Итоговое занятие математического кружка в 5–6-х классах по теме "Орнаменты и бордюры"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Цель занятия:

  • Рассмотреть основные типы бордюров и правила построения орнамента;
  • Узнать, как бордюры и орнаменты использовались в русском народном творчестве;
  • Научиться пользоваться различными носителями информации для получения информации и оформления результатов самостоятельной деятельности;
  • Научиться кратко излагать свои мысли устно и письменно;
  • Научиться обрабатывать и обобщать полученную информацию.

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • экран;
  • выставка изделий народного творчества.

Ход занятия

Презентация (Приложение 1)

Слайд№1

Слайд №2

I. Вводная беседа.

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами не совсем обычное занятие. На протяжении предыдущих занятий мы с вами проводили исследование по теме “Орнамент и бордюр”. Сегодня мы подведём итог нашей обширной работы. Все вы готовились к сегодняшнему уроку: готовили сообщения, создавали свои орнаменты и бордюры, участвовали в создании выставки.

Итак, мы начинаем…

II. Основная часть.

1) Сообщение ученика: Когда появился орнамент?

Слайд №3.

Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе магический смысл. В древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.

По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга.. естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, “защищали” от проникновения через горловину злых духов.

Слайд №4

То же самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле.

Орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, “елочный” орнамент, плетеночный (“веревочный”) узор.

Слайд №5

Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора. Цель орнамента определилась — украшать. Но справедливо будет отметить, что из орнаментальных мотивов появилась пиктография, ранний этап письменности.

2) Сообщение учащегося “Что такое орнамент?”

Слайд №6

Орнаментом называется узор, построенный чередованием в определенном порядке или, как говорят, ритме каких-нибудь рисунков или линий. Слово "орнамент", с латинского "ornamentum", означает "украшение".

Орнамент как самостоятельное художественное произведение не существует.

Орнамент способен выразить самые разнообразные ощущения: сдержанность и торжественность, легкость, изящество и плавность, внутреннее напряжение или спокойствие, свободное движение. Его эмоциональная выразительность бесконечна. В орнаменте всегда отражается характер и особенности культуры народа, создавшего его, а также эпоха, и которую он возник.

3) Сообщение учащегося “Что такое бордюр? Основные виды бордюров”.

Слайд №7

Бордюр – это периодически повторяющийся рисунок на длинной ленте.

На практике бордюры встречаются в разных видах. Это может быть настенная роспись, украшающая стены зданий, галереи, лестничные переходы. Это может быть чугунное литье, используемое в оградах парков, решетках мостов и набережных. Это могут быть гипсовые барельефы или керамика.

Слайд №8

Рисунок бордюра получается, когда мы начинаем геометрически перемещать его элемент. Любой бордюр может быть совмещен сам с собой параллельным переносом.

Слайд №9

Слайд №10

Слайд №11

4) Сообщение учащегося “Бордюры и орнаменты в русском зодчестве”.

Слайд №12

Слайд №13

На Руси издревле люди старались украсить терема, церкви. Они придумывали удивительные замысловатые орнаменты, в основном цветочные. В XVII веке русский зодчий Степан Иванов создал свой орнамент, который назвали “Павлинье око”, так как он был похож на рисунок пера павлиньего хвоста.

Геометрическая резьба по дереву - один из самых древних и распространенных видов деревянной орнаментальной резьбы. Выполняется в виде выемок двух-, трех-, четырехгранной формы, которые в сочетании дают большое число разнообразных композиций.

Слайд №14

Слайд №15

Слайд №16

Орнаментика геометрической резьбы восходит к древним языческим символам.
Например, один из наиболее распространенных элементов розетка был связан с культом солнца. Розетки и сияния присутствуют во всех композициях, выполненных в технике трехгранно-выемчатой резьбы.

Геометрическая резьба использовалась в домовом декоре Русского Севера и при украшении прялок и различных предметов домашней утвари вальков, рубелей, трепал.

Геометрический узор встречается на предметах из новгородских раскопок 10-12 веков.

Слайд №17

Слайд №18

5) Сообщение учащегося “Орнамент в одежде”

Русская народная одежда – ценнейший памятник народного творчества. Колорит одежды, обилие вышитых и вытканных узоров и украшений – всё это свидетельствует о вкусах и традициях народа, о его понимании красоты.

Слайд №19

Праздничная одежда крестьянок по покрою была одинаковой с будничной и отличалась только обилием вышитых и вытканных узоров. Обязательным дополнением к праздничному наряду служили головные уборы. У женщин – рогатая кичка, сорока, повойник, кокошник, платок. У девушек – лента, платок, венец.

Слайд №20

Во второй половине 19 века под влиянием городской моды в крестьянской вышивке получает распространение техника работы крестом.

