Дискуссия "Умей сказать – нет!"

Разделы: Внеклассная работа


Введение

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

Слово "здоровье" является одним из самых частых, которое использует человек. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: "здравствуйте", "будьте здоровы" и другие. Но что же такое "здоровье"? Самый простой ответ гласит, что здоровье - это отсутствие болезней. На продолжительность жизни влияет множество разнообразных факторов. Некоторые из них - окружающая среда, генетическая предрасположенность - трудно поддаются контролю, но всё равно можно сделать многое, чтобы прожить долгую и здоровую жизнь. Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни. Что же такое здоровый образ жизни? Это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия. Но, к сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни.

Не вызывает сомнений, что с точки зрения государственных Министерств и ведомств, здоровье нации - задача первостепенная; с точки зрения воспитывающего взрослого - очевидная.

Цель: Способствовать овладению учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями по теме "профилактика Здорового образа жизни", формирование здоровых установок и ответственного поведения, снижающего вероятность приобщения к употреблению психоактивных веществ

Задачи:

  • проинформировать учащихся о влиянии вредных привычек на здоровье человека;
  • развивать у учащихся навыки эффективного общения;
  • продолжать формировать у учащихся умения делать здоровый выбор и принимать ответственное решение.

Форма проведения: дискуссия.

Методы: словесные, наглядные, опрос, проблемно-поисковые.

Возрастная категория: 13 -15 лет

Помните!
У человека нет выбора,
Он должен оставаться человеком!
Станислав Ежи Лец.

Этап Содержание Задача Материал
Начало работы Знакомство Познакомиться с аудиторией и создать атмосферу доверия и открытости Релаксация
Примечание

Давайте представим, что у нас в руках листок, который символизирует нашу скованность, стеснительность, и т.д. - т.е. все те недостатки которые будут нам мешать в общении. А теперь давайте сомнём этот листок и просто выбросим. Сейчас нам ничего не мешает, А теперь снова " Здравствуйте!". Начнём наш "Круглый стол" уже как друзья.

Работа по теме "ЗОЖ и факторы пагубно влияющие на него" Проинформировать учащихся о ЗОЖ, обобщить имеющуюся информацию о положительных и отрицательных факторах влияющих на здоровье человека Плакаты (Приложение 1)

Слайды (презентация) в течении всего мероприятия

- "Что вы понимаете под ЗОЖ?"
  • ЗОЖ - это состояние, когда человек физически, психически, морально чувствует себя хорошо, может сам контролировать, выбирать и отвечать за свою жизнь. - "Что вы понимаете под ЗОЖ?"
  • ЗОЖ - это состояние, когда человек физически, психически, морально чувствует себя хорошо, может сам контролировать, выбирать и отвечать за свою жизнь.

Приложение2 (Слайд 2)

Что такое, на твой взгляд, здоровый образ жизни?

  • Не пить;
  • Не курить;
  • Заниматься спортом;
  • Полноценно и правильно питаться;
  • Не употреблять наркотики;
  • Вести осмысленную жизнь;
  • Жить полноценной духовной жизнью;
  • Позитивное отношение к себе;
  • Доброжелательное отношение к другим людям;
  • Саморазвитие, самосовершенствование.

Приложение2 (Слайд 3)

Необходим ли, по-твоему, здоровый образ жизни? Если да, то зачем? Если нет, то почему?

Как ты думаешь, является ли твой образ жизни здоровым?

Что ты делаешь для укрепления своего здоровья?

Приложение2 (Слайд 4)

Насколько успех в жизни человека зависит от его образа жизни?

  • Полностью;
  • Во многом;
  • Не очень;
  • Не зависит;

Приложение2 (Слайд 5)

Для чего бы ты стал вести здоровый образ жизни?

