Конспект занятия и распределения деятельности по этапам проекта "Культурные растения"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель. Продолжать формировать у детей представления о растениях, выращиваемых человеком для употребления в пищу. Закреплять представления детей о потребности растения в свете и тепле как необходимых условиях его развития. Учить детей выражать свои мысли, обозначать словами собственные исследовательские действия, доказывать правильность обобщения. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи. Поощрять желание трудиться вместе со сверстниками, соотносить свои действия с действиями других.

 Оборудование и материалы.

  1. «Волшебная коробка» с проросшим картофелем: в крышке картонной или деревянной коробки, на дне которой имеется слой земли, прорезается круглое отверстие. Клубень картофеля сажается на участке, удалённом от отверстия.
  2. Рассада картофеля в горшках.
  3. Клубни картофеля разных сортов.
  4. Карточки, схематически изображающие этапы работы по посадке клубней для рассады, необходимые инструменты.
  5. Крахмал, мука, лупы.
  6. Варёный картофель и морковь, нарезанные тонкими ломтиками огурец, репчатый и зелёный лук, баночка горошка, подсолнечное масло, майонез, соль, перец, зелень;
  7. Круглые ножи, разделочные доски, посуда; фартуки и косынки.
  8. Мужская рубашка,
  9. Кисель.
  10. Тазик с водой.
  11. Полотенце для каждого ребёнка.

Ход занятия.

1. Организационный момент.
             Представьте себе, что вы выглянули в окно, а солнышко очень ярко светит. Вы сощурились, солнышко за тучку спряталось – лицо у вас спокойное. Опять солнышко выглянуло – поднесите руку ко лбу, посмотрите на солнышко из-под руки, улыбнитесь солнышку, а потом друг другу.

2. Тайна «волшебной коробки».
             Воспитатель: Пришло время раскрыть тайну волшебной коробки. Рассмотрите её внимательно. Что есть в верхней части коробки?
Ребёнок: В верхней части коробки есть круглое отверстие.
             Воспитатель: Как вы думаете, зачем оно? Давайте понюхаем. Чем пахнет? Давайте откроем коробку, а вместе с ней и тайну.
Дети видят в коробке росток картофеля, который, изгибаясь, тянется к свету – отверстию в крышке.
             Воспитатель: Почему у ростка картофеля такая причудливая форма.
Ребёнок: Он стремится к свету, значит, свет необходим картофелю для роста.
Воспитатель: Теперь вспомним, где стояла коробка? (В тёплом месте, возле батареи) А почему её поставили туда?
Ребёнок: Картофелю для роста нужно ещё и тепло.
Воспитатель: Таким образом, картошка из «волшебной коробки» ещё раз доказала нам, как важны для растений свет и тепло.

3. «Путешествие картошки».
Воспитатель и дети переходят к столику, где стоят горшки с выращенной картофельной рассадой, вспоминают, как сажали её, рассматривают фотографии. Дети рассказывают о последовательности посадки клубня картофеля для выращивания рассады с опорой на схематические рисунки.
             Воспитатель предлагает детям выступить с сообщениями, которые они подготовили совместно с родителями.
1-й ребёнок. «Как картошка появилась в России».
Раньше картошку в России не выращивали. Картошка росла только в Америке. Когда путешественники впервые увидели эти плоды, они назвали их «золотые яблоки». Потом на морских кораблях это растение привезли в Западную Европу, а оттуда оно попало в Россию. Люди не хотели выращивать картошку, так как считали, что она ядовитая. Богатые дамы украшали своё платье и прическу картофельными цветами.
Однажды крестьяне рассердились, выкопали картофельное растение с корнями и бросили в костёр, чтобы оно сгорело. А когда огонь погас, люди увидели в золе аппетитные, румяные клубни. Это была печёная картошка. Она была очень вкусная и съедобная. С тех пор в России все едят картошку и называют её вторым хлебом.
2-й ребёнок. У нашей семьи есть дача в Комарово. Весной бабушка и дедушка сажают там картошку. Я тоже помогал. Папа делал ямки, а я выкладывал туда по одной картофелине, потом ямки засыпали землёй. Всё лето на грядке были зелёные кустики. Осенью мы помогали копать картошку. Когда куст выкопали, вместо одной картошки там оказалось несколько.
3-й ребёнок. А когда я отдыхала у бабушки летом на Украине, то видела на кустах картошки полосатых жучков. Это колорадский жук. Это очень вредное насекомое. Из-за него всё растение погибает. Поэтому этих жуков уничтожают.
Воспитатель: Вы очень интересно рассказали всё, что узнали про картошку.Что должен делать человек, чтобы вырастить хороший урожай картофеля? (Вскопать землю, посадить картошку, окучивать, удобрять, бороться с вредителями, поливать, потом выкопать картошку).
С тех пор, как это растение выращивают в нашей стране, учёные придумали много разных сортов картофеля. Клубни отличаются по вкусу и по цвету: есть розовые, белые, жёлтые. А теперь рассмотрим зелёный клубень. Может это тоже особый сорт? Нет, такой позеленевший картофель ни в коем случае нельзя использовать для приготовления блюд – он ядовит и опасен!

