Цели и задачи:
- Воспитывать здоровый образ жизни
- Развивать способности к размышлению, умение делать выводы
- Формировать потребность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
- Создать условия для саморазвития и самореализации личности обучающихся
Форма работы: коллективная/
Идея: Создать памятку-рекламу “Здоровый человек” и распространить среди населения города.
Девиз:
“Здоровый Я,
Здоровы папа, мама, брат, сестра!
Здоров и класс, гимназия моя!
Здоровы все Бийчане!
Здоров Алтайский край!
Возьмемся за руки, друзья!
Здоровой станет Родина моя!”
Оборудование. Выставка работ учащихся: рисунки, плакаты, газеты, сочинения, методическая литература.
Ход занятия
Учащиеся и родители выбирают по желанию секцию, в которой они будут принимать активное участие в обсуждении вопросов здорового образа жизни. После обсуждений каждая группа выносит свое решение и озвучивает его за “Круглым столом”
I. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте! Позвольте начать нашу встречу словами из книги Василия Александровича Сухомлинского “Как воспитать настоящего человека”: “Мы говорим друг другу: здравствуйте, доброго вам здоровья. В этих словах заключается глубокий моральный смысл; в них – самая сущность прикосновения души к душе. Этими словами мы выражаем свое отношение к величайшей ценности – человеку.”
Здравствуйте! Здравие! Здорово! Здоровье!
– Так что же такое здоровье? Какого человека можно назвать здоровым?
II. Работа в группах
– Предлагаю вам в группах прочитать вопросы, подумать, обсудить и написать ответы на вопросы:
- Что такое здоровье?
- Что влияет на здоровье?
- Какого человека можно назвать здоровым?
- Что мешает человеку быть здоровым?
- Что можно пожелать человеку который не заботится о своем здоровье?
- Каким видом спорта занимаетесь вы? Какие спортивные секции и кружки посещаете?
- Есть ли в вашей семье “здоровые” традиции?
– На выполнение задания дается 10–12 минут.
После завершения работы от каждой группы выступает один представитель и зачитывает ответы на вопросы. На втором этапе дети фиксируют на доске те качества здорового человека, которые есть у всех групп.
Так создается образ здорового человека. Получается примерно такой список качеств:
- редко болеет
- долго живет
- счастливый
- закаленный
- трудолюбивый и отзывчивый
- питается здоровой пищей
- добрый, красивый, веселый
- крепкий, стройный, подтянутый
- сильный, ловкий
- любит и занимается спортом
- принимает витамины
- делает зарядку
- соблюдает режим дня
- соблюдает ПДД
- редко смотрит телевизор
- отдыхает на природе
- ночью спит 10 часов
- 2 раза в день чистит зубы
- не курит, не пьет
- не ест много сладкого
- не сидит долго за компьютером
- не ленивый
- ест лук, чеснок и мед
- любит париться в бане
III. Работа в группах
Работа совместных групп (дети и родители).
1. Личная гигиена.
Гигиеническое воспитание – это часть общего воспитания, а гигиенические навыки – это неотъемлемая часть культурного поведения.
Личная гигиена – это уход за своим телом и содержание его в чистоте. Кожа защищает тело человека от болезней. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливаются жир и пот, на которых задерживаются частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать тело. Грязное тело может принести вред здоровью, и, кроме того, грязные,неряшливые люди всегда неприятны всем окружающим. Поэтому кожу нужно мыть и за ней необходимо ухаживать.
– Поделитесь своими секретами ухода за кожей лица, рук, шеи.
– Почему у каждого должно быть своё полотенце?
– Почему перед сном необходимо мыть ноги?
– Какое значение имеют водные процедуры? ( Закаливание. Хорошо влияют на нервную систему, способствуют быстрому засыпанию)
– Как ухаживать за волосами?
Необходимо так же следить за чистотой зубов, ухаживать за ними, ибо зубы влияют на здоровье, настроение, мимику и поведение человека. Приятно видеть, как преображают человека красивые зубы, и, наоборот, неприятное впечатление оставляет человек с гнилыми зубами.
– Назовите самую распространенную болезнь зубов (кариез)?
– Почему необходимо посещать стоматолога два раза в год?
– Какие заболевания являются следствием кариозных зубов?
Выступление зубного врача по теме “Профилактика кариеса”. Демонстрация приемов массажа для десен.
