Индивидуальная образовательная траектория для младших школьников в сельской малочисленной школе

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Поселок  Кемпендяй  Сунтарского улуса  Республики Саха (Якутия) расположен на правом берегу речки Кемпендяй в 57 км.  от районного центра с.Сунтар.

От Кемпендяя до поселка Устье, расположенного на правом берегу реки Вилюй, пролегает шоссе протяженностью 57 км., по которому в течение круглого года осуществляется автомобильное движение. В п.Устье имеется паромная переправа через реку Вилюй, связывающая с  с.Сунтар. Речка Кемпендяй имеет ширину в пределах 10-15 метров при глубине от 1 до 1,5 метра. Вода соленая. Речка имеет хорошо разработанную долину, ширина которой местами достигает 100-200 метров. Борта долины ассиметричны, с четко выраженными уступами террас.

Климат Кемпендяя резко континентальный. Годовая сумма осадков колеблется в пределах 206-308 мм. Преобладающее направление ветров северо-западное. Среднегодовая температура -7-8 градусов.

В Кемпендяе имеют развитие породы кембрийского, юрского и четвертичного возраста.

Кембрийские породы здесь выступают в виде куполов, с которыми связано солепроявление.

Юрские отложения в районе речки Кемпендяй занимают большую площадь. Они представлены здесь тремя свитами: нижней континентальной, морской и верхней континентальной свитой.

На территории Кемпендяйского наслега, примерно, где-то более 40 больших и малых озер, 10 ручейков. Самые крупные озера Муосааны, Чаингда, Арбанда, расположены в 90 км.от поселка Кемпендяй.

Поселок промышленный, занимается добычей соли, каменного угля, цеолита. Работает  курортно-санаторный комплекс им. Г.Е Чолбодукова  АК « АЛРОСА».

Природные ресурсы Кемпендяя неисчерпаемы: красная и белая глина, слюда, известь, открыты месторождения газа и нефти.

В данное время в современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника и становится важным адаптировать учебный процесс к особенностям ее развития.

По Закону РФ “Об образовании” система образования должна обеспечивать “…самоопределение личности, создание условий для ее реализации, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества”. Исходя из этого, учителя начальных классов работаем над разработкой индивидуальной образовательной траектории младших школьников. Итак, тема внеклассной работы «Индивидуальная образовательная траектория для младших школьников в сельской малочисленной школе».

Объект: процесс социального и личностного самоопределения младшего школьника.

Предмет: условия и содержание совместной деятельности субъектов образовательного пространства по разработке и обеспечению успешного продвижения младшего школьника по индивидуальной образовательной траектории.

Цель  работы: определить педагогические условия процесса разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий, способствующих формированию способности младшего школьника.

Гипотеза: способность и готовность младшего школьника к самоопределению в социуме и осознанному, ответственному выбору собственных жизненных стратегий возрастут, если:

  • включить младших школьников в процедуру совместной с педагогами разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: определения целей, ценностей, критериев выбора стратегии учения, общения, поведения;
  • обеспечить педагогическое сопровождение младших школьников за счет создания педагогических ситуаций взаимодействия субъектов образовательных учреждений различного типа.

Задачи  заключаются в следующем:

1. Обосновать методологию педагогического сопровождения младших школьников при разработке и реализации индивидуальных образовательных траекторий.

2. Обосновать структуру и типологию индивидуальных образовательных траекторий, показав роль и место в их разработке ученика и учителя.

3. Обосновать систему педагогического сопровождения младших школьников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий, направления и содержание совместной деятельности педагогов и обучающихся.

4. Выявить общие и частные аспекты внедрения системы педагогического сопровождения в образовательных учреждениях различного типа  и возможности их сотрудничества с представителями социума.

Индивидуальная образовательная траектория представляет собой:

  • Целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученику   позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта   при осуществлении учителем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации.
  • Необходимость рассмотрения процесса построения индивидуально-образовательной траектории ученика, опирающегося на эти идеи, связана с тем, что они создают условия для самовыражения личности при обязательном достижении поставленных целей обучения.
  • Индивидуально-образовательная траектория адекватно личностно-ориентированному образовательному процессу, но в то же время, не тождественна ему, так как имеет специфические особенности: она специально разрабатывается для конкретного ученика как его индивидуальная образовательная программа.

Кемпендяйская средняя общеобразовательная школа, где я работаю вот уже 23 года, организована в п.Кемпендяй  в 1935 году, учреждено Сунтарским  РОНО, зарегистрировано в Кемпендяйском  сельсовете Сунтарского  улуса.

Проживание в селе накладывает особый отпечаток на жителей. Они находятся вблизи от природы. Образ жизни включает различные виды деятельности по жизнеобустройству: обеспечение водой (льдом), заготовка топлива (дров), летом уход за приусадебным хозяйством, текущий ремонт дома и построек, охота, рыболовство.

