которой вы живете сегодня; которую сами создадите завтра. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопомощь и взаимопонимание, пусть жизнь ваша будет богата и духовно, и материально.