4. Физкультминутка.

 Дети:
Ах, картошка – объеденье
Для ребят и поросят.
В каждом доме – угощенье,
Все картошечки хотят.

Картошка:
Я рассыпчата, вкусна,
Взрослым, детям,
Всем нужна.
Лишь сними с меня одёжки.
И наешься ты картошки!

5.Опыты с картофельным крахмалом.
             «Что общего между киселём и белой рубашкой?»
Воспитатель показывает ребятам накрахмаленную мужскую рубашку и прозрачный стакан с киселём.
             Воспитатель. Давайте попробуем на вкус – что у нас в стакане? Это кисель, который делают из картофельного крахмала. Именно о крахмале и пойдёт речь. Оказывается, без него мама не сможет ни вкусный кисель сварить, ни накрахмалить воротник папиной рубашки или простыню. Кто из ребят пил кисель? А кто видел крахмал? Как вы думаете, сможем ли мы сами его сделать? Давайте попробуем. Натираем картофелину на тёрке, кладём в марлю и отжимаем сок в тёмную керамическую тарелку. (Выполняет воспитатель и дети, по желанию). Через некоторое время рассматриваем загустевший сок – появился крахмал.
Затем каждый ребёнок получает тарелку с промышленным крахмалом и исследует его на вкус, разминает в ладошке (какой он на ощупь?), нюхает.
«Опыты с крахмалом»
Разделить детей на две подгруппы, со второй подгруппой работает второй воспитатель, для каждой подгруппы предоставляются «алгоритмы опытов».

  • Растворите крахмал в воде. Что с ним происходит?
  • Сравните образцы промышленного и самодельного крахмала. Есть ли отличия?
  • Сравните крахмал и муку. Чем они похожи и чем отличаются? Что делают из муки? А что – из крахмала?
  • Что получится, если на крахмал капнуть каплю йода?

             Далее дети собираются вместе и сообща делают выводы о свойствах крахмала: крахмал растворяется в воде, промышленный крахмал не отличается от самодельного, мука и крахмал похожи цветом, но отличаются на ощупь, не имеют вкуса, если на крахмал капнуть йодом, то он синеет.

6. Приготовление блюд из картофеля.
             Воспитатель: Ваши мамы собрали много разных рецептов приготовления блюд из картофеля (демонстрирует самодельную книгу рецептов). Что бы мы с вами могли приготовить? Можно, например, сделать русский салат из картофеля.
Дети делятся на две подгруппы, знакомятся с рецептом приготовления салата, моют руки и приступают к работе: чистят картофель, режут его кубиками, ломтики огурца разрезают на более мелкие кусочки. Воспитатель режет лук. Подготовленные таким образом овощи складываются в общую миску, куда затем кладут промытый зелёный горошек (консервированную кукурузу) и наливают подсолнечное масло (майонез). Ребята сами добавляют соль и молотый перец по вкусу, раскладывают готовое блюдо в красивый салатницы, украшают зелёным луком, «лилиями» из репчатого лука и фигурками из варёной моркови, и за сервированным столом пробуют салат собственного приготовления.

7. Подведение итога занятия.
Воспитатель. Ребята, сегодня на занятии вы много нового узнали о таком обычном и привычном для нас растении как картошка, о том, что картошку можно не только употреблять в пищу, но из неё также получают крахмал. Вы научились самостоятельно готовить картофельный салат. Теперь своими знаниями и умениями вы сможете удивить своих родных и друзей. Приятного аппетита!

