Роль компетентностного подхода в повышении качества образования

Разделы: Администрирование школы


Изменения, происходящие в стране на социально-, культурно-экономическом уровне, потребовали от человека другого подхода к качеству образования, к уровню образовательных услуг, к самооценке и самообразованию в течение всей жизни. Сама жизнь требует изменить и школьное образование: от принципа “дать знания” нужно перейти к принципу “научить получать необходимые знания и умения”.

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму нужны выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность. В современном динамично развивающемся обществе востребованы люди, обладающие такими качествами, как мобильность, решительность, ответственность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми и кооперировать ресурсы для достижения общих целей.

Компетентностный подход в обучении, как средство повышения качества образования, - приоритетное направление модернизации систем обучения в мировом образовательном пространстве. В целом можно определить кометентностный подход в образовании через понятие “как знать”, а не через “что знать”. Сложно из целого вычленить отдельные компетенции, чаще всего они имеют смешанный характер. Но главное в том, что надо учить детей знаниям, умениям и навыкам находить нужную “удочку”, умению создать ее из подручных материалов, готовности поймать “рыбу” и научить на своем опыте других индивидуумов, как это делать.

Поэтому обществу требуются высококвалифицированные, инициативные, образованные специалисты. Педагогу современной школы необходимо постоянно пополнять свои знания, улучшать мастерство, уметь учиться и пользоваться новейшими источниками информации. Повышение требований к уровню подготовки специалистов, естественно, заставляет работников самостоятельно совершенствовать свою квалификацию.

Сегодня, когда разрабатывается общероссийская и региональные системы оценки качества образования, профессиональный уровень кадров – один из базовых критериев качества. Достижение нового качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной компетентности работников образования. Модернизация образования, формирование и обустройство новой модели школы требуют в настоящее время качественного повышения уровня профессиональной компетентности как учителей, так и руководителей образовательных учреждений. В.В. Путин: “Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать”. Д.А. Медведев: “Необходимо дать учителю широкие возможности для выбора формы, модели профессионального совершенствования”.

Школьная модель повышения квалификации руководителей и педагогов направлена на:

  • Подготовку в целях стратегического развития школы
  • Подготовку в целях освоения новых практик и технологий управления

В 2007-2008 уч. году в школе курсовую подготовку прошли 35 человек, что составило 39% . Педагоги успешно прошли аттестацию.

В 2007-2008 учебном году присвоена высшая квалификационная категория 25 (29,4%) педагогическим работникам, из них впервые присвоена и повышена семи педагогам (28%).

Категории работников

Руководители и заместители ОУ

Учителя

Кв. категории

Высшая

I

II

Высшая

I

II

Кол-во

педагогов

-

1

-

7

4

7

Развитие систем образования, совершенствование учебно-воспитательного процесса происходят в двух взаимно дополняющих друг друга направлениях:

  • Внедрение новых идей, технологий, методик преподавания в практику
  • Изучение, обобщение и распространение позитивного и инновационного опыта

Появление множества авторских школ – это результат изучения, обобщения и распространения позитивного и инновационного опыта. Да и многие новые технологии и педагогические системы начинались именно с опыта (проблемное обучение, концентрированное обучение, системы развивающего обучения и т.д.). Поэтому обобщение опыта учителей – важнейшее, приоритетное направление деятельности школы. Пользуемся всеми методами изучения педагогического опыта:

  • Наблюдение реального учебно-воспитательного процесса
  • Моделирование обучающей деятельности педагога
  • Изучение продуктов деятельности учителя и учащихся

Педагоги школы активно делятся опытом работы не только на городском, но областном уровне. В сборнике “Профессиональная компетентность педагога начальных классов как условие реализации национального проекта в сфере образования”, Изд-во КРИПК и ПРО, 2007 опубликованы статьи следующих педагогов:

  • Лехтина Л.П., директор школы “Компетентностный подход в возрастносообразном обучении”
  • Нестерова Н.В. ,учитель начальных классов “Особенности программы начального обучения “Школа 2100”
  • Дралова Е.А. , учитель начальных классов “Возможности интеграции в начальной школе”

В январе 2008 года Попова Н.С., учитель информатики; Свинина О.В., зам. дир. по УВР; Нестерова Н.В., учитель начальных классов, Клепиковой Т.П, учитель химии приняли участие в региональной научно-практической конференции “ИКТ в образовании” при КРИПК и ПРО.

Учителя развивающего обучения и педагоги, активно внедряющие приемы и методы технологии развивающего обучения в воспитательно-образовательный процесс Рубцова В.Ф., И Сегиневич Н.А., Коновалова М.В., Клепикова Т.П. приняли участие в научно-практической конференции, посвященной 50-летию педагогической системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова “Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова и тенденции современного образования”, которая состоялась В МОУ ДПО “Институт повышения квалификации” г.Новокузнецк. Они выступили с докладами “Формирование познавательного интереса к читательской деятельности”, “Самоконтроль и самооценка как условие формирования ключевых компетенций”, “Учебное сотрудничество”.

