У входа в прошлое

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Методический замысел мероприятия:

Вот уже более 30 лет в школе №15 г. Магадана действует школьный краеведческий музей.

Его работа осуществляется по программе "Юный краевед". Одна из тем посвящена историческому прошлому 30-50 годов прошлого века.

Занятие построено на представлении учащимися уже изученного, исследованного краеведческого материала. Сухие факты уходят и перед ребятами воссоздаются картины человеческих судеб, трагических и героических. Школьники понимают, как трудно сохранить в человеке Человека.

ЦЕЛЬ ЗАСЕДАНИЯ: Осмыслить трагические страницы истории Колымы через изучение конкретных человеческих судеб, способствовать активизации поисковой и исследовательской деятельности учащихся, воспитывать чувство гражданской ответственности.

Эпиграф:

"Те, кто не помнят прошлого, осуждены на то, чтобы пережить его вновь".
Сантаяма

План мероприятия

  1. Имя в истории.
  2. Они взывают к нашей памяти.
  3. Памятники Колымы.

Ход заседания

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Колыма, Магадан - это наша с вами Родина. Одних эти названия пугают, других притягивают силой магнита. Совсем не по доброй воле, попадали сюда люди, о чьих судьбах пойдёт сегодня речь. В трюмах пароходов доставляли тысячи заключённых - рабочих рук на строительства города на берегу Охотского моря.

На входе в прошлое мне пальцы откатают
И чёрной сажей нарисуют номера.
Спущусь я вниз, и лестница крутая
Введёт меня в знакомое "вчера".

Бушлат мне плечи зябкие прикроет,
На душу ляжет обвинений груз,
И я не притворюсь ни жертвой, ни героем,
А стану только тем, кем остаюсь -
М. Этлис

Давайте обратимся к сухим цифрам статистики (работа с таблицей рабочая сила на Колыме) и проанализируем её.

годы

всего (человек)

вольнонаёмные

заключённые

1932

13053

3125

9928

1938

113430

19452

93928

1941

210676

62373

148301

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Мы видим, что с каждым годом всё больше рабочей силы прибывало на Колыму, а требовалось ещё больше. Аппетиты всё поглощающего монстра под названием "Дальстрой" возрастали.

Кто эти люди, чьи имена навечно связаны с историей Магадана? Среди них - учёный А.И. Болдырев, конструктор С.П.Королёв, писатели В.Т.Шаламов, Е.С.Гинзбург, поэты А.В.Жигулин, В.В.Португалов, артисты Г.С.Жжёнов, Э.И.Рознер, художник В.И.Шухаев.

Но не только эти люди привлекают наше внимание, а и те безвинно пострадавшие, чья жизнь оборвалась на суровой колымской земле, те, кто молча доживают свой век, боясь повторения прошлого. Сегодня мы подводим итог нашей поисковой деятельности за месяц. Напоминаю, что работали 3 группы по следующим направлениям: "Имя в истории страны", "Они взывают к нашей памяти", "Памятник Колымы". Итак, вам слово.

СЛОВО УЧЕНИКА:

Десант от Мейерхольда в Магадан
Доставлен был поштучно по этапу:
Актёрам путь судьбой был дан
Из трюма парохода вверх по трапу.

Потом через ярмо агитбригад
Открылся путь на лагерную сцену.
Всё это длилось много дней подряд:
Конвой, бараки, драки и измены:

Допросы, опознаний суета,
Тупые дознаватели Дальстроя:
Но вдруг, как сновиденье, как мечта,
В театр они вошли единым строем.

Десант от Мейерхольда не погиб,
Паёк, режим, пила или лопата:
Пурга, и не видать ни зги:
И вдруг на сцене чудо - "Травиата".

Её успели много раз пропеть
Для офицеров, вольных и начальства:
Нам не понять, как можно претерпеть,
Как Мейерхольд до этой сцены сжался,

Как можно было всё перенести,
Как можно было сохранить культуру,
Как можно было выйти на пути
Искусства - сквозь конвои и халтуру.
М.Этлис

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА О Г.С.ЖЖЁНОВЕ: "Красное колесо" прокатилось не по одному киноартисту Георгию Жжёнову. Оно подмяло под себя всю его семью.