В  нашем наслеге  в образовательном процессе участвуют  КСК «Чэбдик», ЛПК «Алроса», ООО « Кемпендяйская солевая компания», школьный краеведческий музей «Кэскил», общественные организации села.

Школа опирается на них в своих образовательных программах и имеет  возможность более углубленно решать собственные образовательные, школьные задачи - общего образования, индивидуального обучения, выявления и развития способностей детей.

Одним словом, социум отдаленного маленького села накладывает значительный отпечаток на развитие личности ребенка. Педагогический коллектив опирается на современные психолого-педагогические исследования, доказывающие, что успех в профессиональной деятельности, прежде всего, зависит от развития мотивационной сферы личности, а не от суммы знаний или выработанных умений и навыков. Система воспитания выстраивается на основе интересов и собственного выбора учеников.

Основные подходы в организации воспитательного процесса - системный, деятельностный и личностно-ориентированный.

С  целью привлечения родителей к  активному участию в воспитании детей,  в школе разрабатывается   программа развития  на основе использования уникального природного ландшафта как условие воспитания патриота и гражданина. Этот компонент в воспитании базируется на организации музейных уроков, исследовательских экспедиций по маршрутам, внеклассной и кружковой работы при школе и на селе, где активными участниками являются родители.

Помимо этого,  функционирует школьная и сельская библиотеки, школьный  краеведческий  музей,  КСК « Чэбдик», спортивные секции (в/борьба, баскетбол, волейбол, национальные виды спорта, горный бег).

В школе действует ученическое самоуправление, обеспечивающее развитие социально-активной личности. Самоуправление приучает учеников к осознанной постановке целей, планированию деятельности, анализу и самоанализу (осознанию себя в деятельности), контролю, самоконтролю и самокоррекции, тем самым формируя основы личностного роста.

Организация всей воспитательной работы осуществляется классными руководителями, деятельность которых координирует и направляет организатор воспитательной работы. Она же обеспечивает концептуальное и методическое содержание внеклассной работы. Перечень функциональных обязанностей классного руководителя многообразен. Важной частью системы воспитательной работы школы является формирование и укрепление школьных традиций.

В Кемпендяйской  средней общеобразовательной школе школьники обучаются  в 11 классах-комплектах. Из них: 1-я ступень (начальные классы) - 4 класса комплекта обучаются по системе школа-2000 (методика Л.Г.Петерсона), 11 -я ступень - 7 классов (предметное обучение, совместная детско-взрослая образовательная деятельность),  111-я ступень - 2 класса ( элементы уровневой дифференциации в отдельных предметах).

С 2008 – 2009 учебного года разрабатываем индивидуальные образовательные траектории для младших школьников, что позволит выявить их способности по тем или иным учебным предметам, а также позволит углубленно работать по профориентации школьников.

Ниже привожу ИОТ учеников 4 класса.

Индивидуальная образовательная траектория Ивановой Айыыны (4 класс)

Готовится стать врачом.

По программе изучает основные предметы за курс начальной школы. Во внеурочное время индивидуально изучает дополнительные предметы:

  • Анатомия -  преподает  медсестра санатория – профилактория Иванова Н.П.
  • Лекарственные травы – преподает мама Иванова Е.С.
  • Закаливание – преподает учитель физкультуры Крылов И.И.
  • Оздоровление – преподает кл.рук. Иванова В.А.

Индивидуальная образовательная траектория Егоровой Куннэй (4 класс)

Готовится стать педагогом.

По программе изучает основные предметы за курс начальной школы. Во внеурочное время индивидуально изучает дополнительные предметы:

  • Педагогика – преподает учитель начальных классов Корнилова П.Р.
  • Риторика – преподает учитель начальных классов Иванова В.А.
  • Эстетика – преподает учитель технологии Гуляева С.Г.
  • Культура – преподает библиотекарь Саввинова Н.Т.

Индивидуальная образовательная траектория Харчасова Богдана  (4 класс)

Готовится стать банкиром.

По программе изучает основные предметы за курс начальной школы. Во внеурочное время индивидуально изучает дополнительные предметы:

  • Экономика – преподает учитель математики Тихонова Р.А.
  • Семейный бюджет – преподает мама Харчасова Н.Г.
  • Финансы – преподает учитель математики Петрова Т.А.
  • Культура делового человека – преподает психолог Федорова В.В.

Выводы:

1. Для учащихся начальных классов при желании можно составить индивидуальные образовательные траектории.

2. ИОТ охватывает внеклассную работу, с привлечением родителей, учителей.

3. Основной акцент при работе по ИОТ лежит на обширном желании самих обучающихся, совместной работе учителя и ученика.