  • Быть сильным;
  • Быть красивым;
  • Быть всегда в форме;
  • Быть успешным в делах;
  • В полной мере осуществлять свои способности;
  • Развиваться как личность;
  • Иметь здоровых детей;
  • Получать от жизни радость и удовольствие;

Приложение2 (Слайд 6)

Расположи следующие ценности в соответствии с их степенью важности:

  • Образование;
  • Здоровье;
  • Семья;
  • Дружба;
  • Красота;
  • Любовь;
  • Познание;
  • Развитие;
  • Уверенность в себе;
  • Творчество
  • Интересная работа;
  • Материальная обеспеченность;
  • Счастье других;
  • Развлечения;
  • Беспечная жизнь

Приложение2 (Слайд 7)

Можно сказать, что вы знаете, что такое ЗОЖ.

- "А что оказывает отрицательное влияние на ЗОЖ?"

Приложение2 (Слайд 7)

Леность, пассивность, уныние, вредные привычки (злословие, алкоголь, курение, наркотики, плохие мысли).

В результате этого, человек становится более уязвимым, слабым, слабый иммунитет, ухудшающееся здоровье с годами, слабые нервы, зависимость от настроения и желаний окружающих, неумение постоять за себя.

На самом деле многим сложно понять на самом ли деле все это так вредно, как говорят родители, учителя, врачи, а может, никакого вреда и нет, ведь в рекламе все так красиво и замечательно выглядит, много друзей, ты весел и никаких проблем. Да, попробовав, нельзя сразу ощутить вред, который вы наносите себе и своему здоровью. Реакция может быть замедленной и к 20-30-40-50 годам у многих, кто доживет, появятся серьезные проблемы со здоровьем, хронические заболевание, невозможность построить семью, иметь детей, неуспешность в работе. А кто-то под воздействием этих привычек и злоупотреблений совершит действия, которые повлекут за собой привлечение к административной или уголовной ответственности.

Конечно выбор за вами, какой будет ваша жизнь: жизнь здоровая и интересная или полная поиска приключений на свою голову:

Работа по теме Курение Попытаться сформировать негативное отношение к курению Плакаты слайды, стихи, ролик.

Видеоролик о вреде курения

Приложение2 (Слайд 8, 9)

Примечание.

В подростковом возрасте убеждены, что курить это модно, а как вы считаете?

  • Что заставляет людей курить?
  • Что вы можете сказать о вреде курения, а может быть о пользе?
  • Курение - это вред здоровью. Курение - это расслабление. С чем согласитесь?

Приведу слова Петра I: "Табак мозги прочищает". Согласны вы с ним?

  • К курящему никогда не залезет вор, так как он кашляет всю ночь.
  • Курящего никогда не укусит собака, потому что он ходит с палочкой.
  • Курящий никогда не состариться, потому что он умрет молодой.
  • Помните, курильщик вредит не только себе, но и находящимся рядом с ним людям, которые становятся пассивными курильщиками. А это не менее опасно.

Приложение2 (Слайд 10)

Работа по теме Алкоголь Проинформировать учащихся о праве выбора и ответственности за принятое решение Плакаты, пословицы
Примечание.
  • К сожалению, в последнее время возросло количество алкоголиков.
  • Ребята, алкоголизм - это болезнь? Надо ли подниматься на борьбу?
  • Кто страдает в первую очередь от алкоголиков?
  • Какую реальную опасность несёт обществу алкоголик?
  • А как относились к алкоголю в древности? Вот отрывок из древнеегипетского письма. Отец пишет своему сыну: " Слышу, что бросил книги, ночами бродишь по улицам, и запах спирта отгоняет прохожих от тебя. Видели, как перелез через забор и ворвался в чужой дом. Вызываешь отвращение у людей:.." Видимо, отец молодого человека не подозревал, что слова его могли быть написаны и через несколько тысячелетий.
  • Хватил винца - не стало молодца!
  • Чем больше пьешь за здоровье, тем скорее выпьешь за упокой!
  • Кто чарку допивает, тот век не доживает!
  • Тот себе вредит, кто в рюмку глядит!
Работа по теме Наркомания Проинформировать учащихся о праве выбора и ответственности за принятое решение Слайды, ролик.

