Урок чтения В.И. Даль. «Война грибов с ягодами». 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели: познакомить с произведением, продолжать обучению анализа произведения.

Оборудование урока: выставка книг, ноутбук, презентация, карточки с домашним заданием на каждого ученика.

Ход урока

1. Эмоциональный настрой.

– Ребята приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? Да, верно, бьются наши сердца. Моё большое, а ваши маленькие, как ваши кулачки. Иногда говорят человеку: “У тебя доброе сердце”. Что значит “доброе сердце”? Про каких людей так говорят? (высказывания детей).

Улыбнитесь друг другу, пожелайте добра.

– Ребята на прошлом уроке мы пришли к выводу, что А.С.Пушкин и Василий Андреевич Жуковский, используя народные сюжеты, создали авторские литературные сказки, которые с удовольствием читали их современники.

– Вспомните, чьи сказки советовал читать А.С.Пушкин?

– В.И.Даля.

СЛАЙД 1.

– Вам известно это имя? (В.И.Даль составитель Толкового словаря русского языка. В этом словаре представлены около 200 тысяч слов и около 30 тысяч пословиц и поговорок).

Сообщение темы урока.

– Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой в обработке В.И.Даля.

– Что такое обработка народной сказки писателем ? (Писатель, обрабатывая сказку, делает текст более грамотным, подчеркивает особенности и достоинства. Сохраняет сюжет, героев сказки, идею).

– Рассмотрите иллюстрацию к сказке на экране.

СЛАЙД 2

– Как вы думаете, о чем пойдет речь в сказке? (высказывания детей)

– Прочитайте название сказки. Вас заинтересовала сказка? Чем?

– А как вы думаете, состоится ли война?

– Давайте проверим свои догадки при чтении.

Самостоятельное чтение сказки .(подчеркните в тексте карандашом непонятные для вас слова)

– Какие незнакомые слова встретились?(высказывания детей)

СЛАЙД 3

– До урока я попросила Кристину поработать со словарем В.И.Даля и найти этим словам объяснение.

СЛАЙД 4

(Кичливая – хвастливая)

– Что необычно в этой сказке?(высказывания учащихся)

– Какую мысль хотел донести автор, рассказывая эту сказку?(высказывания учащихся)

– С вашей точки зрения, воевать это хорошо?

(Но, к сожалению, войны происходят, есть причина, так считают.)

– Какова причина войны грибов с ягодами, по мнению Боровика? (Он считает, что ягоды наряднее, красивее, полезнее…)

– Зачитайте в тексте: (Вишь, что их уродилось…)

– Посмотрите на экран:

СЛАЙД 5

– А по вашему мнению наряднее грибы или ягоды? (высказывания детей)

– Сколько людей, столько и мнений. Одни считают ягоды наряднее, полезнее. Другие думают – грибы.

– Вспомните какие грибы призвал на помощь Боровик?(волнушки, опёнки, сморчки, грузди)

СЛАЙД 6

– Как отреагировали волнушки? Зачитайте.

– Как откликнулись опёнки?

– Что сказали сморчки?

– Зачитайте, что ответили грузди на просьбу Боровика?(Мы грузди, братья дружны…)

– Судя по настроению груздей должна развернуться настоящая битва.

– Кто помешал замыслу грибов?

– Варвара.

– На что обратила внимание Варвара, зайдя в лес?(ей нужны были грибы)

– Правильно ли думал Боровик, что среди обилия ягод, их никто не заметит?(Одним нужны грибы, другим ягоды, а третьим и то и другое.)

– Стоило ли из-за этого начинать войну?(К сожалению, так случается и среди людей, простая зависть может стать причиной ссоры, разногласий.)

ФИЗМИНУТКА.

– Ребята, эта сказка удачна для инсценирования, но мы прочитаем её по ролям, а инсценировать вы сможете на следующем уроке. Это будет одно из домашних заданий. И кто выберет для себя данный вид работы, те ребята подойдут ко мне, и мы вместе распределим роли.

Чтение сказки по ролям.

– Правда, ребята, интересней звучит сказка при чтении по ролям?

– Что вы услышали в конце сказки?(Слова рифмуются.)

– В каком литературном жанре присутствует рифма?(В стихотворном.)

– Давайте с вами поиграем в рифму, поможем Варваре рассортировать грибы.

– Я называю слово, а вы отвечайте хором.

волнушки – в кадушки
опёнки – в бочонки
сморчки – в бурачки
груздки – в кузовки

– Ребята, как вы думаете, почему речь простых людей часто оживлялась песней, шуткой, прибауткой?(высказывания)

– В сказке есть просторечные слова, которые мы стараемся не употреблять в речи. Отыщите их.(Вишь, прёт, помочь, скликать, отказалися, сподряд, сидючи, глядючи…) Но они были характерны для того времени, когда жил В.И.Даль.

ИТОГ:

– Какой вывод вы для себя сделали, прочитав эту сказку?(Жить нужно дружно, нельзя драться, относиться друг к другу по доброму…)

– Я вижу, что В.И.Далю удалось донести до вас идею сказки.

Домашнее задание.

СЛАЙД 7

– Я вам предлагаю выполнить домашнее задание на выбор. Выберите одно из предложенных заданий.

– Ребята, давайте закончим наш урок пословицами о дружбе.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Старый друг, лучше новых двух.
Друзья познаются в беде.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Презентация