Подобными вышитыми узорами украшались полотенца, скатерти, подзоры, а также рукава платьев и рубах, подолы передников, нагрудные части рубах.

Слайд №22

Слайд №23

Слайд №24

Слайд №25

Особое внимание стоит уделить вышивке золотом. Её называли золотной вышивкой.

Слайд №26

6) Сообщение учащегося “Городецкая роспись”

Слайд №27

Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Возник он в середине 19 века в районе города Городец Нижегородской области. Яркая, лаконичная городецкая роспись, выполненная свободным мазком с белой и чёрной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

Возникновение росписи берёт начало в производстве Городецких прялочных донец. Донце представляло собой широкую доску, в отверстие которой вставлялась ножка гребня. Когда на прялке не работали, гребень вынимался, и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно.

Слайд №28

В росписи использовались яркие сочные краски – красного, жёлтого, зелёного, чёрного цветов, замешанные на жидком столярном клее.

Слайд №30

Постепенно выработались самобытные приёмы Городецкой росписи. В росписи существует много простейших орнаментальных мотивов – розы – купавки, бутоны, травки, кони. С развитием промысла значительно обогатились и сюжеты росписи. Помимо традиционных коней появились чаепития, гулянья, сцены из городской жизни, персонажи народных сказок.

В настоящее время фабрика “Городецкая роспись” выпускает расписные игрушки – качалки, детскую мебель, декоративные панно, блюда, токарную посуду.

7) Сообщение учащегося “Павлово – Посадские платки, палантины и кашне”

Слайд №31

Павлово – Посадские набивные платки – это шерстяные и полушерстяные платки, украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский Посад в 1860году.

Район Павловского Посада(бывшего Богородского уезда) – один из старейших российских текстильных центров.

В 18 – первой половине 19 веков богородские платки и сарафанные ткани отличались особой красотой вытканного золотной нитью орнамента. Позднее здесь широко распространилось шёлкоткачество, а с 1860 года начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом.

Постепенно производство разрасталось и приобретало ярко выраженный национальный характер.

Каждый цвет на платке печатается с отдельной доски, число которых достигает подчас нескольких десятков. В рисунке Павловских платков преобладают пышные цветочные букеты и гирлянды. По – прежнему популярен орнаментальный мотив “турецкие огурцы”. Преобладает молочно – белый, чёрный, красный, тёмно – синий, вишнёвый фон.

Слайд №32

8) Сообщение учащегося “Хохломская роспись”

Слайд №33

Хохломская роспись – русский народный художественный промысел. Он возник в 17 веке. Название промысла происходит от села Хохлома Нижегородской области.

Декоративная роспись на деревянных изделиях ( посуде, мебели) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и чёрным (реже зелёным) тонами и золотом по золотистому фону.

Слайд №34

Ныне это фабрика “Хохломской художник” в селе Сёмино Ковернинского района и Производственное художественное объединение “Хохломская роспись” в городе Семёнов.

9) Сообщение учащегося “Гжель”

Слайд №35

Гжель – изделия керамических промыслов Московской области. Слово “гжель” происходит, возможно, от слова “жечь”.

Впервые местность Гжель упоминается среди других в духовной грамоте Ивана Калиты, а Иван Грозный признал её собственностью царского двора.

В 17 веке крестьяне гжельских деревень и сёл начали изготавливать глиняную посуду и игрушки.

В самой Гжели работало много мастеров. Они создавали нарядную посуду: квасники – декоративные кувшины, кувшины, рукомои, кружки – шутихи (“напейся – не облейся”), блюда, тарелки, украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зелёной, жёлтой, синей и фиолетово – коричневой красками по белому фону.

Начало подлинного возрождения Гжели относится к 1945 году. Именно тогда была принята одноцветная синяя роспись, такая, которую мы все знаем.

Мастеров Гжели готовят в прямом смысле с детского сада, где дети занимаются рисованием и лепкой.

Помимо посуды, объединение “Гжель” выпускает часы, телефонные аппараты, различные люстры, статуэтки.

Изделия из Гжели широко известны во всём мире.

III. Подведение итогов исследовательской деятельности.

Молодцы ребята! Вы славно потрудились.

А теперь давайте подведём итог нашей работы. О чём же вы узнали, работая над темой “Орнаменты и бордюры”?

(ответы учащихся)

Основательно выучив теоретический материал, каждый из вас попробовал свои силы и в творчестве. Давайте посмотрим, что же из этого получилось?

Слайд №36

Слайд №37

Слайд №38

Слайд №39

Слайд №40

Слайд №41

Слайд №42

Слайд №43

Ресурсы:

  • Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений.- М.: Дрофа,2001.
  • Газета “Математика”, №48/1998г.