Урок чтения в 3-м классе по теме "Обобщение по разделу № 5 "Глухая пора листопада"! УМК "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа


Тема: Обобщение по разделу № 5 «Глухая пора листопада…»

Цели:

  1. Обобщение знаний по разделу (автор, название произведения, главная тема);
  2. Анализ новых знаний о литературных понятиях
    - олицетворение;
    - цитата.
  3. Развитие устной речи через заучивание стихотворений, прозы(интонация, темп, логическое ударение и т. д.).
  4. Развивать использование выборочного чтения для подтверждения какой либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.
  5. Развитие образного мышления, воспитание различными способами искусства.

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания:

- Чтение наизусть абзацев из произведения Константина Паустовского «Прощание с летом» (по рядам, выборочно), анализ произведения.

- Выразительное чтение «Иней» Бориса Пастернака.

2. Основная тема урока.

2.1. -Скажите, как называется пятый раздел книги по которой мы занимаемся по чтению «В одном счастливом детстве»?(«Глухая пора листопада…»).

- С какими произведениями мы познакомились в данном разделе, кто авторы?

(А.С. Пушкин «Осень», К. Бальмонт «Осень», Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», К. Паустовский «Мой дом», «Прощание с летом», Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом», Б. Пастернак «Иней»).(на доску вывешиваются портреты авторов см.приложение).

- О каком времени года прочитанные нами произведения? (осень).

- Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь).

- Назовите основные признаки осени ( желтые листья, холодные дни, иней на деревьях и т. д.).

- Мы знаем насколько живо образно можно рисовать словами, сколько оттенков, можно передать или какой богатой и насыщенной может быть мелодия стихотворения и прозы. Поэт, писатель – волшебник слова, художник слова. Они способны рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека.

2.2. - По каким приметам можно догадаться, что речь в произведении идет о наступлении осени? В каком произведении мы это наблюдаем? Зачитайте( К. Бальмонт «Осень»).

- В каких произведениях мы видим описания ранней, наступившей осени? Зачитайте(Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной …»).

- В каких произведениях мы видим описание поздней осени? Зачитайте (А. С. Пушкин «Осень»).

3. Физкультминутка.

Тихо встали, потянулись
Влево вправо повернулись
Руки в стороны и в вверх
Каждый сядет тише всех.

4. Продолжение работы по основной теме.

Увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки и уловить запахи, насладиться разнообразием её красок помогает нам искусство: живопись, музыка.

- Рассмотрите репродукцию Витольда Бялыницкого-Бируля «Задумчивые дни осени»(на доску вывешивается репродукция данной картины см. приложение)

- Каким он видит осень, какое из произведений нами изученных подходит к данной репродукции? Зачитайте (Д. Самойлов «Перед снегом»).

- Какую осень вы увидели в этом стихотворении- раннюю или позднюю? Почему вы так считаете? Найдите в стихотворении детали, из которых складывается пейзаж.

-Рассмотрите репродукцию картины Михаила Нестерова «Осенний пейзаж» - тоже подходит под описание ещё одного изученного нами произведения. Какого? Назовите и зачитайте (К. Паустовский «Мой дом»),(см. приложение).

-Представьте, что вы ночуете в беседке, расскажите о звуках и запахах осеннего сада.

- Рассмотрите репродукции картин Игоря Грабаря «Рябинка», Исаак Левитан «Золотая осень».(см. приложение).

- Какая здесь осень?(яркая, весёлая, красочная, сказочная),какое произведение подходит по настроению к данным репродукциям? Зачитайте (Г. Сапгир « Четыре конверта»).

- В чём сказочность стихотворения Генриха Сапгира? (Часть произведения идёт от лица животных, которые рассказывают как они готовятся к зиме в осенний период).

- А вот ещё одна репродукция картины Игоря Грабаря «Сентябрьский снег».( см. приложение). Какое настроение у вас вызывает данная репродукция? Какое произведение, подходит по описанию? (К. Паустовский «Прощание с летом» ). Зачитайте из данного произведения описание первого осеннего снега, описание осени, с чем сравнивает автор первый снег, наросшую полоску льда, небо и т. д.

4.1. - А теперь послушайте, как слышит, описывает, представляет осень- композитор Пётр Ильич Чайковский (на доску вывешивается портрет композитора см. приложение). Учащимся предлагается прослушать отрывок из его музыкального произведения «Времена года» «Осень».

- Какая осень, что вы представляли во время прослушивания, какие строки и из каких произведений вам вспоминались?

4.2 – Какие новые литературные понятия мы с вами узнали в данном разделе?(олицетворение, цитата).

- Что такое олицетворение, приведите примеры.

5. Итоги урока.

- Что понравилось на данном уроке?

- Какие выводы можно сделать глядя на репродукции картин, на прочитанные произведения, прослушанную музыку? ( Что все виды искусства очень важны для человека и вдохновляют друг друга к творческому процессу).

6. Выставление оценок.

7. Домашнее задание:

- Написать сочинение «Такая разная осень».

- Подготовиться к проверочной работе.

Приложение.