Распределение деятельности по этапам проекта «Культурные растения»

Вид проекта (групповой, исследовательский, долгосрочный)

I этап. Гипотеза. Люди всегда будут стремиться превратить «дикие растения в «культурные», сделать эти растения вкусными, питательными, полезными, пригодными в пищу.
 Проблема. Незнайка не знает, как вырастить картошку и для чего ещё, кроме еды, нужна картошка.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы №10, родители воспитанников, воспитатели группы, учитель-логопед, музыкальный руководитель, руководитель изостудии, инструктор физического воспитания.
Цель. Познакомить детей с назначением картофеля как культурного растения.
Задачи.

  • Познакомить детей с историей «путешествия» растения из Америки (через Западную Европу) в Россию.
  • Закрепить представления детей о потребности растения в свете и тепле как необходимых условиях его развития.
  • Учить детей выражать свои мысли, обозначать словами собственные исследовательские действия, доказывать правильность обобщений.
  •  Поощрять желание трудиться вместе со сверстниками, соотносить свои действия с действиями других людей.
  • Помочь детям увидеть необычное в обычном – в окружающих их предметах; развивать познавательный интерес, стремление исследовать окружающий мир.

II этап. Разработка проекта.

Деятельность воспитетелей.

  • Разработать конспекты занятий, бесед с детьми.
  • Изготовить штампы из сырого картофеля для изодеятельности. Показать детям приём рисования штампами, собрать альбом детских рисунков, выполненных этим приёмом.
  • Сфотографировать детей (или снять видеоматериал) во время посадки картофеля, во время высаживания рассады на грядку, во время сбора урожая.
  • Изготовить дидактическую игру: «Что сначала, что потом» (этапы роста растения и зависимость от природных условий). Подобрать подвижные игры.
  • Разработать алгоритм проведения опытов с картофельным крахмалом, изобразить его на карточках
  • Подобрать стихи, загадки, сказки, песни, иллюстрации о картофеле.

 Деятельность родителей.
Содействие педагогам в сборе информации, оформлении стендов, создании фотовыставок. Знакомить детей с кулинарными рецептами, привлекать детей к приготовлению блюд из картофеля дома.

III этап. Выполнение проекта.

Раздел
программы

Формы и методы работы

Игровая
деятельность
Дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Хорошо – плохо», «Чудесный мешочек»
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Поездка на рынок», «Готовим обед».
Познавательное
развитие
Беседы: «Как картошка появилась в России», «Как картошка на стол приходит»,
«Как «умные машины помогают выращивать растения».
Рассматривание иллюстраций: «Этапы выращивания и уборки картофеля»;
рисунков в поваренных книгах, открыток с изображением картофельных блюд.
Занятия: «Посадка клубней картофеля на мини-огороде (на подоконнике)»,
«Необычное в обычном».
Опыты с картофельным крахмалом.
Ведение дневника наблюдений за ростом рассады.
Развитие речи Составление творческого рассказа «Как мы устроили огород на подоконнике».
Разучивание стихов, загадок, пословиц о картошке.
Рисование Рисование с помощью штампов, изготовленных из сырого картофеля.
Физическое
развитие
Эстафета «Посади, поливай, собирай урожай картошки».
Физкультминутка «Ах, картошка...»
Работа
с родителями
Обращение к родителям с просьбой помочь в сборе информации.
Выставка детских рисунков, выполненных штампами.
Фотовыставка «Как мы сажали и убирали картошку»

I V этап. Презентация проекта.

  1. Открытое занятие «Необычное в обычном».
  2. Альбом наблюдений за выращиванием рассады картофеля
  3. Картотека опытов с картофельным крахмалом.
  4. Книга рецептов блюд из картофеля.
  5. Сборник стихов, пословиц, загадок о картофеле.
  6. Видеорепортаж о посадке картофеля, о сборе урожая на мини-огороде.
  7. Картотека дидактических и подвижных игр.

 V этап. Определение задач для новых проектов.

 Продолжить изучение темы «Культурные растения» на примере зерновых растений.