Выступление на семинаре по теме "Растим талантливого читателя"

Разделы: Начальная школа


Тема выступления: Развитие творческих способностей младших школьников в процессе изучения литературы.

Развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей школы, и особенно начальной. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений. Привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Работа учителя по развитию творческих способностей учащихся начальной школы складывается, по мнению М. Львова, из трех качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности. Во-первых, наблюдательность, речевая  и общая активность, общительность, хорошо натренированная память, привычка анализировать и осмысливать факты, воля, воображение. Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика через различные виды искусства. В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе конструирования.

На уроке должно быть разнообразие деятельности: разнообразие изучаемого материала, разнообразие способов работы. Это побуждает детей к активности. Необходимо. Чтобы  и в материале и в способе деятельности было что-то новое. Одна и та же проблема изучается с разных сторон.

Психологические составляющие творческой деятельности:

  1. Гибкость ума.
  2. Систематичность и последовательность мышления.
  3. Диалектическая готовность к риску и ответственность за принятое решение.

Из всех форм творчества наиболее характерными для учеников начальной школы является литературное творчество.

В литературном образовании младших школьников выделяются два взаимосвязанных направления: формирование квалифицированного читателя, обучение анализу художественного произведения с эстетических позиций и воспитание «маленького писателя», обучение эстетическому восприятию действительности и развитие способности выражать свои впечатления, переживания, размышления о слове.

Психология младших школьников такова, что она отличается остротой и свежестью восприятия, поэтому мышление у них опирается больше на восприятие или представление. Следовательно, для формирования творческой деятельности первостепенное значение имеет развитие наблюдательности и восприятия. Проблема полноценного восприятия художественного произведения в начальной школе остается достаточно острой.

Отсюда следует, что задачей учителя должно стать применение на уроках эффективных методов, приемов, форм и средств обучения, способствующих разрешению данной проблемы. Множество видов работы над текстом на уроке чтения позволяет раскрыть и в дальнейшем развивать творческие способности младших школьников.

Приведу некоторые фрагменты из опыта моей работы.

Простое задание – составить пять вопросов к тексту, превращаю в увлекательную игру «Верно – неверно». Эту игру предлагаю сразу после прочтения текста. Заранее выбираю из текста фразы и некоторые из них изменяю. Зачитываю фразу и если она верная, то дети ее помечают цифрой 1, а если нет, то цифрой 0. Например, при изучении фрагмента повести Иосифа Дика «В дебрях Кара-Бумбы» предложила детям такие фразы:

  • Наши семьи обычно уезжали на двести километров от Москвы. (0)
  • Под Коломну. (1)
  • И там жили до конца августа. (1)
  • У тети Груни и ее сына Сашки Кривого. (0)
  • Лешкину маму звали Тина Львовна. (1)

Таким образом, у учащихся получается цепочка цифр 01101. проверяем, что получилось у детей и по ходу проверки они исправляют неверные высказывания. В дальнейшем дети будут выполнять подобные задания самостоятельно.

Детям очень нравятся задания тестового характера. Такой вид работы хорошо применять при изучении объемных произведений или состоящих из нескольких глав. Однако его можно применять и после самостоятельного чтения теста детьми. Приведу пример теста, который я провела  после прочтения детьми первой части повести И. Дика. (Приложение)

«В дебрях Кара-Бумбы»

1. Повествование ведется от имени:

а) Мальчика-рассказчика
б) Мамы мальчика
в) Его друга Лешки

2. Ребята отправились:

а) На прогулку
б) В школу
в) В путешествие

3. Они:

а) Пошли пешком
б) Поехали на поезде
в) На электричке

Проверить этот тест можно разными способами:

  • Открыть на доске заранее написанные правильные ответы, учащиеся сверяют свои ответы с доской. Затем, попросить поднять руки тех детей, которые выполнили задание без ошибок.
  • Зачитать вопросы теста, а дети зачитывают правильные ответы из текста учебника.
  • Ученики могут выполнить проверку в парах, после того как учитель повторит вопросы.