Свою лямку он тянул на 47-ом километре Колымской трассы, потом близ Оротукана: и на Теньке. В голоде и холоде, в мучениях он еле-еле дождался конца заключения в 1943 году. Но поступила новая официальная бумага с гербами - и ещё 21 месяц лагеря. Только 26 марта 1945 года решением начальника УСВИТЛа Драбкина и прокурора за хорошую, добросовестную работу он был условно-досрочно освобождён. Но до декабря 1946-го работал в Магаданском драматическом театре, шёл ему тогда 32-й год.

Но лишения Георгия Степановича на этом не закончились. В Москве ему жить после освобождения запрещалось. А тень прошлого продолжала ходить за ним по пятам. 2 июня 1949 года Жжёнов был снова арестован. Шесть месяцев ел тюремную кашу в Горьком. Потом волею бессмертного Особого совещания направлен в норильскую ссылку, играть роли честных, принципиальных, смелых советских людей в местном драмтеатре.

И только в конце 55-го он был (сразу!) дважды реабилитирован и начал профессиональную жизнь актёра сызнова, как говорится - с нуля!

Георгий Жжёнов поставил телефильм, дважды приезжал в Магадан - он всё не мог расстаться со своим прошлым, всё вспоминал и вспоминал трагические страницы своей жизни. Он испытал, всё сполна.

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА О В.И.ШУХАЕВЕ: В. И. Шухаев выпускник Петербургской Академии художеств 1912 года таланта. Творческий запал молодости и набирающее силу мастерство счастливо соединилось в его дипломной работе "Вакханалия", в которой он "дал волю своему восторгу перед старыми мастерами Возрождения" Шухаев был удостоен двухлетнего пенсионерства в Италии Русским обществом поощрения молодых художников в Риме.

Двадцатый год стал поворотным в дальнейшей судьбе. Разруха в стране, тяжелые бытовые условия, а главное-невозможность творческой работы вынуждают Шухаева к отъезду за границу. Луначарский посоветовал: "А вы поезжайте пока за границу, совершенствуйте свое мастерство. А когда здесь немножко образуется, мы вас позовем обратно"

После возвращения в 1937 году все планы рушатся.

Шухаев с женой арестованы по подозрению в шпионаже. Им повезло - осенью 38го они случайно встретились в столовой в одном из Колымских лагерных пунктов. В существующей литературе о В.Шухаеве, включая в последние публикации, приуроченные к столетию со дня рождения художника, десять лет, проведенные им на Колыме, или просто опущены, или обозначены одной фразой, чаще иносказательного характера.

И Шухаев всю силу своего таланта отдал искусству театральной декорации.

Первые же спектакли Шухаева на Магаданской сцене стали событием. И самой значительной из них стала постановка спектакля "Фельдмаршал Кутузов", премьера которого состоялась 7ноября 1941года.

Шухаев оставил большое художественное наследие, но многие произведения разделили его собственную трудную судьбу- период ссылки погибли безвозвратно. Однако Магаданский период творчества оказался отражен достаточно полно.

Василий Иванович пользовался уважением в театре. Ему помогали жить и работать шутки и изобретательность. Приемы введения новых действующих лиц не пользовались и в других спектаклях.

Весна 1945 года стала в судьбе Шухаевых поворотной вехой - за 10 дней до окончания войны истек срок заключения Василия И.Шухаевы переходят на положение вольнонаёмных. Приказ №66 от 13мая 1945года по театру имени Горького: зачислить на работу в театр товарища Шухаева Василия И. на должность художника-постановщика. Основание-путевка отдела кадров Дальстроя №85067.

Шухаевы переходят на положение вольнонаемных, но выехать из Магадана еще не могут. Шухаев продолжает оформлять спектакли, пишет серию Колымских букетов и натюрмортов. К этому же времени относится и портрет Веры Федоровны, написанный художником перед самым отъездом и приобретенный впоследствии Государственным музеем искусств Грузинской ССР. В январе 1947 года Василию Ивановичу Шухаеву исполнилось 60 лет. Здоровье подорвано. Приказом №163 по театру им. Горького Шухаев освобождается от работы с 16 сентября 1947года (по болезни согласно решению ВТЭК и в связи с выездом на материк).

Произведения Шухаева вошли в историю советского изобразительного искусства и занимают достойное место в лучших отечественных и зарубежных собраниях. Получили известность и работы для театра, созданные им в Магадане.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Да эти имена навечно вошли в историю нашего государства, но сколько их, неизвестных оставшихся в колымской земле, какова судьба тех, чья молодость прошла в лагерях? Они взывают к нашей памяти.

