Проект детской приемной "Детского агенства трудных жизненных ситуаций (ДАТЖС)"

Разделы: Социальная педагогика


Цель: Оказание социально-правовой, психологической и моральной помощи детям оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Задачи:

  • Защита гарантий и прав ребенка.
  • Разрешение трудных жизненных ситуаций детей живущих в с. Панаевск.
  • Оказание социально-правовой, психологической и моральной помощи учащимся и их родителям.
  • Организация правого ликбеза для учащихся.
  • Издание памяток, которые в интересной занимательной форме объясняют законы общества.
  • Воспитание коммуникативной культуры.
  • Освоение навыков профессий: социального педагога, психолога, юриста, секретаря-референта, программиста.

Участники проекта: учащиеся школы, соц.педагог, юрист, психолог, учителя, зам.директора по ВР, врач-педиатр, участковый инспектор.

Этапы реализации проекта:

  • I этап. Исследование проблемы защиты гарантии и прав ребенка
  • II этап. Рекламная акция “Закон за нас”!
  • III этап. Набор кадров для агенства
  • IV этап. Работа детской приемной
  • V этап. Организация и проведение правого ликбеза
  • VI этап. Организация и работа психологической помощи.

Приложение

Описание проекта

Существует много ситуаций, в которые попадают дети. Это и несправедливое отношение и даже унижение собственного достоинства взрослыми, не простые отношения с другими детьми, конфликты в семьях, участие в совершении преступлений и многое другое. Делая выводы из разговоров с детьми, к сожалению, оказалось, что далеко не все ситуации рассматриваются официальными органами или представителями общественности и виновные не несут наказание. Это происходит по разным причинам:

  • незнание своих прав и обязанностей;
  • страх перед взрослыми, так как приходится с ними и жить, и общаться дальше;
  • отсутствие поддержки и понимания среди близкого окружения.

Психологические травмы, а иногда и физические оставляют след на всю жизнь в сердцах детей. Именно эти травмы зарождают чувство агрессивности и недоверия. Я решила исследовать эту проблему и вместе со своими сверстниками подумать как можем мы помочь ребятам оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Итогом нашей работы стал данный проект. Для работы данного агентства мы разработали положение в котором прописаны все позиции его работы и должностные обязанности участников проекта.

В 2005–2006 году был реализован лишь первый этап данного проекта. коротко я хочу вас познакомить с собранным мной материалом Мы занимались исследованием проблемы социально правового положения ребенка

Формирование системы прав ребенка можно рассматривать с двух позиций: юридической и социально-педагогической.

Вершиной оформления прав ребенка явилось принятие в 1989 году Международной Конвенцией о правах ребенка – своего рода конституции по правам детей во всем мире. Известно, что принятию Конвенции о правах ребенка цивилизованный мир.

Положение ребёнка в Древней Руси

Основными правовыми источниками Древней Руси были “Русская правда” и “Устав Ярослава”. Анализ статей позволяет сказать, что в период раннефеодальной монархии забота о детях вменялась в обязанность родителям.

Важным шагом в отношении детей на Руси становится издание древнерусского свода правил общественной и домашней жизни “Домостроя”. “Домострой” отражал сугубо православную педагогическую мысль в отношении воспитания детей и защиты их положения.

В XVII в. Земский собор принимает свод законов Русского государства “Соборное Уложение” (1649). Согласно ему достижением гражданского совершеннолетия считался возраст 15 лет, когда молодой человек поступал на службу, мог вступить в брак, выделиться из родительского дома. Полная же дееспособность устанавливалась “гибким возрастом” с 15 до 20 лет.

Политика государства в отношении прав детей в эпоху Петра I

Реформы Петра I положили начало широкому светскому образованию.

По Указу царя дети дворян и приказного чина, начинают обучаться арифметике и некоторой частой геометрии. Во всех губерниях открываются школы, созданы госпитали для незаконнорожденных детей, сирот отдавали на воспитание людям, а кому было 10 лет, отдавали в матросы.

Пётр I определяет начало дееспособности с 20 лет. В семейном праве изменяется брачный возраст для лиц, вступающих в брак (женщины – 17; мужчины – 20 лет), вводится институт опекунства и попечительства. В отношении правонарушений, совершённых детьми, к преступлениям относили действия против:

  • Благочиния (нецензурная речь, азартные игры);
  • Личности (убийства, увечья, побои);
  • Чести и достоинства (клевета, оскорбление словом);
  • Нравственности (изнасилование, проституция).

