Работа автоклуба "Мы идем и едем по улицам города"

Разделы: Работа с дошкольниками


Чтобы предостеречь детей от опасности на улице, взрослые должны научить их быть внимательными, не нарушать правила дорожного движения, а главное не нарушать эти правила самим. В силу своего возраста дошкольники, не всегда озознают опасность, не знают, что движущийся автомобиль не может сразу остановиться. Малыши не способны заметить приближающиеся транспортные средства и правильно оценить дорожную ситуацию.

Ребенок медленно и чаще неправильно принимает решение, т. к. теряется, не зная, что делать.

Избежать этих опасностей можно лишь путем обучения ребенка с раннего возраста. Если ребенок усвоит  правила перехода улицы в детском саду, то это прочно останется у него навсегда.

Работа педагога по этой проблеме не должна ограничиваться словесными объяснениями – «это можно, а так нельзя». Надо научить правилам поведения.

Поэтому мы решили организовать кружок, где знакомим, обучаем правилам безопасного поведения на дорогах города: это и чтение литературы, рассматривание иллюстраций к ним; организация игр: настольных, дидактических, подвижных; сбор открыток, наклеек, марок; конструирование – создание различных транспортных средств из бросового материала; беседы на «автомобильные» темы; проведение занятий, бесед.

Перед собой мы поставили цель – формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах города. Это можно реализовать путем решения нескольких задач:

Овладеть первоначальными знаниями правильного поведения на улице.

Научить ребенка не только правильно передвигаться с помощью взрослых, но и координировать свои движения с движениями других людей.

Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Цель: расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы; закреплять представления о светофоре, о различных видах транспорта.учить различать знаки (предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные для водителей и пешеходов).

Оборудование: форма для детей с дорожными знаками, светофор, набор дорожных знаков, макет с дорожными знаками, грамзапись песни «Веселые друзья», макет автобуса. Занятие проводится на участке в летнее время.

Ход занятия

Вступительное слово воспитателя о том, чем будем заниматься. «Безопасность пешехода и пассажира на улице».

Разминка: игра на внимание – показываю круг (цвета светофора), а дети выполняют действия:если красный круг – вы молчите, желтый – хлопаете в ладоши,  зеленый – топаете ногами. Повторить 2-3 раза и выбрать самых внимательных.

Конкурс «Самых внимательных» -  за правильный ответ получают фишку. 

Вопросы:

Какие дома на нашей улице?

Как движутся автомобили – в одну сторону или в обе (односороннее, двустороннее)?

Кто пешеход? Где они находятся?

Где едут машины?

Где пересекаются две улицы, как называется?

Где и как надо переходить перекресток?

А пешеходы как должны переходить перекресток?

Что означает «пешеходный переход»? какае они бывают?

По дорогам движется транспорт, назовите виды транспорта?

Пассажирский транспорт, для чего нужен?

Как называется часть дороги, по которой едут автомобили?

Как называется часть дороги, по которой идут пешеходы?

Для чего нужен светофор? Какие сигналы светофора вы знаете?

Подводим итоги. Теперь «Самые внимательные» подходят к перекрестку. Пойдем на сигнал светофора (какого?), вот перед нами стенд с дорожными знаками. Дети по очереди называют и показывают знаки, рассказывают о их назначении.

Чтение стихов о светофоре, переходе и др.

«С  виду грозный и серьезный,
Очень важный светофор
С перекрестка с перекрестка
На меня глядит в упор.
Все, что хочет он сказать,
Я умею, я умею по глазам
Его читать!
Различать ты должен ясно-
Цвет зеленый, желтый, красный».
Из книги Г. Георгиева «Светофор»  

«Пешеход! Пешеход!
Помни ты про пешеход!
Подземный, надземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет».

«Шагая осторожно
За улицей следи
И только там, где можно
Ее переходи.»

Дети исполняют песню «Мы дорожные знаки».(см. Приложение 1)

Прогулка. «Наблюдение за светофором»

Программное содержание: закреплять знания детей о работе светофора. Познакомить с назначением желтого сигнала, закреплять правила перехода улицы пешеходами; ходить по улице спокойным шагом. Переходить дорогу только по переходу, при зеленом сигнале.

В начале прогулки читать стихотворение:

 «Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горим и днем, и ночью-
Зеленый, желтый, красный».

О чем говорится в стихотворении? (о светофоре)

Сегодня мы подойдем к переходу, там где есть светофор и будем наблюдать за работой светофора, как происходит регулировка движения. Посмотрите, по улице торопятся, едут разные машины. Мы пришли к перекрестку (здесь улицы пересекаются), по краям есть светофоры, они смотрят в разные стороны. Мы же должны смотреть вперед – горит КРАСНЫЙ свет. Мы можем сейчас переходить улицу? (нет)

А кто может сейчас двигаться? (машины едут прямо). Почему? (для водителей  - зеленый свет). Вот сигнал в светофоре измениился. Кто заметил, какой свет горит? (желтый)

Правильно, это ЖЕЛТЫЙ свет. Он предупреждает водителей о том, что сигнал менятся, надо быть внимательным.

