Урок по теме "Знакомство с уравнениями. Уравнение вида а + х = в"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

При планировании урока и его проведении учитывались следующие особенности: класс работает по системе развивающего обучения академика Л. В. Занкова, которая направлена на общее развитие всех школьников и этой цели соответствует содержимое учебного материала, направленное на опережающее развитие ребенка, внедрение передовых технологий, новых способов и приемов обучения. Т.к. система предполагает выдвижение целевой установки самими учащимися, пыталась создать так условия детям, чтобы они сами сделали нужные выводы и умозаключения в соответствии с темой. Данный урок является 1 в данной теме, поэтому таков выбор типа и структуры урока.

Ведущая цель этапа повторения – актуализация знаний учащихся, необходимых для восприятия нового материала. Для достижения максимального результата использовала беседы, стремилась сочетать словесные, наглядные, практические методы, использовала такой метод развивающего обучения, как решение учебных задач при помощи учебно-продуктивных действий, т.е. постановки учебной задачи, ее совместного решения с учащимися, организация оценки найденного способа действий. Всю работу на этом этапе осуществляла в индивидуальной, фронтальной, устной форме. На мой взгляд, такая форма опроса была наиболее рациональна.

На основном этапе урока осуществлялись поиск и обобщение понятий, усвоение соответствующей системы знаний. Работу стремилась построить таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя самим собой, не исполнителем каких-либо ролей, а полноценным участником общественной жизни, чтобы любая грань знаний, добытых на уроке, стала результатом собственной деятельности ребенка.

Свою задачу видела в том, чтобы организовать коллективно-распределительною деятельность учеников, принимая в ней самое деятельное участие из нутрии, как равноправный участник диалога. Суть и основа действий была направлена мною на то, чтобы превратить учебную деятельность в целостную и полноправную их жизнь.

Деятельность учителя состояла в том, чтобы объяснять, подводить к проблеме, переживать, поощрять, вселять уверенность, стимулировать, заинтересовывать, формировать мотивы учения, воодушевлять.

Деятельность учащихся состояла в следующем: ученик – субъект обучения, источник активности, деятельности. Он главный работник на уроке, его деятельность объективно направлена на достижение триединой цели и развитие самого себя. Его цель – осуществление элементарного исследования.

Взаимоотношения учителя и ученика на уроке диктовались технологиями развивающего обучения, а именно: я, как учитель, стояла перед необходимостью искать формы и методы индивидуальной и коллективно-распределительной деятельности учащихся, которая осуществлялась в форме развернутого коллективного учебного диалога.

На последнем этапе урока закреплялись полученные знания и умения, в том числе оперировать ранее приобретенными знаниями, решать теоретические и практические задачи.

Тип урока: получение новых знаний. Структура данного урока полагает построение урока в 4 этапа: сообщение темы, целей и задач урока, повторение и обобщение отдельных фактов, получение новых знаний, закрепление нового и пройденного материала.

Цели урока: познакомить с понятием «уравнение», закрепить умение распознавать уравнения, составлять математические рассказы; способствовать развитию наглядно – образного мышления, памяти, внимания; воспитывать положительную мотивацию к предмету, чувство взаимопомощи.

Оборудование: карточки, картинки животных.

ТСО мультимедийная установка.

Ход урока

I. Орг. момент

– Сегодня мы с вами совершим экскурсию. А вот куда мы пойдем, вы отгадаете сами, дав правильно ответы на задания арифметического диктанта.

II. Устный счет:

а) Арифметический диктант

8 1 2 5 7 6 4

  1. Найди значение суммы чисел (8)
  2. Сколько еще надо добавить, чтобы получить 9?
  3. Найди значение разности чисел 6 и 4
  4. Уменьшаемое 8, вычитаемое 3. Найди значение разности?
  5. 1 слагаемое 3, 2 слагаемое 4. Найди значение суммы?
  6. Увеличь 4 на 2
  7. Уменьши 9 на 5
8 1 2 5 7 6 4
З О О П А Р К

б) Чтобы посетить зоопарк надо приобрести билеты. Перед вами карточки. Разгадайте правильно, по которому заполнены кости домино и заполните недостающие.

в) Вставьте пропущенные числа, чтобы получились верные равенства и узнаем, кто живет в зоопарке

  • 15 + = 9 (тигр)
  • 4+ = 7 (волк)
  • - 4 = 4 (заяц)
  • +1 = 6 (слон)
  • 7- = 5 (лиса)
  • 9- = 8 (жираф)

III. Работа над новым материалом

Подходим к клетке с тигром.

У тигра номер клетки 132, это надо выполнить номер учебнике

Знакомство с буквами латинского алфавита.

Запись в тетради

  • 3+х=9
  • 3+у=9
  • 3+z=9

А может буква стоять на месте 1 слагаемого? Тогда как будет выглядеть запись? (х+3=9, у+3=9, z+3=9). Запишите свои уравнения:

5+х=8 и т.д.

Физминутка.

Переходим к клетке лисы. Лиса предлагает нам физминутку

Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко…
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса,
Мы лису обхитрим,
На носочках пробежим.

А теперь мы стоим перед клеткой с зайцами. Их так много, составим про них 2 математических рассказа. Превратим один из них в задачу и решим ее.

На полянке бегают 4 синих зайца и 4 коричневых. Сколько всего зайцев бегает на полянке?

Синих – 4 з.
Коричневых – 4 з.
Решение
4+4=8(з.)

Ответ: всего 8 зайцев.

А у волка клетка 133. что он нам приготовил интересного, мы узнаем, соединив все точки в порядке увеличения чисел.

Ребята, скажите, какое животное самое большое в мире и что вы про него знаете?

Слон помогает человеку. Он носит бревна и сложил их так, как показано на рисунке.

Что у него получилось? Сколько звеньев в этой ломаной линии.

А вот жираф. Он на обед достает с дерева листочки. Укажите на них суммы, которых нет в вашем справочнике. Найдите значения этих сумм. Что поможет тебе найти значение этих сумм? Найди значение остальных сумм, используя свои справочники.

Рефлексия.

Что нового узнали на уроке? Какое открытие мы сделали?

У нас осталась еще одна клетка. Но кто же в ней живет? Это вы узнаете, если среди всех выражений найдете уравнения. (Большая картинка с белым медведем разрезана на квадраты, на которых написаны уравнения и другие выражения. Выбирая правильно ответы, дети составляют картинку белого медведя. Один ученик рассказывает интересные сведения о белом медведе)

Понравился ли вам урок? Если да, выразите это жестами и мимикой.

Спасибо за урок.

Презентация – Приложение 1.