Положение детей в период Просвещения, абсолютной монархии

Обращением к проблемам детей можно считать и политическую программу Екатерины II. В 1764 г. она создаёт “Наказ”, содержащий более 20 глав (около 655 ст.), который включал в главу о воспитании.

По инициативе Екатерины II в стране расширяется сеть учебных заведений, закладываются основы университетского образования, расширяется сеть школ и гимназий.

Особое внимание она уделила возрасту наступления дееспособности – 21 год, и возраст совершеннолетия – 20 лет.

Екатерина учредила Совестные суды, которым были переданы все дела о малолетних преступниках. Такие суды просуществовали до 1828 г.

XIX век – период зарождения детской юстиции

Проведенная Александром I реформа образования определила государственную систему образования в стране: приходские училища, уездные училища, губернаторские гимназии и университеты. В семейном праве по-прежнему брак признавался церковный, а брачный возраст был снижен (16–18 лет).

Во второй половине XIX в. предпринята попытка создания системы детской (ювенальной) юстиции.

Для детей правонарушителей созданы исправительные приюты.

Ещё одной новацией становится обязательное участие защитника в делах о несовершеннолетних.

В сфере трудовой занятости, запрещена ночная работа детей до 12 лет, детский труд был ограничен до 8 ч.

В 1909 г. избран первый детский судья г. Санкт-Петербурга Николай Окунев.

Гражданская война как фактор роста детской безнадзорности.

Годы Первой мировой войны, а затем гражданская война, голод и разруха привели к росту числа беспризорных детей. Проблема охраны и защиты детства, ликвидация беспризорности стала приоритетной.

В 1918 году Совет народных комиссаров издает Декрет о специальных органах. Всю работу по борьбе с беспризорностью возглавляла Комиссия по улучшению жизни детей.(Деткомиссия ВЦИК,).

В этот период возникли новые учреждения для воспитания беспризорных детей – трудовые коммуны и колонии, где организовывалось трудовое, общественно-политическое воспитании и общеобразовательная подготовка воспитанников.

В середине 30-х гг. в Крыму создается Всесоюзный пионерский лагерь отдыха и здоровья “Артек”, который многие годы станет образцом организации детского досуга в стране, центром подготовки воспитателей и организаторов детских общественных объединений, коллективов.

Активно поддерживалось создание Всесоюзной пионерской организации.

“Российский коммунистический союз молодежи” (затем ВЛКСМ) принял Устав ВЛКСМ, в соответствии с которым членом организации мог стать подросток в возрасте 14 лет. Впоследствии ВЛКСМ окажет огромное влияние на весь жизненный путь молодого человека в нашей стране

Великая Отечественная война и права детей

Дети пострадали от оккупации фашистами, многие тысячи из них были угнаны в плен, только в начале 90-х годов полностью реабилитированы правительством СССР.

Для детей, эвакуированных из временно оккупированных районов, в ряде восточных регионов страны были открыты школы-интернаты.

В 1943 году появились школы рабочей молодёжи.

Дети войны – великие труженики. В режиме военного положения допускалось привлечение к сверхурочным работам лиц, не достигших 16 лет.

В 1955 года были изменены условия труда, отдыха.

В 1959 году вместо 7-летнего обучения детей и подростков введено обязательное 8-летнее. Приём детей в школу начинался по достижении ими 7 лет, срок обучения был удлинён до 11 лет. В школе было введено обязательное производственное обучение и профессиональная подготовка.

Государственная политика в отношении детей в 60–80-е гг. ХХ в.

Большая реорганизация детских учреждений была проведена в СССР в конце 50-х – середине 60-х гг. В стране большинство детских домов было превращено в школы-интернаты, а имевшие неудовлетворительную материальную базу – закрыты. В этот период были восстановлены детские комнаты в милиции, которые затем преобразуются в комиссии по делам несовершеннолетних.

В отношении труда несовершеннолетних Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15.08.1955 года “Об отпусках и условиях труда подростков” были изменены условия труда, отдыха и учёбы молодёжи в возрасте до 18 лет. Например, рабочий день для лиц в возрасте от 14 до 16 лет был установлен продолжительностью 4 ч, а для лиц 16 -18 лет – 7 ч. Для рабочих и служащих, не достигших 18 лет, предусматривался отпуск в один календарный месяц.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.05.1956 г. “Об установлении шестичасового рабочего дня для подростков от 16 до 18 лет” режим рабочего времени несовершеннолетних был сокращен уже до 6 ч.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13.12.1956г. “Об усилении охраны труда подростков” был введен запрет на прием на работу лиц моложе 16 лет. Только в исключительных случаях по согласованию с фабричными, заводскими или местными комитетами профсоюзов на работу могли приниматься, достигшие 15 лет.

