Урок математики в 4-м классе по программе "Школа-2100" по теме "Измерение величины углов. Транспортир"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Измерение величины углов. Транспортир».

Цели:

  1. Продолжить знакомство с транспортиром, формирование умения измерять углы с помощью транспортира, строить углы по заданному значению их величины, складывать и вычитать величины углов.
  2. Закреплять умение анализировать и самостоятельно решать задачи разного вида, выполнять действия со смешанными и дробными числами, находить часть от числа.
  3. Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, математические способности, творческие способности, навыки контроля и самоконтроля, коммуникативные навыки.
  4. Воспитывать взаимоуважение, взаимовыручку, тактичность.
  5. Сохранять здоровье учащихся, профилактика близорукости.

Ход урока

I. Организационный момент

Сегодня чудесный день. Давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям, солнышку, себе. Я желаю вам успехов, все у вас получится.

Нам предстоит серьезная работа, поэтому давайте настроим наш организм, мобилизируем внутренние силы,  активизируем работу полушариев и выполним упражнение «Волшебная восьмерка» (по 3 раза каждой рукой, двумя руками в одну сторону, в другую, в разные).

Итак, настроились, мы начинаем.

Посмотрите на план сегодняшнего урока. Вот, что ожидает нас на уроке («Зарядка для ума», «Практическая работа», «Самостоятельная работа в группах», «Работа в парах», «Полянка настроения»)

II. Актуализация знаний

Начинаем с зарядки для ума.

Зарядка для ума

1. Проанализируйте самостоятельно и выберите способ решения задач. Решите задачи, подойдите ко мне и шепните ответ мне на ушко.

1) Путник прошел 2/3 дороги. Какова длина всей дороги, если он прошел 6 км? (6 : 2 х 3 = 9 км)

2) Мальчик исписал 10 страниц тетради. Это составляет 2/4 тетради. Сколько страниц всего в тетради? (10 : 2 х 4 = 20 страниц)

2. Соотношение единиц измерения величин.

Я вам буду показывать таблички, а вы найдите в нашем классе значения равные данным на этих табличках. (Таблички с ответами развешаны на стенах по периметру класса)

- На какие две группы можно разделить эти записи? (Составные именованные числа и простые именованные числа). Какие величины остались не названы? (Единица измерения углов – градус)

Просмотр отрывка из сказки «Путешествие в царство геометрических фигур. Углы» по телевизору.

- Давайте вспомним, какие виды углов вы еще знаете, а герои этой сказки не знают?

3. Виды углов.

- Подойдите к нужным табличкам. Сколько градусов содержит угол, если он составляет:

1/2 развернутого угла; 1/3 развернутого угла; 5/6 прямого угла; 3/5 прямого угла.

- Какие это углы? (Прямой, острые) Почему? Каких углов не хватает на табличках? (Тупой, развернутый) Что вы можете сказать об этих углах?

Молодцы! Очень хорошо справились. А что мы с вами развивали на этом этапе?

III. Определение темы урока, целей

Вспомните, какие задания вы решали и попробуйте определить цель сегодняшнего урока. Чему будем учиться? (отрабатывать навык использования транспортира для измерения величины углов). Определите тему сегодняшнего урока. (тема: «Измерение величины углов»)

IV. Работа по теме урока

- Что же нам необходимо для измерения величины угла? Что такое транспортир? Из чего он состоит? Как измерить угол при помощи транспортира? (Повторение алгоритма)

Совместить вершину угла с центром транспортира

Расположить транспортир так, чтобы сторона угла проходила через нуль шкалы транспортира

Определить по шкале меру угла – координату точки, в которой вторая сторона пересекает шкалу

- Сейчас вы будете измерять углы, находить величины заданных углов и попробуете сделать вывод, как найти величину углов, не измеряя их (по заданию).

Дифференцированная работа по группам. Взаимопроверка

С.22 ,№1 (Косарев С., Гагарин А., , Поспелова В., Федоров К.)

С.22 ,№2 (Каримов Р., Спиридонов М., Борисенко А., Бугаев Д.)

С.22 ,№3 (Барцева Н., Солодова Л., Лесникова А, Демина Е.)

- Сейчас один представитель от каждой группы представит результат работы, сформулирует вывод. Какой вывод сделали участники 1 группы? Как узнали величину угла АОД, угла ВАС (2 группа), угла АОС (3 группа)?

V. Физкультминутка

Гимнастика для глаз

«Волшебная восьмерка»

VI. Повторение

Переходим к повторению. Сегодня я вам предлагаю решить примеры (действия со смешанными числами), поработав в парах.

- Что нам нужно для успешной совместной работы?

С.25 №14 (В) (учебник «Математика», 4 класс, Петерсон Л.Г.)

- Договоритесь, кто какие примеры будет решать. После окончания работы – проверка по эталону на доске.

Кто решит быстро и правильно выполняет дополнительное задание С.25 №14 (а,б) (по выбору)

VII. Подведение итогов

- Подходит к концу наш урок. Давайте подведем итог.

- Скажите, чему научились на сегодняшнем уроке?

- А зачем вам нужны эти знания и умения?

- Что уже хорошо получается?

- Над чем еще нужно поработать?

«Полянка настроения»

Попробуйте оценить свою работу.

  • Красный цветок – доволен своей работой, отлично поработал!
  • Желтый цветок – хорошо, но можно было и лучше.
  • Синий цветок – надо еще постараться.

Посмотрите, какая чудесная полянка у нас получилась.

- А я вашу работу оценила так: все сегодня хорошо потрудились, многому научились. Молодцы! Спасибо за урок!

Список используемой литературы

  1. Математика. 4 класс. Поурочные планы по учебнику Л.Г. Петерсон/ Автор – составитель Т.В.Бут.- Волгоград: Учитель, 2005 год;
  2. Математика. 2-4класс: олимпиадные задания/ составитель Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2007;
  3. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. - М: Просвещение: Учебная литература, 1997