(Просмотр ролика "Даже не пытайся!")

Приложение2 (Слайд 11)

Примечание.

Перейдём к третей теме нашего разговора. Типичная картина: зрачки, как пятаки, взгляд безразличный, пульс учащённый, тело сводят судороги:Что это? Это типичный наркоман.

"Мир без наркотиков!" на сегодняшний день мы часто слышим этот лозунг. Он стал наиболее актуальным, как никогда бьющим по нашим сердцам.

Хочется привести выдержку из школьного сочинения: "Наркомания - самый короткий путь к бездне, к смерти. При первой дозе у человека не появляется зависимости, при второй и третьей дозе человек обретает зависимость".

А скажите, что, по-вашему мнению, можно отнести к наркотикам?

Вот лишь некоторые факты по данным СМИ: за последний год количество подростков в возрасте до 14 лет состоящих на учете в наркодиспансере выросло на 60%, от 15 до 16 лет - на 59%, 17-18 лет - на 50,6%. По роду занятий среди подростков, употребляющих наркотики, на первом месте - учащиеся школ, на втором - не работающие и не учащиеся, на третьем - учащиеся ПТУ, на четвертом - работающие. Таким образом, на сегодняшний день наибольшее распространение наркотиков наблюдается в среде учащихся школ.

Приложение2 (Слайд 12)

Человеческая жизнь, как воздушный шар: один поднимается вверх, другой станет перекати полем, то взлёты то падения, а третий - лопнет:, не справившись с жизненными тяготами.

Представьте, что к вам обращается друг.

- Сейчас я самый, что ни на есть, потерянный человек - я наркоман.

- Помогите мне, дайте совет!

Приложение2 (Слайд 13)

Сегодня, мы будем писать слова, которые помогут нам в нашем общении, обсуждении темы "Наркотики и человек".

(делимся на две группы "темные" и "светлые").

Приложение2 (Слайд 14)

АКТИВНОСТЬ

2. Могут ли наркотики сделать человека сильнее, выносливее, активнее? Какие проблемы могут возникнуть в этом случае?

Чёрное:: Некоторые наркотики резко подстегивают активность человека, увеличивают его силу и выносливость. Ведь даже спортсмены прибегают к допингу.

Белое: Говорят, что некоторые наркотики обеспечивают на короткий срок физическую активность. Но представьте себе автомобиль, который гоняют на предельной скорости сутки напролет. Скорее всего, после этого многие детали в нем придется заменить.

Наш организм изнашивается так же сильно, вот только ремонтировать его гораздо сложнее.

Кроме того, если вы принимаете наркотики, - подавляющее количество времени вы будете ощущать упадок сил, депрессию, отвратительное настроение. О физической и умственной активности можно забыть

Подумайте, какие качества личности помогают воздерживаться от употребления ПАВ?

Приложение2 (Слайд 15)

НЕЗАВИСИМОСТЬ

Как вы думаете, наркотики помогают человеку стать более независимым? Снять какие - либо барьеры?

Чёрное:: наркотики принимают не ограниченные придуманными условностями люди, наркотики позволяют расслабиться, чувствовать себя менее скованными.

Белое: К сожалению, не все сразу осознают, что наркотики дают ложное ощущение свободы. Для тех, кто принимает наркотики, все больше возникает зависимость. Зависимость от наркодилера, от дозы.Почти никто не может противиться этой тяге. Очень скоро наркотики заберут ваших друзей близких. Ваш организм будет не в силах противостоять ломке.

Приложение2 (Слайд 16)

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Можно ли успешно работать, регулярно принимая наркотики?

Чёрное: успешные и много зарабатывающие люди (в сфере шоу-бизнеса, моды, рекламы) вроде бы принимают наркотики, и ничего: работе не мешает. Кто-то расслабляется при помощи водки, а кто-то допингами посильнее. Карьере не мешает.

