Орфографическая тетрадь. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


“Орфографическая тетрадь” по русскому языку предназначена для работы над словами с непроверяемыми написаниями. Отбор слов соответствует содержанию учебника “Русский язык” (4-й кл.) авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. Приложением к тетради является пособие в виде разрезных карточек “Слова с непроверяемыми написаниями к учебнику “Русский язык”, 4-й класс” (составители Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).

В тетради слова помещены в алфавитном порядке, но вводятся они по мере того, как появляются на страницах учебника. Место нужного слова в тетради легко найти по алфавиту.

Каждое новое слово вводится через ребус или загадку, этот материал выносится на доску, а затем новое слово ученики записывают на первой строке соответствующей страницы. В системе упражнений и заданий к каждому слову обязательно предлагается: 1) введение слова с помощью ребуса, кроссворда, шифрованной таблицы или загадки; 2) толкование лексического значения, в некоторых случаях -дополнительный материал “К истокам слова” - о происхождении слова, изменении его лексического значения и т.п.; 3) упражнение на подбор однокоренных слов.

Также предлагаются дополнительные задания:

  • упражнение на запись слов и обозначение орфограмм;
  • задания, связанные с употреблением слова в речи, в том числе в составе пословиц, устойчивых выражений, фразеологических оборотов;
  • упражнение на построение предложений;
  • упражнения в подборе синонимов и антонимов;
  • разгадывание шарад, кроссвордов.

Учителю следует обратить внимание на необходимость постановки ударения во всех “словарных” словах (в том числе однокоренных), выделения корня (если орфограмма в корне) и подчеркивания орфограммы-буквы одной чертой.

В ходе работы над словами необходимо регулярно проводить тренировочные словарные диктанты, состоящие из однокоренных слов с непроверяемыми написаниями.

Периодичность проведения не менее двух раз в четверть. Количество слов диктанта должно соответствовать нормам (12–15 слов).

Приложение

 

Примерные словарные диктанты в 4 классе и сроки их проведения

Слова диктанта Срок проведения
1 Десерт, иногда, капитан, корабль, нарочно, облако, памятник, прогресс, процесс, ремонт, ситуация, шорох. конец сентября
2 Колено, копыто, копытце, лиловый, озорной, песчаный, сочинение, тревога, фантазия, фантастика, фиолетовый. конец октября
3 Алмаз, алмазный, выражать, выразительный, имеет в виду, костёр, происшествие, рояль, старание, стараться, традиция, тревога. конец ноября
4 Вдвоём, карнавал, коридор, пожалуйста, решение, цитата, (слова с удвоенной согласной по выбору учителя). конец декабря
5 Забота, заботиться, ладонь, лепесток, надолго, падеж, палатка, (слова с непроизносимой согласной по выбору учителя). конец января
6 Готовить, камыш, карниз, конструктор, конструкция, копейка, матч, пальто, пианино, престиж, престижный, свитер. конец февраля
7 Впервые, газета, корзина, несколько, обаяние, (рекламная) кампания, (весёлая) компания, (словарные слова, в которых дети делают ошибки). середина марта
8 Багряный, багровый, жёлтый, оранжевый, лиловый, фиолетовый, истина, истинный, кабинет, наверное, простор, путешествие, путешественник, сверкать, серебро, серебряный, справедливость, странный. конец апреля

9 диктант проводится в мае, слова диктанта подбирает учитель.

Список слов

вдвоём

ветреный

внутри

впервые

выразительный

готовить

десерт

иметь в виду

иногда

истина

кабинет

кампания

капитан

карнавал

карниз

колено

компания

конструктор

конструкция

копейка

копыто

корабль

коридор

костёр

лаборатория

лиловый

матч

металл

наверно

нарочно

несколько

обаяние

озорство

отчаяние

пальто

памятник

песчаный

пианино

пожалуйста

понимать

пополам

поровну

престиж

прогресс

происшествие

простор

профессия

процесс

путешествие

развеваться

развиться

ремонт

решение

рояль

сверкать

свитер

ситуация

славяне

справедливый

стараться

стеречь

странный

традиция

тревога

фантазия

фантастика

фиолетовый

цитата

шорох

Литература

  1. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. Российская АН, Российский фонд культуры, 2-е изд., испр. и доп. М., АЗЪ, 1994 г.
  2. Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов. 1-4 классы. Тула, “Родничок”, М. ООО “Издательство Астрель”, 2000 г.
  3. Учебный словарь синонимов русского языка. Авт. Зимин В. И., Алекторова Л. П. и др. М., Школа-Пресс, 1994 г.
  4. Бетенькова Н. М., Фомин Д. С. Конкурс грамотеев: Дидакт. игры и занимат. упражнения по русскому языку для учащихся нач. шк. Кн.для учителя - М., Просвещение, АО “Учеб. лит.”, 1995 г.
  5. Кондратов В. Н. Грамматические игры и загадки . Костромское книжное издательство. 1961 г.
  6. Волина В. В. Учимся играя. М., Новая школа. 1994 г.
  7. Волина В. В. Весёлая грамматика. М., Знание, 1995 г.
  8. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. М., Просвещение, 1991 г.
  9. Сухин И. Г. 800 загадок - 100 кроссвордов. М., Новая школа, 1997 г.
  10. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Сост. Линго Т. И. Ярославль, “Академия развития”, “ Академия К”, 1998 г.
  11. Илларионова Учите детей отгадывать загадки. М, Просвещение, 1984 г.
  12. Новоторцева Н. В. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. Ярославль, ТОО “ Гринго”, 1995 г.
  13. Прохоренко К. И. Материалы для упражнений по грамматике и правописанию (пословицы, поговорки, загадки). М., Акдемия пед. наук. 1963 г.
  14. Нарушевич А. Г., Попова Е. В. Тесты по русскому языку. Учебное пособие для начальной школы. М., ССТ ПРЕСС 1999 г.
  15. Гегелия Н. А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. Пособие для логопеда. М., Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999 г.
  16. Козырева Л. М. Слова - друзья и слова - неприятели. Тетрадь для логопедических занятий. Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг, 2001 г.
  17. Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий. Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг, 2001 г.
  18. Козырева Л. М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. Тетрадь для логопедических занятий. Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг, 2001 г.
  19. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Учебное пособие. М., “Гуманит.изд. центр ВЛАДОС”, 1997 г.