Изменения произошли и в Уголовном законодательстве. Так Уголовный кодекс СССР (1961) установил возраст уголовной ответственности с 16 лет, а особых случаях с 14 лет.

В 1973 г. В СССР был принят закон “Об утверждении основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании”. Закон предусматривал права учащихся, среди которых приоритетным оставалось бесплатность образования всех видов.

Закон устанавливал права учащихся на:

  • Бесплатное пользование учебными кабинетами и лабораториями, аудиториями,
  • Библиотеками и читальными залами, другими учебными и учебно- вспомогательными помещениями, клубами, домами культуры, иными культурно-бытовыми объектами учебно-воспитательных учреждений, спортивными базами и сооружениями, спортивным инвентарём и другим оборудованием учебных заведений;
  • Обеспечение стипендиями, пособиями, общежитиями, интернатами, медицинской помощью в учебных заведениях;
  • Льготный или бесплатный проезд на транспорте;
  • Материальную помощь;
  • Здоровые и безопасные условия труда во время производственного обучения и практики
  • Участие в обсуждении и принятии решений по вопросам совершенствования учебного процесса, идейно- воспитательной работы, организации общественно-полезного, производительного труда и научно- исследовательской деятельности, успеваемости, дисциплины, назначения стипендий и другим вопросам, связанным с учёбой, трудом, культурой поведения, бытом и отдыхом учащихся и студентов.

В конце 70- начале 80-х гг. в системе детских домов и школ- интернатов сложилась неблагоприятная обстановка, продиктованная недостаточным обеспечением, формализмом в организации жизни детей. Социологами был отмечен рост численности детей, оставшихся без попечения родителей, и изменение статуса осиротевших детей. Неблагоприятные социальные тенденции в развитии общества привели к росту “социального сиротства”. Среди детей, содержащихся в детских домах и школах – интернатах, лишь 4–7% составляли дети-сироты. Свыше 70% были дети, родители которых были лишены родительских прав. Наметилась тенденция к увеличению численности детей, оставленных матерями после рождения.

С 1985–1987 гг. специальными решениями Правительство СССР предусматривает значительное увеличение расходов на содержание воспитанников детских домов. В учреждениях была введена меньшая наполняемость классов и воспитательных групп (до 25 чел.), предприняты меры по улучшению медицинского обслуживания, режима труда работников учреждений, установлены ставки психологов. С 1985 года в СССР создаётся Детский фонд. По инициативе Детского фонда создаются модели детских домов нового типа (“детская деревня”), основной задачей которых становится реализация права ребенка на воспитание в семье. В 1984 г. в СССР был принят курс на реформирование общего образования, которое предусматривало увеличение продолжительности обязательного образования – 11 лет (в Эстонии, Латвии и Литве до 12 лет).

1987 г. в РСФСР был принят закон “О народном образовании”, который предусматривал организацию в стране работы по правовому воспитанию и обучению учащихся при участии Министерства юстиции РСФСР.

Принятые в 1991 г. “Основы уголовного законодательства СССР” изменили правовое положение в детей в рамках уголовного права. Основами на все виды

преступлений был установлен возраст уголовной ответственности для несовершеннолетних – с 14 лет. Законодательство ориентировало пенитенциарную систему на применение к воспитанникам, прежде всего, мер воспитательного характера.

Российское законодательство и права ребёнка

Началом формирования государственной политики в интересах детей в Российской Федерации можно считать Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года № 543 “О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы”.

Российская Федерация – правопреемник СССР делает серьезные шаги по укреплению прав и свобод человека, даже если таким человеком является ребенок. В Российской Федерации с 1991г. сформировался большой массив документов, затрагивающих интересы детей. В них предусмотрены нормы об ответственности родителей за насилие по отношению к детям, за их безнадзорность; ответственности родителей, лиц, их заменяющих, а также воспитателей, педагогов, врачей за нарушение физического, психического, морального и духовного здоровья детей и подростков, за ненадлежащее ими обязанностей по охране жизни и здоровья детей.

Разработаны акты о правовом регулировании защиты детей в экстремальных ситуациях (межнациональные конфликты, экологические катастрофы) и поддержки подростков, о гарантии прав детей-сирот на первоочередное получение жилья, а также запрет приватизации жилья в ущерб детям.

В Российской Федерации продолжается работа над совершенствованием государственной системы сбора статистической информации о положении детей в стране . Так, Государственным комитетом по статистике РФ были приняты постановления от 27. 05. 2002 г. №126 “Об утверждении инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью дошкольных образовательных учреждений”; от 18. 04. 2002 г. №217 “Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений”; Постановление Правительства РФ от 04. 04. 2002 г. №217 “О государственном банке данных о детях , оставшихся без попечения родителей , и осуществлении контроля за его формированием и использованием”.

