"Каким словом жив человек?" (проблемный анализ рассказа Ю.В. Буйды "Синдбад Мореход")

Разделы: Литература


Урок разработан для учащихся 12 класса по современному произведению, раздел Программы по литературе «Современная литературная ситуация», предложенный в обзорном изучении. Для анализа взят рассказ современного автора, дающий читателю возможность подумать не только о судьбе героини, но и о своей собственной жизни. Задача литературного воспитания сегодня – пробудить сочувствие, сострадание к судьбе человека, обратить внимание современного молодого человека на проблему отчуждения и одиночества людей.

Содержание урока:

1. Экспозиция.

Дорогие мои друзья! Скажите, пожалуйста, в какую пору жизни вы обращаетесь к поэзии? Что она значит для вас? Помогает вам поэзия или нет?

Ученики дают короткие ответы.

  • «Когда остаешься один, наедине с самим собой, когда появляется много времени на размышления, когда в обществе одиноко и скучно»;
  • «Я к поэзии обращаюсь только в особых случаях: Новый год, 8 Марта. Люблю оригинально кого-либо поздравить. Когда-то в раннем детстве сама пописывала стихи, а сейчас чаще вычитываю в газетах юмористические и сатирические стихи»;
  • «К поэзии отношения не имею»;
  • «Я обращаюсь к поэзии только на уроках литературы»;
  • «Обращаюсь всегда в особенные минуты моей жизни и жизни моих близких».
На экране проходит стихотворение А.С.Пушкина «Я вас любил…»

Вопросы ко всем нам:

  • Когда мы познакомились с данным стихотворением? Как прочитали его? Как часто мы обращаемся к его содержанию?

Ответы: «Давно, еще в 9 классе», «По телевизору слышу частенько», «Совсем случайно на днях прочитал это стихотворение», «Не помню, не знаю»…

2. Чтение рассказа, «с чувством, с толком, с расстановкой». (Читает текст учитель.)

«Перед смертью Катерина Ивановна Момотова велела позвать доктора Шеберстова» и вручила ему ключ от своего дома, «свернутый вчетверо листок бумаги и попросила сжечь этот листок вместе с остальными».

Так начинается повествование, которое сразу заинтересовывает читателя. Мы тоже обращаем на это внимание. Что за листок, что написано на нем и почему сжечь?

Шеберстов приглашает «прогуляться» к Момотовой Кате участкового Лешу Леонтьева, который сразу откликается и озвучивает перед читателями прозвище старухи. Синдбад Мореход. Такое название имеет рассказ Буйды.

  • Обращаем внимание на название рассказа.

Ученики вспоминают мультипликационный фильм о любителе приключений, пирате Синдбаде Мореходе. Интерес усиливается. Почему старуха названа таким прозвищем?

Далее читаем… «Они неторопливо зашагали по плитчатому тротуару в сторону мельницы, рядом с которой и жила Катерина Ивановна, известная всему городку своей образцово не задавшейся жизнью». Мы не можем не обратить внимание на сочетание слов: «образцово не задавшаяся жизнь». Но… пока читаем текст рассказа.

3. Ученики получают распечатанный текст хронологии жизни Катерины Ивановны и вычитывают его, отмечая вехи ее жизни.

  • В городок приехала с первыми переселенцами.
  • Муж работал на бумажной фабрике, она – прачкой в больнице.
  • У них было четверо детей – двое своих да двоих взяли из детдома.
  • Маленькая сухонькая женщина тянула большое хозяйство, ухаживала за прибаливавшим мужем (он был трижды ранен на фронте) и детьми.
  • В 1957 году лишилась ноги по колено, в том же году утонул в реке сын Вася.
  • Через три года отмучился Федор Федорович: не перенес операции на задетом осколком сердце.
  • Дочери выросли и разъехались, младшая Верочка оставила сына бабушке и исчезла.
  • Мальчик вырос и ушел в армию, потом женился и изредка присылал открытки с пожеланиями успехов в труде и счастья в личной жизни.
  • Пенсия была крошечная, Катерина Ивановна как-то незаметно для себя втянулась в сбор пустых бутылок. Для этого она ежедневно проделывала многокилометровые походы, за что и была прозвана Синдбадом Мореходом.

4. Театрализация текста. Классное помещение условно разделено на две комнаты героини (нам это удобно, так как в классе есть занавес). Мы встаем и вместе с Шеберстовым и Леонтьевым проходим во вторую комнату старухи.

Шеберстов уже раскрыл листок, что она ему вручила, «и лицо его побагровело и набрякло». Почему? Что было написано на этом листке?

