Интегрированный урок по географии, русскому языку и литературе по теме "Казаки на майдане"

Разделы: География, Русский язык, Литература


Цель:

  • дать представление о быте казаков, их традициях, обычаях, языке;
  • проверить знания учащихся о природе и климатических особенностях Донского края;
  • расширить знания о поэтах и писателях Дона;
  • развить творческие способности учащихся.

Методические приемы: межпредметные связи.

Форма проведения: устный журнал.

Оборудование:

Ход урока

1. Вступление (фоновая казачья музыка, на экране слайд с названием урока)

Учитель 1. Сегодня у нас необычный урок, на котором вы покажете знания по русскому языку, литературе, географии.

Учитель 2. На уроке географии мы изучаем тему "Евразия". Сегодня вы должны показать, что Донской край является частью этого материка.

Презентация.

Учитель 1. На уроках русского языка мы перешли к обобщению изученного. И сегодня вспомним раздел "Лексики" диалектные слова, писателей Дона, попытаетесь составить тексты. (на экране слайд №2 с целями урока). Помогут нам провести урок одиннадцати-классники - они ведущие и жюри.

2. Ход урока (на экране слайд №3).

1 ведущий:

Люблю свой край, простор родим
Станицы, рощи, хутора,
Широкий Дон, ковыль гонимый
Низовым ветром до утра
Вокруг простор степи бескрайний
Весь зеленеющий в цветах
И аромат необычайный
В глубоких тает небесах.
В.А.Иванов

2 ведущий:

"Простор родимый", "широкий Дон", "ковыль гонимый", "степи бескрайние" - все это о нашем крае Тихого Дона, в котором живут замечательные люди, казаки. Донское казачество - яркая и героическая страница в истории Российского государства. Донские казаки всегда отличались такими особенностями характера, которые позволили им прославить звание донского казака по всей Руси и за ее пределами.

1 ведущий:

Говоря о жизни казаков, следует помнить, что они являлись людьми вольными, не знавшими крепостного права. Главной обязанностью казака была защита своего Отечества, символом которого являлась православная церковь, русский государь и "батюшка Тихий Дон". Но казак - это не только воин, он и земледелец, и рыболов, и виноградарь, и огородник.

2 ведущий:

Сегодня мы собрались на майдане на Круг себя показать и на других посмотреть. Так давайте знакомиться, казаки и казачки!

1 ведущий:

Задание 1. - В этом задании вы покажете знания по географии и развитию речи.

Слово командам, которые расскажут нам о себе (рассказ команд о верховых и низовых казаках). (По ходу рассказа на экране меняются слайды №4, №5).

Казачество представляло собой относительно обособленное сословие, отличавшееся, своеобразной замкнутостью, свободолюбием, трудолюбием, стремлением к независимости. Гордые независимые казаки проживают на донской земле! Свое современное название Ростовская область получила 13 сентября 1937 года. Донской край в разные времена назывался по-разному. После выступления команд учитель литературы комментирует ответы учащихся.

Открываем наш журнал. Страница первая - географическая (слайд №6 с названием страницы)

2 ведущий. Слово учителю географии.

Задание 2 .Вам, казаки и казачки, предстоит вспомнить старые названия Ростовской области и вторая часть задания заключается в том, чтобы в данных цепочках вычеркнуть лишние слова. Листы с заданиями лежат у вас на столах. При выполнении этого вам необходимо использовать знания по географии. Выберите по 4 человека, которые справятся с этим заданием.

Задание 2. Найди лишнее.

1. Тузлов, Северский Донец, Аксай, Ростов-на-Дону, Дон.

2. Ковыль, типчак, тимофеевка, пырей, вяз.

3. Сурок, мышь-полевка, суслик, медведь, норка.

4. Волгодонск, Таганрог, Константиновск, Воронеж, Шахты.

5. Клен, вяз, ясень, тюльпан, тополь.

Пока они заняты, вам, станичники, необходимо ответить на вопросы о природе Донского края. Каждый правильный вопрос оценивается в один балл.

Вопросы по Ростовской области.

1. В какой природной зоне расположена Ростовская область?

2. Почему почти все земли степей распаханы?

3. В каком климатическом поясе лежит Ростовская область?