С целью развития и тренировки памяти учащихся на уроке я систематически провожу  упражнение «Фотоглаз». Суть этого упражнения заключается в том, что на доске заранее записана группа слов, которая открывается детям лишь на несколько секунд, после чего дети должны воспроизвести по памяти как можно больше слов. Далее можно провести сравнение слов, подбор синонимов или антонимов, подходящих по смыслу слов или одно слово, к которому можно было бы отнести все эти слова и т.д. желательно, чтобы группа слов, подобранных для этого упражнения, имела непосредственное отношение к теме урока.

Довольно часто я предлагаю ребятам работу с фрагментами текста, в которых пропущены или изменены отдельные слова и фразы, но смысл содержания при этом не изменяется. (Приложение) Задания к данным отрывкам могут быть разными:

  • Найти данный отрывок в тексте и сравнить его с авторским вариантом. Выяснить, какой вариант красочнее и почему.
  • Предложить детям дополнить данный отрывок своими словами (глаголами, прилагательными, однородными членами предложения и т.д.)

Такие задания являются одним из средств, применение которых, на мой взгляд, позволяет повысить уровень восприятия художественного произведения.

С такой же целью я использую и другой прием, когда детям предлагается отрывок авторского текста, в котором необходимо:

  • Убрать прилагательные, а затем сравнить с тем, что получилось.
  • Заменить глаголы, которые использует автор на другие и тоже сравнить получившийся текст с авторским вариантом.

Подобные задания позволяют не только работать над развитием творческих способностей детей, но и воспитывать у них  бережное отношение к слову.

Одним средств развития воображения младших школьников являются задания, в которых им предлагают продолжить фразы. Подобные задания позволяют развивать творческую активность детей и одновременно обеспечивают лучшее понимание ими  замысла автора. Например, при работе над произведением И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы»  я предложила детям закончить такие фразы:

  • Мое терпение лопнуло, потому что …
  • Это были блаженные минуты, потому что …
  • Если бы моя мама узнала о том, что мы … , то …
  • Если бы Тина Львовна узнала о том, что мы … , то …

Речь наших учеников зачастую характеризуется малой выразительностью и неточным употреблением языковых средств. Поэтому необходимо обучать младших школьников правильному и целесообразному выбору средств языка при построении собственных высказываний. Соответствующая работа должна быть направлена не только на приобретение знаний, но и на развитие языкового чувства детей, языковой интуиции, на накопление речевого опыта. Одним из средств, позволяющих добиваться именно этих целей, является работа с фразеологизмами.

Данная работа стимулирует развитие речи и мышления детей, позволяет формировать умения абстрагироваться, а абстракция является конструирующим элементом мыслительной деятельности учащихся. Приведу пример использования работы с фразеологизмами  в работе над произведением И. Дика « В дебрях Кара-Бумбы»:

Кто из героев произведения мог так сказать и почему:

  • В один голос.
  • В пух и прах.
  • Выходит из себя.

Детское творчество неисчерпаемо. Важным является свободная атмосфера в классе. Доверие и уважение со стороны учителя, предоставление ученикам свободы суждения и право отстаивать свою точку зрения, внимание к интересам и склонностям каждого ученика.

Главный стимул творчества – огромная радость, которую получают и ученик и учитель.

Презентация фрагмента урока.

Разрешите предложить вашему вниманию фрагмент урока литературного чтения в 3 классе на этапе проверки домашнего задания. На предыдущем уроке мы начали знакомство с произведением Иосифа Дика  «В дебрях Кара-Бумбы». Дома ребята должны были самостоятельно дочитать первую главу повести.

Цель этапа проверки домашнего задания заключается не только в том, чтобы проверить качество усвоения изучаемого материала, а также в создании атмосферы творчества и положительного настроя  детей на дальнейшую работу на уроке.

