Урок физики "Осторожно, дверь не закрывается…"

Разделы: Физика


Цели:

Социально-психологические:

На уроке учащиеся должны:

  • Принимать участие в обсуждении;
  • Выслушивать мнение коллег.

Академические:

На уроке учащиеся должны:

  • Определять вес тела, находящегося в покое;
  • Убедиться, что при ускоренном движении тела по вертикали его вес изменяется;
  • Продолжить работу над умением анализировать табличные данные на примере зависимости веса тела от направления ускорения на различных этапах движения лифта;
  • Уметь определять изменение веса по направлению ускорения по сравнению с ускорением свободного падения;

Задачи урока:

Образовательные:

Продолжить формирование умении учащихся работать:

  • с лабораторным оборудованием;
  • с таблицами;
  • создать условия для развития мыслительной способности анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные:

Провести работу по проф. ориентированию, подчеркнуть роль нравственных аспектов в профессиональной деятельности экспертов.

Урок по теме: “Осторожно, дверь не закрывается”

1. Приветствие.

2.Сообщение цели урока: исследование зависимости веса тела от характера движения тела.

Я предлагаю вам забыть сегодня, что вы – учащиеся.

Представьте, что вы – высококлассные эксперты.

Для этого необходимо познакомиться с особенностями работы экспертной комиссии.

Начнем с того, что в нашем городе их несколько.

Эти комиссии занимаются проведением экспертизы по выявлению брака:

  • товаров народного потребления,
  • электро и видео техники,
  • при строительстве зданий и мостов

Иногда эксперты работают по заданию работников суда по гражданским делам.

В своей работе эксперты используют:

  • специальное оборудование
  • тесты
  • методички ГОСТа

Результаты своих исследований эксперты отражают в акте экспертизы.

Все это будет и в вашем распоряжении.

Учащимся выдаются бейджики с указанием их ФИО.

Итак, коллеги, слушаем жалобу:

В суд по гражданским делам поступила жалоба гражданки Вездесмотровой Г.П. на работу общественного лифта районной поликлиники.

Гр. Вездесмотрову возмутил тот факт, что после того как она вошла в лифт, будучи девятым человеком, он отказался закрывать двери и осуществлять подъем до тех пор, пока она не покинула его пределы.

Наша с вами задача состоит в том, чтобы доказать нормальную работу лифта или защитить интересы истца.

Оборудование:

  • Три динамометра с набором грузов значимостью 1Н, 2Н,3Н для  демонстрации зависимости величины растяжения пружины от веса  тела.
  • Груз на нити, динамометр для исследования изменения веса при ускоренном подъеме.

Документация:

  • Методичка №1 ( учебник физики 9кл под ред. Громова) – перегрузки, невесомость
  • Методичка №2 (учебник физики 8 кл под ред. Громова) – равномерное движение  по окружности
  • Методичка №3 ( учебник физики 7 кл под ред. Громова) – вес тела
  • Инструкция по проведению экспертизы
  • Сертификат по проведенной экспертизе.

Обратите ваше внимание на строчку на каждом листе документации. В нее вы должны будете вписать свои имя и фамилию. Эксперт несет юридическую ответственность за правильность проведения экспертизы, ведь от нее зависит жизнь многих людей.

1) Давайте перенесем ситуацию в лабораторные условия. Для этого рассмотрим поведение тела, подвешенного на тросе и находящегося в покое.

Учащимся предлагается выполнить инструкцию №1 (приложение 1) по исследованию веса тела, находящегося в покое.

На демонстрационном столе штативы удерживают три динамометра с грузами величиной 1Н, 2Н и 3Н соответственно.  Из демонстрации хорошо видно, что чем больше груз, тем  растяжение пружины больше. Внимание учащихся обращается  на это. В качестве подсказки они могут использовать учебник для 7-го класса Громова как методичку.

2) Теперь посмотрим, что будет, если начать ускоренный подъем грузов.

Учащимся предлагается провести экспертизу по инструкции №2

(Приложение 2). После ее проведения они обсуждают результаты и заполняют сертификат по проведенной экспертизе. В этом сертификате учащиеся излагают вывод, как результат своих наблюдений: при ускоренном подъеме вес тела увеличивается.

3) Работа нашей экспертной комиссии будет отмечена премией, если нам удастся

  • Решить проблему: Зависит ли вес тела от направления ускорения?
  • и внести в методичку данную инновацию.

Для решения этой проблемы у нас работала выездная комиссия. Наш эксперт исследовал изменение веса при движении лифта.

Одному или группе учащихся заранее давалось задание: имея пружину и груз,

исследовать изменение веса тела в движущемся лифте по растяжению пружины. При проведении опытов должны были выявлены четыре ситуации:

  • Начало подъема с нижнего этажа на верхний;
  • Торможение лифта при подъеме на верхний этаж;
  • Начало спуска лифта на нижний этаж;
  • Торможение лифта перед первым этажом.

Результаты исследований должны быть представлены на плакате, который и демонстрируется рабочей экспертной группой.

Сейчас он познакомит нас с результатами своих исследований.

ЗАДАНИЕ: Сделайте вывод о связи величины веса тела от направления ускорения и ускорения свободного падения.

Учащиеся работают по инструкции №3 (приложение 3), делают вывод о связи величины веса тела и направления ускорений, формулируют правило определения веса по направлению ускорения.

4) Выработанное нами правило поможет нам с вами определить степень виновности господина Упрямцева К.П. владельца строительной компании СТРОЙ – ПРЯМ - МОСТ.

Сданный его компанией мост через речку ВИЛЯЙ прогнулся и провалился под тяжестью транспортного средства.

Дело в том, что компания СТРОЙ – ПРЯМ – МОСТ специализируется на строительстве прямых мостов, в то время как остальные строительные компании предпочитают строить “по старинке” выпуклые мосты.

Демонстрация архивных слайдов мостов выпуклой конструкции (приложение 5).

Учащимся предлагается выполнить экспертизу по инструкции №4 (приложение 4). В результате проведенной работы учащиеся должны выявить зависимость веса тела на мосту от кривизны моста, а значит и направления ускорения. В качестве методички они могут использовать учебник 8 клГромова.

6) Подведение итогов работы:

  • Что происходит с весом тела при неравномерном движении?
  • Как можно предсказать изменение веса тела по ускорению?
  • Почему не строят прямых и вогнутых мостов?
  • Какими качествами личности должен обладать эксперт?

7) Определение домашнего задания.