«Желтый свет – предупреждение – Жди сигнала для движенья».

Желтый сигнал быстро сменился на другой. Какой? (ЗЕЛЕНЫЙ) и все люди спокойно стали переходить улицу. Обратите внимание, где все идут (как попало или строго в определенном месте)?

Правильно, все пешеходы идут только в специальном месте. Как называется это место? (пешеходные дорожки, переходы, «зебры» - на дороге нарисованы белые полосы).

Давайте понаблюдаем за работой светофора и движением транспорта, пешеходами.

Сейчас попробуем перейти дорогу. Какой свет? (ЖЕЛТЫЙ). Что надо делать? (приготовиться к переходу). Загорелся ЗЕЛЕНЫЙ свет – мы пошли спокойно, бежать, толкаться нельзя, так как  сменится свет и машины тронутся в путь.

Развивающие игры

Логические дорожки

Цель:развитие наглядно-образного мышления на основе задач на использование условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве; закрепление правил дорожного движения; развитие познавательного движения.

Оборудование: игровое поле, на котором изображена «карта» с разветвленными дорожками и домиками на концах. На отдельных карточках – «письма», в которых условно указан путь к одному из домиков.

Ход игры: перед ребенком находится дорожка, по которой нужно пройти к домику и отметить его.Чтобы правильно пройти к домику, необходимо смотреть на письмо.

Примерное  содержание письма: «иди по травке к светофору, мимо елочки к вишенке, далее мимо знака «Пешеходный переход» к домику».

Во время игры ребенок называет дорожные знаки, которые встречаются на пути.(см. Приложение 1)

Моделируемые знаки

Цель: закрепить знания детей о знаках дорожного движения. Развитие зрительной памяти, внимания.

Оборудование:  элементы знаков: круги (красный, синий), треугольники (красный), прямоугольники (синий), силуэт человека, детей, велосипед и т. д.

Ход игры:    перед ребенком набор элементов знаков. Нужно собрать знак дорожного движения. Пример:из элементов собрать знак «Пешеходный переход» и др.

Подвижные игры

Транспорт

Цель: бегать в колонне , парами, взявшись за руки.Продолжать знакомить с правилами дорожного движения. Развивать внимание, память.

Ход игры: детей делят на 2 группы:

  • 1 –водители автобуса, различных машин;
  • 2 – пешеходы.

Воспитатель – милиционер, у него светофор.

На одной стороне площадкистоят дети-шофера, на другой – гараж (там рули-машины).

На слова:

 «Собирайтесь, шофера,
На работу вам пора (дети идут в гараж к машинам-стульчикам парами)

Мы в дорогу для машины
Запасные взяли шины  (дети берут гимнастические палки (насосы) и выполняют движения)

Мы качаем, мы качаем,
Воздух в шины надуваем,
Проверяем каждый раз,
И аварий нет у нас.» (дети кладут палки и берут обручи (рули))

Воспитатель называет машину, и ребенок выезжает на дорогу. Машина едет до знака «переход», до перекрестка. Воспитатель – милиционер показывает желтый, зеленый круг, а шофер выполняет действия, теперь можно продолжать движение. Знак – «автобусная остановка», останавливаются автобусы, пассажиры входят, кто-то выходит.

Если грузовые машины – то они просто выполняют требования светофора. На остановке дети проговаривают:

«Пассажиры, торопитесь,
По два рядышком садитесь,
За рулем сидит шофер,
Смотрит он на светофор»

Воспитатель показывает красный круг и говорят дети:

«Светит красный светофор:
Нет проезда – стой, шофер!»

Теперь показывает желтый  круг, автобус готовтся к движению, дети говорят:

«Светит желтый – погоди,
Значит, нет еще пути.
А зеленый светофор –
Поезжай вперед, шофер!»
На зеленый – автобус едут и говорят:
«Стук-стук-стук, день-день-день,
Так мы ездим целый день».

Затем «машины» возвращаются в гараж.

Ловкий пешеход

Цель: закреплять правила перехода через дорогу; развивать ловкость, глазомер.

Оборудование: светофор, небольшой мяч, линия для броска (в 5 шагах от светофора).

Ход игры: «Пешеходы по очереди идут на перекресток. Перейти перекресток – это значит, на ходу бросить мяч в зеленый глазок светофора. Если попал в красный  - не перешел улицу, то выходишь из игры. Попал в желтый – получаешь право бросить мяч еще раз.

Красный, желтый, зеленый

Цель: продолжать упражнять в определении цвета и ловкости; развивать  внимание, умение играть в команде.

Оборудование: линия старта, 3 флажка (между ними расстояние четыре шага), линия финиша, воздушные шары (красный, желтый, зеленый по 2 шт.)

