Прогнозирование, предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций

Разделы: Технология, Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба


Цели:

  • создать условия для:
  • раскрытия понятия "конфликт";
  • формирования у учащихся представления процесса конфликта;
  • развития умений различать и анализировать причины конфликтных ситуаций;
  • развитие знаний основных правил противодействия возникновению конфликтных ситуаций.

Ход мероприятия

На доске написано изречение:

Кто раздувает пламя ссоры и ворочает
Головни*, тот не должен жаловаться,
если искры попадут ему в лицо.
Б.Франклин

*Головня - тлеющее или обгорелое полено, кусок обуглившегося дерева, бревна.

Класс рассаживается по 4 подгруппам. Приветствие.

Стадия вызова Введение. В одной фирме двум сотрудникам из разных отделов необходимо срочно размножить большое количество документов. Так как ксерокс один, сроки поджимают - никто не хочет уступать первенство. Появляются отрицательные оценки личности коллеги "наглый", "везде первый лезет", Люди не могут прийти к взаимоприемлемому решению.

??? - Как Вы думаете, ребята, что показывает эта ситуация?

- А какие слова у Вас ассоциируются с этим словом? (ссора, скандал, спор, выяснение отношений)

Как у многих понятий, у конфликта множество определений и толкований. Давайте попробуем дать определение конфликта.

Конфликт - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения, или цель; а другой стороне мешает делать то же самое.

??? Существует такая отрасль науки, которая изучает конфликты. Как Вы думаете, называется эта наука? (Конфликтология).

- Ребята, скажите, пожалуйста, а что Вы хотели бы узнать о теме "Конфликт"?

(Запись и анализ ожиданий учащихся педагогом)

Итак, мы рассмотрим:

  • прогнозирование;
  • предупреждение;
  • причины;
  • разрешение конфликтных ситуаций.

Существует формула конфликтов:

КОНФЛИКТ = Участники + Объект + Конфликтная ситуация + Инцидент

- Исходя из числа людей, вовлеченных в конфликтную ситуацию, конфликты имеют свои типы. Давайте подумаем и определим, как и между кем может быть конфликтная ситуация?

Типы конфликтов:

* Межличностный

* Между личностью и группой

* Внутриличностный

* Межгрупповой.

(Группам раздаются листы, в которых находится информационный блок)

-Вы получили в конверте информацию по новой теме. Необходимо ознакомиться с материалом и передать его другим командам. Главные моменты в виде пометок отмечаете в тетради. Между выступлениями проведем обсуждение и немного поиграем по теме.

1-я группа выступает по теме причины конфликтов. (Приложение 1)

??? Вопросы для анализа выступления 1 группы: (Причины конфликтов)

Что способствует созданию конфликтной ситуации? Причины напряженной обстановки? Какие факторы способствуют возникновению конфликта?

Теперь, приглашаю по одному человеку от группы. Один останется в кабинете, остальные, пожалуйста, подождите за дверью приглашения. Мы сыграем в игру "Сообщение".

Когда все выходят, учитель зачитывает сообщение первому учащемуся, он в свою очередь пересказывает его вновь вошедшему и т.д.

Текст сообщения: Прослушайте сообщение. Будьте, пожалуйста, внимательны. Эту информацию Вам необходимо передать следующему вошедшему. Завтра в школе начинается декада педагогического мастерства. В 7-х классах пройдет мастер-класс по русскому языку. В первом классе пройдет открытый урок физкультуры. В 10-х классах семинар по деловому общению. Нужно об этом составить объявление. Но самое главное все эти уроки должны быть с использованием ИКТ. (По окончании игры, педагог делает анализ)

??? - Как Вы думаете, что нам показывает эта игра? Можно наглядно увидеть особенности памяти человека, каждый запоминает то, что является ценностным именно для него. Важно всю информацию получать из первоисточника, иначе, неточность сообщения поможет привести к неправильным действиям и вполне может быть причиной конфликта.

2-я группа выступает по теме прогнозирование конфликтных ситуаций. (Приложение 2)

???Вопросы для анализа выступления 2 группы: (Прогнозирование конфликтных ситуаций)

Возможен ли прогноз? Что для этого нужно знать? Приведите примеры, как можно прогнозировать конфликты?

До занятия учащимся предлагается пройти тест "Определение уровня конфликтности". Учитель проводит анализ результатов теста. (Приложение 8)

3-я группа выступает по теме предупреждение конфликтных ситуаций. (Приложение 3)

??? Вопросы для анализа выступления 3 группы: (Предупреждение конфликтных ситуаций)

Как и на какой стадии легче предотвратить конфликтную ситуацию? Каковы условия предупреждения конфликта? Какие существуют средства предупреждения конфликта? Что снижает накал конфликтной ситуации?

Учащимся предлагается прослушать байку "Солнце и ветер". (Приложение 5)

Рефлексия: О чем эта байка? Чему нас учит данная ситуация? Какой можно сделать вывод?

ВЫВОД. Победа не всегда достигается с помощью силы, давления власти. Нередко, именно позитивные, мягкие воздействия оказываются наиболее эффективными.

4-я группа выступает по теме разрешение конфликтных ситуаций. (Приложение 4)

??? Вопросы для анализа выступления 4 группы: (Способы разрешения конфликтных ситуаций)

Какие существуют способы разрешения конфликта? Какие этапы включает конфликт? Что означает "разрешение конфликта"? Какие существуют правила разрешения конфликта? (На доске представлены способы юмористического решения конфликта в виде рисунков)

Все части лекции Вы удачно проработали, по каждой были выделены важные моменты. А сейчас закрепим изученное при помощи презентации. (С помощью учащегося представляется слайд-шоу). (Презентация)

Конфликтные ситуации и ее разрешение. (Группы получают по одной конфликтной ситуации и предлагают вариант ее разрешения или доведения до конфликта.) (Приложение 6)

И в заключении предлагаем Вам Советы психотерапевта Цветкова

Постарайтесь в своей жизни следовать правилам "зоны выигрыша" и тогда Вам удастся наладить добрые, конструктивные отношения со своими коллегами, учениками, близкими друзьями, а так же сохранить чувство психологического комфорта.

(Советы даются в распечатанных памятках всем учащимся). Надеюсь шесть правил "Зоны выигрыша" помогут Вам наладить добрые, конструктивные отношения со своими друзьями, близкими. (Приложение 7)

Рефлексия:

Каждой команде предлагается заполнить карточку по проведенному уроку, отметив свою точку зрения и анализ материала.

Спасибо за работу. Всего доброго. Удачи!