СЛОВО УЧЕНИКА: СЛЕДОВАТЕЛИ тех лет особых методов в лагерях не изобретали - действовали как по шаблону. Вызывали человека, особенно если это был малограмотный крестьянин, и задавали один, похожий на утверждение, вопрос:

  • Вы изобличаетесь в том, что являетесь участником контрреволюционной группы.
  • И хотя заключенный все отрицал, просил поверить, что ни в какой группе не был.

Ему ставили второй вопрос:

Состоя в контрреволюционной организации, вы проводили активную контрре волюционную агитацию среди заключенных.

В ответ снова отрицание.

Но этого уже достаточно. Протокол допроса и обвинительное заключение поступали на рассмотрение Тройки УНКВД, а у нее решение одно: расстрел.

Так случилось со многими. Изотий Иванович БИШЕВИЧ, урожениц Пинского уезда Любашевской волости, 1899 года рождения. Станислав Иосифович ГРОБОВСКИЙ, 1897 года рождения, из города Речица Витебской области, обвинялся в том, что был членом саботажной группы заключенного Рекова.Вот и все обвинения, по которым его расстреляли 8 августа 1938 года. Ещё один белорус, ровесник века Донат Михайлович РАЧКО, Полоцкого округа Волонецкого района Витебской области, содержался в изоляторе колымского поселка Мякит. В том же списке имя Ивана Гаврииловича САВЧИЦА и многих других.

(РАБОТА УЧАЩИХСЯ С ДОКУМЕНТАМИ ИЗ КНИГИ "ЖЕРТВЫ КОЛЫМЫ. МАГАДАН", АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИЙ.)

СЛОВО УЧЕНИКА: О жизни и труде узника лагерной Колымы Б. Лесняка ( из книги Р.П.Корсун, М.Ю Трушникова Краеведение в старших классах. Магадан.2003, с.46)

СЛОВО УЧИТЕЛЬ: Униженные и обиженные люди оставались людьми, продолжая трудиться в неимоверно тяжелых условиях на благо Родины. Как это было.

СЛОВО УЧЕНИКА: В 1941-1945 гг. использование подневольного труда заключённых по - прежнему оставалось одним из основных инструментов выполнения государственного плана золото - и олово-добычи. В июле 1941 г. был установлен порядок, по которому каждая бригада заключённых ежедневно должна была полностью выполнять суточные нормы, ответственность за это возлагалась персонально на бригадира. Рабочий день составлял не менее 10-11 часов.

Тем, кто выполнял производственные нормы на 120% и выше, устанавливалось звание "отличник производства", на заключённых вырабатывавших свыше 120% в течение года приказывалось предоставлять персональные ходатайства на сокращение срока наказания или досрочного освобождения из лагеря. Наряду с поощрением "честно работающих заключённых" были усилены репрессивные меры в отношении "лодырей", "отказчиков", "саботажников", беглецов и прочих "нарушителей режима и порядка в лагере и на производстве".

Питание заключённых было вполне удовлетворительно, в наличии имелись все необходимые продукты, однако сама кухня находилась в "антисанитарном состоянии". Двор лагеря был загрязнён, в бараках грязь, постельное бельё было грязное и плохо стиралось. На людях бельё также было грязным, заношенным, имелись вши, не было организовано ремонта обуви.

В связи с нехваткой квалифицированных кадров на производстве в годы войны, руководства Дальстроя обратило более пристальное внимание на лагерные контингенты. В конце 1944 г. начальникам управлений и предприятий было приказано провести соответствующую проверку и обеспечить использование всех инженеров, техников и квалифицированных рабочих ведущих профессий из заключённых по специальности, а не на общих работах.

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны заключённые работники по-прежнему оставались основной рабочей силой горнодобывающей промышленности. В чрезвычайно тяжёлых условиях военного времени, благодаря сверхусилиям вольнонаёмных и заключённых работников горнодобывающей промышленности, патриотическому подъёму северян, Дальстрою удавалось поддерживать стабильный и одновременно довольно высокий уровень добычи металлов.