Белое: В современных условиях - эффективная работа отнимает много времени и сил - зато вознаграждается высокой зарплатой и высоким положением в обществе. Наркотикам здесь места нет. Сложно представить Била Гейтса сидящего на игле.

Наркоманы почти не дееспособны. От них мало толку и под кайфом и во время ломки.

Приложение2 (Слайд 17)

КРАСОТА

Наркотики и красота - совместимы ли эти понятия?

Белое: Многие красивые люди действительно пострадали от наркотиков, расплатившись своей красотой. Красива ли девушка, чьи вены по всему телу иссушены. Или парень с бледным лицом и красными глазами? Наркотики основательно разрушают организм - разрушается кожа, зубы и волосы. Глаза слезятся и хуже видят, кости становятся хрупкими.

Приложение2 (Слайд 18)

ОБАЯНИЕ

Способны ли вас обаять люди, которым в большей степени не интересно ничего, кроме наркотиков?

Чёрное:: Но они такие прикольные, разве нет?

Белое: Любое обаяние рассеивается, когда видишь человека во время ломки. Страх и жалость - эти чувства наркоманы вызывают гораздо сильнее

Приложение2 (Слайд 19)

ТВОРЧЕСТВО

Могут ли наркотики помочь в процессе творчества?

Чёрное: Многие творческие люди использовали наркотики в жизни и творчестве. Существует "кислотная" музыка, фильмы и книги, вдохновленные наркотиками.

Белое: Траурный список погибших от наркотиков звезд вызвал к жизни лозунг "no drugs - no problem".

Многим наркотики сломали успешную карьеру, у некоторых отняли жизнь. Они лишили нас новых песен и фильмов, картин и книг. Они бы могли появиться на свет, но не появились Из-за смерти творцов. Смерть слишком высокая плата за творчество

Приложение2 (Слайд 20)

ИСКРЕННОСТЬ

Может ли человек употребляющий наркотики быть честным и искренним в общении с окружающими? Держать данное им слово?

Чёрное: Если был честным, никакие наркотики это не изменят.

Белое: О таком понятии, как искренность, людям, употребляющим наркотики можно просто забыть. Всю дальнейшую жизнь им придется лгать, изворачиваться, скрывать и прятать, избегать вопросов окружающих. Слову наркомана, готового все продать и предать - нельзя верить.

Наркоманы постоянно обманывают родителей и друзей, соседей и знакомых, учителей, милицию и даже самого себя, когда говорят, что легко могут бросить наркотики.

Приложение2 (Слайд 21)

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ

Могут ли наркотики разрушить барьеры в общении? Помогут ли они раскрепоститься?

Чёрное: Людей с комплексами много, а наркотики помогают это скрыть.

Белое: В стремлении раскрепоститься можно зайти настолько далеко, что можно превратиться в человека "без тормозов", о чем в последствии можно пожалеть. Если наркотики принимаются долгое время, то партнеры по общению становятся просто не нужны.

Приложение2 (Слайд 22)

ИНТЕЛЛЕКТ

Как соотнести наркотики и интеллект? Можно ли успешно учиться, употребляя наркотики?

Чёрное: Были поэты и писатели, мастера и ученые, которые принимали наркотики и ничего ужасного не произошло.

Белое: Если от знаний нужно избавиться, то наркотики, несомненно, помогут вам в этом. На счет приобретения новых знаний, они вам однозначно не помощники. Один из научных работников решил испытать на себе действие наркотиков. Находясь под их воздействием, он почувствовал, что открыл новый закон. Чтобы не забыть, он записал его на клочке бумаги. Очнувшись, он первым делом прочитал записанный закон: "Банан большой, а кожура еще больше". Эта история - хорошая иллюстрация к теме наркотики и интеллект. Куда мрачнее выглядит судьба тех, кто долго принимает наркотики. Мозг в результате, разрушается также сильно, как и печень, сердце и почки. Так что об интеллекте можно забыть.