4. Какие неблагоприятные климатические явления характерны для нашей области?

5. Какие полезные ископаемые добывают в недрах нашего края?

6. В пределах, какой формы рельефа расположена Ростовская область?

7. Назовите областной центр нашей области.

8. Какой крупный город области является морским портом?

9. На каком материке, и в каких частях света лежит Ростовская область?

10. В пределах, какой тектонической структуры расположилась Донская Земля?

- Давайте проверим правильность выполненного задания (на экране слайд №7, №8 с правильными цепочками и старыми названиями области).

2 ведущий:

Молодцы! Вы смогли определить, в какой природной зоне находится край донских казаков, какие полезные ископаемые добывают в нашей местности, каков ее рельеф. А какова же жизнь, быт, традиции казаков на донской земле? Вы знаете, что культура казаков формировалась под влиянием культур России, Украины и Востока. В результате длительных военных и мирных контактов и связей донских казаков с тюркоязычными соседями в их лексиконе появляется огромное количество слов тюркского происхождения.

Долгое время на Дону татарский язык был распространенным средством общения. Донской говор впитал и украинские слова (нехай, зараз), и калмыцкие - шулюм (говяжий бульон), шурпен (коршун).

1 ведущий:

Открываем вторую страницу нашего журнала - лексическую (на экране слайд № 9 с названием страницы).

Учитель русского языка:

  • Какие особенности речи нижних и верхних казаков вы отметили?
  • Вам предстоит выполнить еще одно задание - задание 3.

На столах листы с заданием №3, найдите соответствие между старыми и новыми словами (за каждую правильную пару - 1 балл, время выполнения 5-7 минут).

Задание 3. Найди соответствие.

Старое название Новое название
1.Чакан А.Растение рогоз широколистный
2.Сана Б.Слабый
3.Баз В. Сейчас
4.Байдик Г. Змея
5.Балясы Д. Миска
6.Чекомас Е. Говорить
7.Квелый Ж.. Загон для скота
8.Банить З. Окунь
9.Гутарить И. Заботиться
10.Чинак К. Палка, посох
11.Шукать Л. Балкончик вокруг дома
12.Зараз М. Мыть, стирать
13.Кохать Н. Небольшая лодка
14.Каюк О. Искать

Проверим, как вы справились с этим заданием (на экране слайд № 10 с верным соответствием).

Итак, вы вспомнили один из разделов языкознания - лексику, я передаю слово нашим ведущим.

2 ведущий

Открываем следующую страницу нашего журнала - творческую (на экране слайд № 11 с названием страницы).

1 ведущий:

Традиции, обычаи, жизнь казаков не могли не отразиться в загадках, частушках, исторических песня

Настала очередь показать себя на нашем Кругу. Вспомните частушки, песни, пословицы и поговорки казаков. Кто из вас начинает? Верховые или низовые? (Добавить баллы командам).

2 ведущий:

Песня это не писанная, а спетая история народа. В песнях, частушках, загадках донских казаков отражена вся их жизнь. Быт, нравы казаков, особенности их речи отражены в произведениях писателей и поэтов Дона.

1 ведущий.

Беседа:

- С какой целью используют писатели диалектические слова в произведениях?

- Назовите писателей и поэтов Дона?

2 ведущий:

Но и сегодня красота Донского края никого не оставляет равнодушным. И юные казаки и казачки продолжают творить, выражая чувство любви к своему краю.

Сегодня некоторые из них у нас в гостях. Просим вас, гости дорогие, покажите нам свои произведения о родном крае.

Учащиеся читают свои стихи на фоне музыки и слайдов.

1 ведущий:

А теперь время подвести итоги нашей встречи. Слово жюри:

Подведение итогов.

3. Заключение (играет музыка слайд №12).

2 ведущий:

Казак, говоря о себе, издревле подчеркивал: "Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть! Тогда обретешь царствие Небесное и славу в потомках". Это главный принцип казачьего мировоззрения. Но одного казачьего происхождения, родства казачества по крови недостаточно, ибо сказано: "Казак - это состояние духа. Это образ мышления и норма жизни". Сегодня на майдане мы увидели настоящих казаков и казачек, знающих историю, культуру, традиции своих прославленных предков.

Учителя подводят итоги урока.

Презентация.