Для реализации данной цели я использую следующие приемы:

  1. Игра «Фотоглаз» позволяет работать над развитием памяти детей, совершенствовать навык чтения и плавно перейти к проверке домашнего задания.
  2. Моделирование ситуаций в заданиях «Дополните фразу», позволяет учителю проверить то, насколько  дети понимают прочитанное и ориентируются в тексте произведения.
  3. Работа с фразеологизмами обогащает словарный запас и позволяет работать над развитием речевых умений.
  4. Цифровой диктант развивает внимание учащихся и активизирует их мыслительную деятельность.
  5. Работа в группах формирует умение детей сотрудничать друг с другом.
  6. Творческое задание по составлению текста телеграммы имеет не только развивающее значение, но и воспитательное.
  7. Этап обсуждения качества выполнения задания имеет огромное влияние на формирование самооценки учащихся.

Таким образом, только на этапе проверки домашнего задания, я использую семь дидактических моментов. Все это позволяет не только разнообразить работу над текстом, но и создать положительный эмоциональный фон урока, а также условия для развития самостоятельности, активности, инициативы, т.е. качеств сопутствующих творчеству и обуславливающих развитие творческих способностей учащихся. 

Фрагмент открытого урока литературы в 3-м классе.

Тема. Иосиф Дик « В дебрях Кара – Бумбы».

Цели:

  1. Создать в детском коллективе атмосферу творчества и созидания, тем самым, помогая раскрыться способностям каждого ученика.
  2. Приучать детей выполнять задания в своем неповторимом варианте, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу, т.е. качества сопутствующие творчеству и обуславливающие развитие творческих способностей учащихся.
  3. Воспитывать у учащихся живой интерес к изучаемому предмету, к родному слову. 

Ход урока

I. Организационный момент

II. Подготовка к проверке домашнего задания

  1. Фотоглаз: любознательные, смелые, бесстрашные, пытливые, отважные, храбрые, решительные, уверенные. (Слова написаны на доске. Учитель открывает доску и дает возможность детям прочитать слова за ограниченный промежуток времени – 10-15 сек. Затем вновь закрывает доску.)
  2. Что объединяет данные прилагательные? (Это качества, которыми должны обладать изыскатели)
  3. Какие слова вы запомнили? (Дети называют слова. Побеждает тот, кто запоминает больше слов)
  4. Затем учитель вновь открывает доску и дети  сравнивают свои ответы.

III. Проверка домашнего задания

1. Какими из этих качеств обладают главные герои повести Иосифа Дика? (Дети высказывают свои мнения и аргументируют их)

2. Дополните фразу:

Настроение было великолепное, потому что…

3. Работа с фразеологизмами.

На доске написаны фразеологизмы:

Будь что будет.
Во все глаза.
Волосы становятся дыбом.

- Кто из героев произведения мог бы так сказать?

4. А теперь давайте выясним, кто же был самым внимательным читателем. Я буду читать предложения, если оно верное, то вы пишите 1, а если нет, то 0.

5. Цифровой диктант:

  1. Мы с другом Лешкой отправились в деревню под Коломной без разрешения мам. (0)
  2. На берегу реки Оки мы встретили какого-то смешного дядьку. (1)
  3. Это был геолог, звали его Владимир Сергеевич. (1)
  4. Мы решили остаться ночевать на берегу реки в шалаше Владимира Сергеевича. (0)
  5. Чтобы наши мамы не волновались, мы отправили им телеграмму с текстом: "Ищите на Оке". (0)

6. Проверка коллективная. Обсуждение правильных ответов.

7. Работа в группах:

1 группа – Моделирование  ситуации  «Что могло произойти?»: Если бы наши мамы приехали в деревню, то …

2 группа – Дополните  фразы: Мы отправили нашим мамам телеграмму, потому что …

3 группа – Моделирование  ситуации « Что произойдет?»: Когда мамы получили нашу телеграмму …

8. Коллективное обсуждение:

- Какую же телеграмму отправили ребята своим мамам?

- Какую телеграмму надо было отправить мамам, чтобы они не беспокоились?

9. Работа в группах по составлению текста телеграммы.

- Какой должна быть телеграмма? (Краткой, лаконичной, понятной.)

10. Проверка: каждая группа зачитывает текст составленной телеграммы. Обсуждение предложенных вариантов.

IV. Итог этапа проверки домашнего задания

Мы прочитали лишь фрагмент произведения. Скажите, кого заинтересовала эта история? Кто хотел бы прочитать все произведение?