Приложение2 (Слайд23)

(удар колокола)

Музыка -- удар колокола после слов каждого ведущего)

Курт Кобейн - идол "поколения без будующего", которого фаны "Nirvana" превозносили до небес, впрыскивал героин в ногу и в состоянии наркотического безумия выстрелил себе в голову. (колокол)

Элвис Пресли, король рок-н-рола, в конце своей жизни, не выходивший из состояния депрессии, заглатывал в месяц более тысячи таблеток и умер в одиночестве на полу своей ванной комнаты от остановки сердца. (колокол)

Исполнительница блюза Дженис Джоплин - кумир эры хиппи - была найдена мертвой на полу гостиничного номера. Причина смерти - передозировка героина. Ей было 27 лет.

Джимми Хендрикс - для многих и поныне самый гениальный гитарист всех времен - умер от передозировки наркотика в 28 лет. (колокол)

Первый гитарист группы "Rolling Stones" - Брайн Джонс утонул в состоянии наркотического опьянения. (колокол)

Мерелин Монро - актриса - умерла от передозировки наркотиков. Эдит Пиаф - великая певица - трижды лечилась от наркотиков, в результате умерла от печеночной комы. (колокол)

Джим Моррисон (гр."Doors"), Сид Вишес (гитарист гр. "Sex Pistols"), Джон Бонели (барабанщик гр. "Led Zeppelin"), Бон Скотт (гр. "AC/DC"). (колокол)

Анатолий Крупнов (солист гр. "Черный обелиск"), Игорь Чумычкин (гитарист гр. "Алиса"), Владимир Высоцкий, Александр Башлачев и многие другие. (колокол, несколько ударов)

Когда-то они считали, что наркотики это просто игра - удел талантливых людей - это престижно и круто: Они считали, что без дополнительного стимула, И никто из них не заметил той грани, которая отделяет игру от реальности. И реальность эта страшна и безысходна. Они были молоды и талантливы: они просто были:

Завершение Рефлексия Подвести итоги Плакат, маркеры.

Приложение2 (Слайд 24)

ИТОГ

Слово наркотики проходит красной нитью через написанные нами слова. Наркотики отнимают независимость, активность, работоспособность, красоту, обаяние, творчество, искренность, коммуникабельность, интеллект. Все это люди могут потерять ради нескольких ярких, но пустых уходов от действительности. Список далеко не полон, но и этих слов достаточно, чтобы задуматься.

Рефлексия.

На листе, с которым мы работали, черные буквы перечеркнули многие важные слова. Но в жизни многое зависит только от нас, и мы в состоянии не допустить такой мрачной картины. Давайте перечеркнём сейчас листки, на которых написано слово наркотики.

У вас на столах лежат листочки, допишите одну из фраз и я вам предлагаю прикрепить эти лучики к плакату, с изображением солнца.

  • Хорошее здоровье - один из главных источников счастья, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.
  • Накапливайте и берегите своё здоровье, учитесь этому у окружающих людей; занимайтесь любимым делом, проводите каждую минуту жизни с толком, с пользой для себя и других!

Заключение.

Итак, здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных привычек. Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие. Главное в здоровом образе жизни - это активное творение здоровья, включая все его компоненты.

Исходя из вышеизложенного, я в своем мероприятии попыталась донести до учащихся, что понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д. Следовательно, для творения здоровья необходимо как расширение представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладение оздоровительными, общеукрепляющими, природосообразными методами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни.

Литература.

  1. "Выбери сам", Комитет по делам молодежи администрации ХМАО, 1999.
  2. "Психология влияния", Роберт Чалдини, Питер, 2000.
  3. Сборник информационных материалов по профилактике злоупотребления ПАВ:(Энютина Г.Н., Чивина Н.П.) Югорск 2007
  4. Учебные пособия для учащихся и родителей по программе "Линия жизни". Гречаная Т.Б., Иванова Л.Ю. Москва, 1999
  5. Интернет ресурсы: http://www.psycheya.ru/lib/psi_nez/3.htm