У живущих только два чувства: "скорбь и память"

СЛОВО УЧЕНИКА:

В архиве Магаданского областного УВД сохранился этапный журнал, записи которого свидетельствуют, что в бухту Нагаева доставили из Приморья в период с 1932 по 1953 гг. 740.434 человека. Помимо этого направления Северным морским путем по Ледовитому океану к устью Колымы пароходы везли этапы заключенных, точное число которых не установлено. По все стране в качестве репрессированных оказалось свыше 10 миллионов человек, а в архиве Магаданского областного УВД хранится более 2 миллионов учетных карточек на лиц, доставленных в районы Колымы и Чукотки до 1957 года как политических, так и уголовных преступников, в том числе ссыльно - поселенцев, то эти данные достаточно яркие доказательства масштаба трагедии. Выборочный анализ 9 следственных дел "участников " этих организаций дает представление о жертвах репрессий на Колыме. Возраст осужденных - от 21 до 53 лет. Из 9 человек - одна женщина. До ареста это были два председателя сельсовета, оленевод - рыбак, бывший торговец, учитель, пекарь, председатель колхоза, два крупных оленевода. По национальному составу - один коряк, два эвена, пять камчадалов, одна русская. Все были расстреляны в 1938 году и реабилитированы лишь в 1989 году. В 25 км от Сусумана в поселке Нексикан проживал Петр Иванович Козий, участник Великой Отечественно войны, попавший в плен и отсидевший за это в лагерях Колымы 17 лет. Выйдя на свободу, он не решился на выезд в центральные районы страны. Вот воспоминания В. Павлова - фотохудожника: " То, что мы увидели на 400 км Тенькинской трассы, настолько потрясло меня, что первое время я даже не смог снимать. Увиденное вспоминаю, как кошмарный сон. На площади в несколько десятков гектаров беспорядочно расположены траншеи размером 50х3 м, буквально до верху забитые человеческими скелетами ". Следы массовых захоронений встречаются по всей Колымской трассе. Вот где нужен знак покаяния и скорби, памяти и совести, хотя бы часовня. Но не только для тех, кого уже нет, а в первую очередь для молодежи, не испытавшей произвола тоталитарного режим

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Память Колымы вечна. 12 июня 1996 года на сопке Крутой, где находилась знаменитая "транзитка" открыт монумент " Маска Скорби".

Одиннадцать бетонных монолитов у подножия мемориала - они в память об одиннадцати самых страшных лагерях, а их было около трёхсот:

ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧЕНИКА:

Не в пушкинской России проживал -
Томился в склепе Достоевском.
Впитал не левитановских пейзажей кружева,
А к пайке прикреплённые довески.
Они и символ, и моральный капитал:

Да, щепочкой приколотый довесок
Знак ложной точности хозяев-хлеборезов -
Всю жизнь в моём сознании витал
И путь к успеху мне отрезал:

Ни облачность космополитов,
Ни политический бедлам
Не позволяли воспарить над бытом,
Отдаться доблестным делам,

Которые всегда в убыток,
И пошлый опыт тех случайных дней,
Когда меня бесчестно обделяли
И жить мне становилось всё трудней,

И накопилась лишь усталость:
Удачи избегал, хотя стремился к ней.
И не сумел поспорить с веком,
Вписать в культуру пару слов,

Всю жизнь я подавал костыль калеке,
Которому не повезло.
И оставался человеком.
Одно могу сказать, пока дышу,

Пока способен на поступки или шалости:
Не верю, не боюсь, лишь изредка прошу,
Ну и в стихах немного жалуюсь:
И до сих пор себе сухарики сушу.
М.Этлис

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Пусть никогда не зарастёт дорога памяти к символу нашей трагедии, ибо "те, кто не помнят прошлого, осуждены на то, чтобы пережить его вновь". (Сантаяма )

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева Л. Послесловие к автопортрету.//На Севере Дальнем. - Магадан, 1988. Вып.2.
  2. Жертвы Колымы. Магадан. Магадан, 2000.
  3. Корсун Р., Трушникова М. Краеведение в старших классах. Магадан, 2003.
  4. Лесняк Б. Н. У входа в прошлое. Воспоминания реабилитированного. // На Севере Дальнем. - Магадан, 1988. Вып. 2.
  5. Освенцим без печей. Москва, 1996.
  6. Райзман Д. "Мальдяк" в жизни Королёва. Магадан, 1999.
  7. Сандлер А., Этлис М. Современники ГУЛАГА. Магадан, 1991.
  8. Халанский С. Крещённые адом. Магадан, 2003.
  9. Этлис М. Выход из тени. Магадан, 2004.