Ход игры: на старте 3 команды по 5 человек, первый держит шар одного цвета. Нужно подбрасывая шар, обойти свой флажок и вернуться на линию старта. Передать шар следующему игроку.игра продолжается до тех пор, пока все команды не вернутся на старт. За лопнувший шар команда получает шарик другого цвета.

Мы сочиняем стихи и рассказы

Светофор (Дима П.,6 л.)

На нашей улице стоит серьезный светофор. И днем и ночью он горит, охраняя наш покой. Загорелся красный свет, это значит – «СТОЙ!», дороги нет! Приготовиться идти – скажет желтый свет. А зеленый свет – «ИДИ!»путь открыт! Свободно.

История с котенком (Алеша П., 6,5л.)

Жил-был маленький Автомобильчик. Он очень боялся ездить по дороге, боялся больших машин. Но однажды маленькому Автомобильчику нужно было съездить на автозаправку. По дороге с ним произошел удивительный случай. Он увидел Котенка, который переходил дорогу в неположенном месте. Тут из-за угла выехал на большой скорости Большой Грузовик. Котенок мог погибнуть. Автомобильчику было  страшно. Но он не раздумывая, бросился вперед. Он загородил Котенка, смело встал на пути Большого Грузовика. Котенок продолжал свой путь, даже не думая об опасности, которая ему грозила. А Большой Грузовик очень удивился и остановился перед Автомобильчиком. Аварии не было. Они разъехались по своим делам. После этого случая маленький Автомобильчик уже никого не боялся, смело выезжал на улицу. Он никогда не нарушал правила уличного движения.

Правила движения  (Алина Дж.,6л., ее мама)

В детском садике у нас
Висит большой плакат
Он всем детишкам говорит:
Где идти, а где стоять.
Переходы, тротуары, и конечно, светофор,
Пешеходная дорожка и подземный переход.
Для чего они  мы знаем,
Мы в них играем круглый год.

(Данил Ж.,6,5л.,с мамой Юлей)

Вот стоит на перекрестке
Интересный очень знак:
Он моргает   красным, желтым глазом,
А зеленый бережет для нас!
Моргнул он красным глазом-
Стой! Остановись!
Желтый быстро загорелся,
Значит ты постой  и жди.
А зеленый  - добрый глаз
Приглашает в путь!

(Яник И., 6,5л., с папой)

Я с мамой утром рано
В детский сад иду.
И нас на пеекрестке
Встречает светофор.
Всегда предупреждает он,
Как дорогу перейти.
Зеленый свет нам помогает
Спокойно улицу пройти.

(Егорка К., 6л. и папа)

Свет зеленый загорелся,
Иди и не спеши,
Как только красный появился,
Стой! Стой! И не беги.
Побежишь беда – случится,
И в больницу попадешь.
Вот поэтому, детишки,
Будьте бдительны всегда!

Анкета для родителей   «Я и мой ребенок на улицах города»

Уважаемые родители! Мы просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты, которая поможет узнать, насколько Ваши дети знают и умеют пользоваться правилами дорожного движения.

1. Знает ли ваш ребенок свой домашний адрес:

  • знает название города, улицы, номер дома,квартиры, телефона,
  • знает название улицы, номер дома, квартиры,
  • знает, но не все данные.

2. Как Вы добираетесь домой из детского сада:

  • пешком,
  • на транспорте (указать, какой).

3. Если вы идете пешком, то Вы с ребенком:

  • переходите дорогу всегда по пешеходной дорожке, смотрите на сигнал светофора,
  • переходите дорогу по пешеходной дорожке, но не смотрите на сигнал светофора,
  • переходите там, где удобно и близко к дому.

4. Умеет ли Ваш ребенок ориентироватьсяпо сигналам светофора:

  • стоит на месте, если горит красный сигнал для пешеходов, а зеленый для машин,
  • путает сигналы для машин и для людей,
  • не знает, что существует сигнал светофора для пешехода, для водителя.

5. Знает ли Ваш ребенок знаки дорожного движения и что они обозначают:

  • да,
  • нет,
  • не уверен(а).

6. Знает ли Ваш ребенок виды городского транспорта, укажите какие?

Литература

1. Путешествие в страну дорожных знаков и сказок. Автор составитель О. В. Калашникова; Издательство, Учитель, 2002г.

2. Азбука пешехода для дошкольников и детей начального школьного возраста. М.:Издательский Дом Третий Рим, 2007г.

3. Дошкольникам о правилах дорожного движения. Э. Я. Степаненкова, М. Ф. Филоненко.  М.:Просвещение, 1979г.

4. Правила дорожного ждижения. Н. А. Извекова. М.:Просвещение, 1983г.

5. Журналы «Обруч»

6. Журналы «Дошкольное образование»

7. Газеты «Добрая дорога детства»