И вот что видим… «Неяркая лампочка без абажура освещала громадную груду бумаги, занимавшую едва ли не все свободное пространство». Что, она писала романы? Начинаем читать и что видим? На всем листках «Я вас любил: любовь еще, быть может…» Да ведь это стихотворение нашего великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина! «Неужели она…» (Леонтьев) – «А ты думал, что душу черт выдумал?» (Шеберстов)

5. «До самого утра они разбирали бумаги»:

Каждый день, начиная с 11 ноября 1945 года, она переписывала стихотворение Пушкина «Я вас любил…». Сохранилось восемнадцать тысяч двести пятьдесят два листа бумаги разного формата, на каждом – восемь бессмертных строк, не утративших красоты даже без знаков препинания.

6. Творческое задание. Представить на листках бумаги стихотворение так, как оно могло выглядеть в письме Катерины Ивановны.

У каждого ученика, участника урока, появляется свой вариант листка. Здесь даже играет роль почерк человека.

«Я вас любил любовь еще быть можеть в моей душе угасла не совсем но пусть она вас больше не тревожит я не хочу печалить вас ничем я вас любил безмолвно безнадежно то робостью то ревностью томим я вас любил так искренно так нежно как дай вам Бог любимой быть другим

19 апреля 1960 года помер Федор Федорович»

Писала она, видимо, по памяти и делала ошибки: «можеть», «Бог» писала с большой буквы.

Внизу каждого листа обязательно ставила дату и – очень редко – прибавляла несколько слов: 5 марта 1953 года – «помер Сталин», 19 апреля 1960 года – «помер Федор Федорович», 12 апреля 1961 года - «Гагарин улетел на Луну», 29 августа 1970 года – «Петинька (это был внук) родил дочку Ксению»…

«Несколько листков были обожжены по углам, некоторые – порваны, и можно было только гадать, в каком душевном состоянии она была в тот день, когда в очередной раз писала «Я вас любил…»

7. Чтение рассказа.

«Под утро Шеберстов и Леша растопили печку и принялись жечь бумагу. Уже через полчаса печка нагрелась, в комнате стало жарко. Оба чувствовали себя почему-то неловко…» В этот момент, возможно, старуха умирала в больнице, врач говорил Шеберстову, что до утра она вряд ли протянет. «Один листок Шеберстов все же сохранил, хотя сам не понимал, зачем и почему. Быть может, лишь потому, что на нем – впервые – старуха не поставила дату».

8. Проблемный анализ рассказа.

( В процессе анализа принимают участие все: и учитель, и ученики).

  • В рассказе имеются два вставных эпизода. Для чего они нужны автору?

Стихотворение Николая Заболоцкого поможет нам осмыслить этот вопрос:

Два мира есть у человека –
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.

Первый эпизод говорит о внешней жизни Катерины Ивановны, жизни для людей.

В городке она приезжая. Был муж, трижды раненный на фронте. Было четверо детей - двое своих, двое детдомовских. Была работа, большое хозяйство. Но несчастья не преминули себя ждать, и вот в 1957 году лишилась Катя Момотова ноги по колено (попала под поезд), потеряла постоянную работу, в этом же году утонул в реке старший сын Вася, в 1960 году умер-отмучился муж Федор Федорович (не перенес операции на задетом осколком сердце). Дальше дочери выросли и разъехались, только младшая Верочка, перед тем как навсегда сгинуть в Сибири, оставила бабушке сына. Мальчик вырос, отслужил в армии, женился и уехал от бабушки, присылая ей впоследствии открытку «с пожеланиями успехов в труде и счастья в личной жизни» к Новому году да к Первому мая. Как-то незаметно втянулась Катерина Ивановна в сбор пустых бутылок, проделывая на больной ноге многокилометровые походы, за что и получила от сограждан городка прозвище Синдбад Мореход. Как точно заметил великий наш русский писатель Николай Васильевич Гоголь, «выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему и в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку,…и на край света.» И вот «живой и бойкий русский ум» жителей городка «влепил» Катерине Ивановне прозвище «как пашпорт на вечную носку», лишилась она и имени своего. Одна цена ей стала – прозвище или выкрики мальчишек-конкурентов в сборе пустых бутылок: «Почем фунт старушатины!».

Что видели окружающие в ее днях и годах, на что отзывается «городская царица Буяниха» следующим резюме: «Другая на ее месте давным-давно померла бы, а эта еще и не чокнулась по-настоящему».

Другой эпизод обнаруживает перед Шеберстовым и Леонтьевым и нами, читателями, внутреннюю жизнь Катерины Ивановны. Оказывается, что каждый день был наполнен содержанием, о чем свидетельствует ее обращение к стихотворению-шедевру Александра Пушкина. Сама того не ведая, возможно, она чувствовала и сберегала красоту и стойкость души.