– Сколько платков должен иметь культурный человек. Ответ обоснуйте.(Два. Один для носа и отдельный для глаз, во избежание попадания инфекции из носа на глаза и наоборот)
– Перечислите правила пользования платком?( платки должны быть чистыми, менять ежедневно, сморкаться в середину, затем платок свернуть использованной частью внутрь, не комкать, но и не складывать)
Личная гигиена включает вопросы гигиены быта – поддержание чистоты воздуха в жилище, уход за одеждой, постельными принадлежностями.
– Перечислите правила гигиены быта в классной комнате, дома.
– Какая служба несет ответственность за гигиену класса? (Служба порядка)
2. Режим дня.
Режим дня – это прежде всего рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток. Основная цель организации режима дня – обеспечение высокой работоспособности на протяжении всего периода бодрствования. Режим дня создает оптимальные условия для укрепления здоровья и повышения работоспособности. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается определенный ритм деятельности всего организма. Это улучшает его функциональные возможности и позволяет наиболее эффективно выполнять различные виды работ.
Полноценный отдых – сон. Суточная норма сна составляет 10 часов. Сон обеспечивает отдых и высокую работоспособность человеческому организму. Полноценный сон является одним из важнейших условий высокой умственной работоспособности.
– Какие пункты нужно включать в режим дня?
- Подъем
- Зарядка, умывание, уборка постели
- Завтрак
- Дорога в школу
- Занятия в школе
- Прогулка на свежем воздухе
- Обед, отдых, помощь по дому
- Посещение кружков, секций
- Свободное время
- Ужин
- Личная гигиена. Подготовка ко сну.
3. Правильное питание.
На состояние здоровья человека оказывают влияние многочисленные факторы. Один из важнейших – питание. Еще в древности было известно, что правильное питание есть непременное условие долгой жизни. Современные ученые выяснили, что основными нарушениями в питании являются: избыток углеводов и жиров животного происхождения, дефицит овощей, фруктов и ягод, а также нарушение режима питания.
Рекомендуется использовать в профилактических дозах витаминно – микроэлементных комплексов, особенно в зимнее- весеннее время, пить чай из лекарственных трав.
– Сколько раз в день должен питаться младший школьник? ( 4–5 раз)
– Перечислите основные правила питания. (разнообразие, умеренность и своевременность).
Есть надо не спеша, хорошо пережевывая пищу и не заниматься посторонними делами.
– Какие продукты питания полезны для здоровья?
– Какие надо исключить из рациона питания? Почему?
– Поделитесь своими семейными рецептами витаминного салата.
4. Телевизор и компьютер.
Компьютер.
Для детей семи лет за компьютером в начале можно проводить не больше 15 минут. Каждый месяц за монитором можно продлевать на 5-10 минут, доводя до 2-х часов в день. Чередовать: 15 минут работа, 10 минут перерыв.
– Каков распорядок работы с компьютером у вас дома? Чего надо остерегаться? Какие полезные советы можете дать тем семьям, которые планируют приобрести компьютер?
- Рассказать о положительных и отрицательных сторонах всемирной паутины своему ребенку.
- Договориться о том, что отправляться на интернет- прогулку вдвоем (мама или папа)
- Рассмотрите программы конкретной фильтрации
- Взрослые регулярно просматривают “журнал” своего веб- браузера, с целью узнать какие сайты посещает ребенок.
- Запрещать ребенку сообщать кому- либо свой адрес, фамилию и имя, посылать фотографии.
Телевизор.
– Сколько времени вы проводите у телевизора?
– Какие передачи предпочитаете?
50% детей смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и исключений, 25% детей смотрят одни и те же передачи от 5 до 40 раз подряд, 38 % ребят в возрасте от6 до 12 лет при определении рейтинга своего время препровождения на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на свежем воздухе и общение семьей.
– Уважаемые родители, считаете ли вы, что телевизор и компьютер должны быть в числе главных предметов обихода?
– Какие телепередачи формируют личность ребенка?
– Предложите варианты памятки “Правила борьбы с телеманией и компьютерной зависимостью”
5. Зрение.
Испорченное зрение исправить трудно, поэтому глаза нужно беречь.
– От чего может испортиться зрение?( человек часто переутомляет свои глаза)
– Как сохранить хорошее зрение?
– Создайте памятку “Как сохранить здоровое зрение”
(Коллективная работа родителей и детей)
- Занимайся при хорошем освещении. Рабочий стол должен стоять у окна. Вечером пользуйся настольной лампой. Окно и лампа должны находиться слева и немного спереди.
- Сиди за столом правильно, не наклоняйся низко над книгой. Книга должна находится на расстоянии 30-35 сантиметров от глаз.
- Не читай лежа.