Важным шагом в развитии государственной политики по защите прав детей стало принятие Правительством РФ Постановления от 9. 11. 1993 г. № 909 “Об утверждении проекта Федеральной программы “Дети России”. В соответствии с данным документом Федеральная программа “Дети России” направлена на социальную защиту детей и включает в себя федеральные целевые программы : “Дети сироты” , “Дети-инвалиды” , “Дети Севера” , “Планированные дети” , Дети Чернобыля” и др.

По тому, как общество, государство относится к детям, можно судить об уровне его развития. Не являясь в полной мере дееспособным гражданином, ребёнок находится пол защитой закона. Его особый статус закреплён во Всеобщей декларации прав человека (1948) и Конвенции о правах ребёнка (1989).

Основанием возникновения прав и обязанностей детей является их происхождение, удостоверенное в законном порядке ( ст. 47 СК РФ ), причём наделение детей правами и обязанностями не зависит от того, рождены они в браке или вне его.

Происхождение детей устанавливается органами ЗАГС на основании документов, подтверждающих рождение ребёнка матерью в медицинском учреждении или других местах.

С момента своего рождения ребёнок имеет права: на жизнь, уход, питание, благоприятные условия развития и воспитания и др. Эталоном нормативного закрепления прав ребёнка является Конвенция о правах ребёнка, ратифицированная СССР в 1990 г.

После изучения документов по правовой тематике, касающейся прав детей, и для составления полной картины о ситуации детей в школе, их знании своих прав и обязанностей было принято решение провести анонимное анкетирование учащихся

Было опрошено 72 человека с 8–11 класс. Среди преступлений совершенных детьми ребята назвали: воровство, избиение, ограбление. Среди причин совершения преступлений приоритетными являются: влияние компаний, плохие семейные отношения и особенности характера. Среди мер по предупреждению совершения правонарушений ребята выдели: разъяснение законов специалистами, организацию курсов и факультативов, изучение специальной литературы. Также анкетирование показало, что учащиеся нашей школы считают необходимым открытие правовой приемной для детей, так как не все опрошенные хорошо знают свои права и обязанности.

По результатам анкетирования проводится диспут “Несчастливое детство”. На диспут приглашаются специалисты привлекаемые к работе в детской приемной родители и учащиеся. В ходе диспута можно посмотреть всем вместе с учащимися и их родителями видеосюжеты, которые возможно, предоставят правоохранительные органы, или воспользоваться теми материалами, которые есть в школьной видеотеке. На диспуте озвучивается анализ анкетирования, материалы статистики о школе и поселке, районе. Знакомство с выставкой специальной литературы по данной проблеме. Выступление школьного библиотекаря, который предлагает подборку материалов, необходимых для обсуждения в семейном кругу.

В завершении диспута всем вручается рекламная памятка Детского агентства трудных жизненных ситуаций. Так происходит завершение I этапа проекта.

II этап это рекламная акция “Закон за нас!”. Инициативная группа выступает в роли агитбригады. В музыкальном ассорти содержится вся информация о работе агентства, так же объявляется конкурс и требования к конкурсантам на замещение вакантных должностей агентства.

III этап – Набор кадров для работы в агентстве.

На усмотрение инициативной группы это может быть конкурсный отбор на проявление деловых качеств, либо простой кастинг.

Для работы в комиссии независимых экспертов, требуются 3 педагога.

Их выбирают сами учащиеся путем анонимного опроса. Учащимся предлагается один вопрос: напишите 3 фамилии педагогов, кому ты доверяешь больше всего.

Когда штаб набран, Агентство начинает свою работу. Работа ведется параллельно в трех направлениях:

  • работа детской приемной;
  • работа правого ликбеза;
  • работа психологической службы.

В конце года подводится итог. Каждое подразделение составляет анализ работы и генеральный директор агентства составляет и анализирует работу всего агентства в целом.

Литература

  1. Работа составлена на основе статьи Е.Л. Болотовой “Права ребенка в современной России”.
  2. Н.И. Дереклеева “Род. Собрание” Москва 2004.
  3. Копылов Е.А. “Гражданская позиция школьника”. Москва – 1998.
  4. Смид Р. “Групповая работа с детьми и подросткам” Москва – 1999.
  5. Конституция Р.Ф. М – 2004г.
  6. Школьная пресса, 2005 год
  7. С.И. Гессеи Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Школьная пресса, 1995.