…Удивительно большая жизнь Катерины Ивановны видится в том, что она восемнадцать тысяч двести пятьдесят два раза обращалась к стихотворению красоты и любви, какая-то освещающая и заполняющая пространство не комнаты, а всей Вселенной любовь, безграничная, поднимающая человека ввысь – дух захватывает! Каждый день прожить в любви очень трудно. Много искушений. Но Катерина Ивановна смогла противостоять тьме обстоятельств.

  • Почему Катерина Ивановна переписывала стихотворение Пушкина каждый день? Что оно значило для нее?

Стихотворение о любви, о бескорыстии человеческого отношения, наверное, необходимо было Катерине Ивановне для того, чтобы спасти свою душу, как-то выжить в тяжелых обстоятельствах. Вспомним при этом слова Александра Исаевича Солженицына о том, что искусство спасает наши души, наши сердца от «захоложения, затемнения». Возможно, стихотворение Пушкина было для героини молитвенным словом. Ведь не зря она писала слово Бог с большой буквы, да и потом, ее обращение к стихотворению каждый день!

  • Что скрыто под формулой: «образцово не задавшаяся жизнь»?

На этот вопрос ответить и легко, и трудно. «Незадавшаяся», наверное, потому, что много лишений случилось в жизни героини. Теряла одного за другим близких людей, в конце концов осталась совершенно одна, не считая тех «издевательских» открыток к редким праздникам «с пожеланиями успехов в труде и личной жизни» от внука Петиньки – это ей-то, у которой вместо здоровой ноги деревянный протез, крошечная пенсия и пустынный домик.

Трудно, возможно, потому, что перед нами в рассказе обнаружилась громадная душа человека, достойно выполнившего свой человеческий долг, долг жены и матери, бабушки, просто рядом соседствующего человека. Двое своих детей, двое из детдома, а ведь муж болен, так что рассчитывать можно было только на себя. Тянула большое хозяйство, чтоб прокормить семью. Не бросила, выпестовала внука, оставленного матерью. Жила, ни на что не жалуясь, не сошла с ума.

Действительно, «образцово не задавшаяся жизнь»: одинокий пустынный домик, пустые бутылки, никого рядом нет. Какой же смысл в ней? Но за этой формулой стоит жизнь человека, у которого тоже, как и у всех остальных обитателей Земли, есть душа, а ее «не черт же выдумал».

Огромный ворох бумаги – одно большое сердце «маленькой» Катерины Ивановны. Всех любила, всех прощала, бескорыстно отдавала физические и душевные силы во имя жизни родных и близких. При «образцово не сложившейся жизни» Катерина Ивановна оставалась человеком чутким, добрым (гнева ее на дразнящих мальчишек хватало ненадолго), тихим, кротким. Возможно, сохраняло ее в жизни, давало ей силы противостоять несчастьям, чувствовать себя полноправным человеком красота слова стихотворения Александра Пушкина, бессмертное чувство любви. Зачем-то оставил же у себя последний листок доктор Шеберстов. Автор рассказа предполагает, что «быть может, лишь потому, что на нем – впервые – старуха не поставила дату». Возможно, знала она свою человеческую тайну, что и она зачем-то рождена на этот свет.

  • Что открывает для читателя данный рассказ? К чему привлекает внимание?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, проведем исследование текста. Посмотрим, какие глаголы используются автором для обозначения жизни Катерины Ивановны.

Начало:

«велела позвать, вручила ключ, попросила сжечь, смущенно пояснила, виновато улыбнулась, просила к ней заглянуть».

Ее жизнь, известная всем в городке: «приехала, тянула хозяйство, ухаживала за мужем и детьми, лишилась ноги, устроилась сторожихой, бралась за вязанье на заказ, за стрижку овец (чтобы вытянуть внука), на все лето нанималась в пастухи, втянулась в сбор пустых бутылок, сердилась, ругалась, но надолго ее гнева не хватало, нашла выход, проделывала многокилометровые походы, получила прозвище, заливала хлеб водкой, хлебала, изредка начинала напевать тихим дребезжащим голоском».

Жизнь, которую она пятьдесят лет таила от чужих глаз: «переписывала, не употребила ни одного знака препинания, писала по памяти, делала ошибки, ставила дату, 18252 раза воспроизвела стихотворение, о чем она думала».

В результате исследования текста видим, что Катерина Ивановна никогда не жаловалась, рассчитывала только на себя, никого никогда не обидела, никому не сделала ничего злого, даже на выкрики мальчишек: «Почем фунт старушатины!» - долго сердиться не могла. Видим, что обратилась она за помощью к другому человеку только в крайнем случае, а именно, когда уже умирала, и то, «смущенно и виновато». Чем сильна была эта «маленькая сухонькая женщина»? Что крепило ее дух и сердце?