- При чтении делай перерыв, после каждых 30 минут – 5 минут отдых.
- Береги глаза! Следи за тем, чтобы не попадала грязь в глаза. Осторожно обращайся с острыми предметами. Не играй в опасные для глаз игры. Если глаз засорился или заболел- немедленно обращайся к врачу.
- Утром выполняй комплекс гимнастики для глаз.
Выступление родителей – офтальмологов с практическими рекомендациями “Гимнастика для глаз”.
6. Вредные привычки.
Одними из самых страшных вредных привычек в современном мире являются курение, подростковый алкоголизм и наркомания.
Россия занимает чуть ли не первое место в мире. В среднем по России курят 35% мальчиков до 15 лет, 25% девочек. В настоящее время средний возраст начала потребления алкогольных напитков в России составляет 12–13 лет. В возрастной группе 11–24 года потребляют алкоголь более 70% молодежи. Это страшные цифры и факты.
Приобщение подростков к наркотическим веществам происходит в группе. Поэтому нужно постараться не попадать в ситуацию, где могут это предложить.
– Давайте проведем блиц-турнир. Я буду предлагать вам факторы о курении, а вы быстро дополнять их или объяснять: согласны с данной позицией или нет.
1. Курение и ваше здоровье
В детском организме от 2–3 выкуренных сигарет возникают необратимые процессы, влияющие на рост и формирование детского организма. (Родители и дети дополняют выступающего различными фактами и рассуждениями.)
2. Курение “Бьет по семейному кошельку”
Одна пачка в день = 10 000 рублей в год.
3. Курение подростков – одна из важных проблем российского общества
Куришь с 15-летнего возраста – рак легких!
4. Вред курения для окружающих
5. Курение и пожар
6. Курение и запах
Алкоголь – это вещество, которое содержится в водке, в вине, в пиве и т.д.
Алкоголь – это средство, которое способно человека разумного превратить в безрассудное существо. Разрушение личности у взрослого, злоупотребляющего алкоголем, происходит всреднем через 10 лет, а у ребенка такие изменения происходят через 3-4 года.
– Приходилось ли вам общаться с людьми, которые выпили много алкогольных напитков?
– Как ведут себя такие люди?
– Какие чувства они вызывают у вас, у окружающих?
Запомните слова Л.Толстого “Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит семью, губит души людей и их потомство”.
Мы говорим алкоголю – нет!
Мы говорим наркотикам – нет! Почему? (наркотики – это болезнь и гибель человека, это преступление)
7. Азбука безопасности.
Выступление инспектора ГИБДД “Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма”
IV. Подведение итоговИз всего вышесказанного давайте составим памятку “Здоровье своё ты всегда береги, без вредный привычек по жизни иди!”
- Соблюдай режим дня
- Составь свою программу оздоровления
- Посещай спортивные секции
- Принимай поливитаминные комплексы в осенний и весенний период
- Чередуй умственные и физические нагрузки
- Часто бывай на свежем воздухе, общайся с друзьями
- Своевременно посещай врачей специалистов
- Правильно питайся
- Не кури, не злоупотребляй спиртными напитками, не принимай наркотиков
- Береги себя от несчастья ( соблюдай ПДД и ЗОЖ)
Если здоров ты – здорова твоя семья!
Станет здоровой Отчизна твоя!
Всем бийчанам передай наши пожеланья.
Сам охотно выполняй, применяй старанье!Удача и здоровья!
Бийские гимназисты
Подошла к концу наша встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание вести здоровый образ жизни.
Распространяйте памятки своим друзьям, соседям, сотрудникам на работе, посылайте своим родственникам, живущим в других городах нашей страны.
V. Вручение сертификаторВсе участники получают сертификат о том, что они принимали участие в работе круглого стола, посвященного проблеме здорового образа жизни.
VI. Чаепитие
Чай из лекарственных трав.
Литература
- Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина. “Тридцать уроков здоровья для первоклассников”. – Москва, Сфера, 2002.
- Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. “Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. – М., ВАКО, 2007.
- Н.Ф. Дик. “Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников”. – Ростов-на-Дону, Феникс,2008.
- И.С. Артюхов. “Настольная книга классного руководителя”. – Москва, Эксмо, 2008.
- Г.Н. Шевченко. “Основы безопасности жизнедеятельности”. – Волгоград, Учитель, 2007.
- И.В. Ковалько. “Поурочные разработки по физкультуре”. – Москва, ВАКО, 2004.
- Н.Ф.Дик. “Увлекательная внеклассная работа в начальных классах” – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.