В унисон нашим размышлениям звучит стихотворение Федора Ивановича Тютчева. (Чтение стихотворения слушаем в исполнении ученика).

Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои…

И жизнь твоя пройдет незрима,
В краю безлюдном, безымянном,
На незамеченной земле, -
Как исчезает облак дыма
На небе тусклом и туманном,
В осенней беспредельной мгле…

Стихотворение обращено к русской женщине, которая незримо для окружающих ее людей свершает ежедневный подвиг жизни: много терпит, много любит, много трудится, порой себя забывая и ничего не требуя для своего удовольствия.

Катерина Ивановна Момотова, Катя Момотова, Синдбад Мореход, так в разное время жизни называли женщину, героиню рассказа Юрия Буйды.

Доктор Шеберстов, у которого она «лечилась всю жизнь», по имени называет ее единственный в городке. Для остальных жителей она просто Синдбад Мореход. Даже «власть», милиционер Леша Леонтьев называет женщину по прозвищу.

Лечил доктор Катерину Ивановну всю жизнь, а знал ли, как и чем она живет, о чем думает, чему радуется или печалится? Скорее всего, не знал.

Говорит же он о себе, что он прохожий. А что такое прохожий – это человек, проходящий мимо, прокладывающий свой путь, надолго не задерживающий ни на чем взгляда. Есть характерная деталь в рассказе. Когда Катерина Ивановна, находясь при смерти в больнице, вручила доктору листок бумаги с просьбой сжечь его со всеми остальными в ее домике, он, выходя от нее, обращаясь к милиционеру за помощью, смотрит «на мошек, круживших возле бледного уличного фонаря». Возникает ощущение, что Катя Момотова и есть одна из этих «мошек», только человеческого «роя».

9. Обобщение темы урока: Каким же словом жив человек?

(Ученики и учитель обобщают сказанное по проблеме урока, делятся впечатлениями о прочитанном произведении.)

Дмитрий Мережковский, поэт начала 20 века, оценил писателей и поэтов, которые живут в наших сердцах как часть нашей собственной души. Катерина Ивановна выбрала «вечным спутником» своей души стихотворение Александра Пушкина, это бессмертное слово великой любви.

Дорогие мои друзья! Советую и вам много читать и выбрать себе «вечных спутников». Они помогут вам в трудных условиях сохранять духовность. Возможно, литература поможет вам и в поисках самих себя, потому что, вне всякого сомнения, литература обогащает нас «неопровержимым сгущенным опытом», «добрыми чувствами», очищает наши чувства, пробуждает скрытые в нас способности.

«Я вас любил, любовь еще, быть может
В моей душе угасла не совсем,
Но пусть она вас больше не тревожит.
Я не хочу печалить вас ничем…»

  • Сегодня говорим о нравственном и культурном падении общества. На уроке прочитали рассказ, который сказал нам о человеке, каждый день своей жизни обращающегося к слову великого поэта Александра Пушкина. Это же доказательство «духовной жажды» людей, несмотря ни на что.
  • В рассказе наблюдается исследование человеческой психики. Автор не старается быть занимательным, для него важно, чтобы читатели открыли душу Катерины Ивановны.
  • Мы почувствовали жалость, сожаление, отчаяние, но с другой стороны в нас возникло чувство гордости, восхищения силой духа героини рассказа.
  • Катерина Ивановна осталась одна – это печально, но восхищаюсь ее стойкостью, упорством, тем, что она, несмотря на увечье, смогла вырастить не только детей своих, но и подброшенного внука. Хотя какие дети выросли? Равнодушные к ней, но, может быть, это не совсем ее вина…
  • … «Я вас любил…» Каким словом можно спасти человека? Только словом любви, добра и света, милосердия и благодарности.

Литература

  1. Буйда Ю.В. Синдбад Мореход. В журнале «Новый мир», №8 – 1996. – с.136-138.
  2. Заболоцкий Н.А. Стихотворение «На закате». В книге: Н.Заболоцкий. Избранные сочинения. – М., «Художественная литература»,1991. – с.210-211.
  3. Солженицын А.И. Избранное. – М.,2004. – с.334.
  4. Тютчев Ф.И. Стихотворение «Русской женщине». В книге: Ф.И.Тютчев. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников. – М., Изд-во «Правда», 1988. – с.82-83.
  5. Соболев Н.А. Роль литературы в становлении человека. Вводный урок. 9 класс. В журнале «Литература в школе», - №4 – 2007. – с.25-28.