Педагоги школы приняли активное участие в конкурсном движении на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

Название конкурса

Категория участников

Всероссийские конкурсы
Фестиваль педагогических идей

“ Открытый урок”

Лехтина Л. П., высшая квалификационная категория

Градова Т. В., I квалификационная категория

Фестиваль “Экология. Творчество. Дети” Свинина О. В., высшая квалификационная категория

Коновалова М. В., высшая квалификационная категория

Рубцова В. Ф., высшая квалификационная категория

“Олимпиада по циклу гуманитарных наук” Лехтина Л. П., высшая квалификационная категория

Стаховская л. Г. высшая квалификационная категория

Свинина О. В. высшая квалификационная категория

Барановская Т. И., I квалификационная категория

Никитин И. Н., II квалификационная категория

Богдашкина Г. П. II квалификационная категория

“Моя семья” Свинина О. В., высшая квалификационная категория

Коновалова М. В., высшая квалификационная категория

Рубцова В. Ф., высшая квалификационная категория

Проскурина В. Н., ., I квалификационная категория

Пащенко Л. А., высшая квалификационная категория

Данилова Н. А.. высшая квалификационная категория

“Мир науки” Горбачёва М. В., высшая квалификационная категория

Свинина О. В., высшая квалификационная категория

Гонохова Л. В., II квалификационная категория

Истигешева И. С., II квалификационная категория

Мальцева Е. В., II квалификационная категория

Рощина Н. В., II квалификационная категория

Региональные конкурсы
Конкурс на денежное поощрение

лучших учителей

Дериглазова Любовь Леонидовна, высшая квалификационная

категория;

Толмачёва Наталья Валериевна, высшая квалификационная категория.

“Лучшая школьная библиотека” Гонохова Екатерина Ивановна, первая квалификационная категория
“IV олимпиада учителей Новосибирской и Кемеровской области” Центр образовательных проектов “Пифагор” Вайдурова Е. В., высшая квалификационная категория

Попова Н. С., II квалификационная категория

Гладкова К. М., высшая квалификационная категория

“Люби и знай родной Кузбасс” Лехтина Л. П., высшая квалификационная категория

Свинина О. В., высшая квалификационная категория

Гонохова Л. В., II квалификационная категория

Истигешева И. С., II квалификационная категория

Мальцева Е. В. II квалификационная категория

Якушина Н.Н., высшая квалификационная категория

Муниципальные конкурсы
“Учитель года” Коновалова Марина Викторовна, высшая квалификационная категория
Конкурс интернет-сайтов среди средних общеобразовательных учреждений г. Осинники Вайдурова Е.В., высшая квалификационная категория

Попова Н. С., II квалификационная категория

Смотр конкурс методических служб ОУ Стаховская Л.Г., высшая квалификационная категория

Бартукова Л.В., высшая квалификационная категория

“Педагог – исследователь” Клепикова Т. П., I квалификационная категория

 Результативным стало участие в городском конкурсе “Учитель года” и региональном конкурсе “100 лучших учителей”. Учитель начальных классов Коновалова М.В. и учитель информатики Толмачева Н.В. стали призерами данных конкурсов. Участие педагогов в конкурсном движении на федеральном, региональном и муниципальном уровне составило 45 %.

Наши педагоги внедряют интерактивные методы и формы обучения: деловые игры, заседания “круглого стола”, конференции, научно-методические семинары, модерационные семинары, мастер-классы. Все эти формы востребованы учительством. Особое внимание уделяется тренингам.

Теоретические семинары:

  • Взаимодействие “учитель-ученик” в ВОП;
  • Участие педагогов в конкурсном движении

Модерационные семинары:

  • Время кризиса (переход из начальной школы в основную) для 4-5 классов;
  • Система оценивания учебных достижений учащихся в современных условиях;
  • Самоуправление в классном коллективе;
  • Интерактивные формы обучения;
  • Составляющие успешности во взаимодействии “учитель-ученик”, “ученик - ученик”

Мастер-классы:

  • Планирование учебного процесса в режиме составного урока;
  • Роль межличностного общения и его значение в организации ВОП;
  • Организация исследовательской деятельности учащихся и педагогов.

В течение всего года в школе работали творческие группы педагогов, объединенные следующими проблемами:

Ф.И.О.участника

Должность

Тема исследовательской работы

Направление

Мерзлякова О.В.,

Мокина Л.М.

Учитель французского языка, 1 кв. кат Стили педагогического общения Педагогика и психология
Клепикова Т.П.,

Коновалова М.В.

Учитель химии, 1кв. кат.

Учитель нач. кл., высшая кв. кат

Самоконтроль и самооценка как условие формирования ключевых компетенций Новые педагогические технологии
Фефелова И.Н.,

Сегиневич Н.А.,

Борик Е.Я.

Учитель начальных классов, 2 кв.кат Взаимодействие: учитель-ученик как условие эффективности ВОП Педагогика и психология
Непочатова Е.А.,

Конарева В.Н.

Психолог, 1 кв. кат, учитель англ. языка, 1 кв. кат Особенности взаимодействия учителя с учащимися второй ступени обучения Педагогика и психология

Итогом работы творческих групп стала теоретико-практическая конференция педагогов “Инновации. Качество. Развитие”, где помимо вышеназванных работ были представлены работы учителей начальных классов.

Дралова Елена Александровна Учитель начальных классов, 1 кв.кат

Развитие орфографической зоркости на основе моделирования

Компетентностный подход

Нестерова Наталья Витальевна Учитель начальных классов, 1 кв.кат

Формирование ключевых компетенций через технологию проблемно-диалогического обучения

Компетентностный подход

Журавлева Людмила Васильевна Учитель начальных классов, 2 кв.кат

Теория развития творческого мышления младших школьников

Компетентностный подход

Борик Елена Яковлевна Учитель начальных классов, 2 кв.кат

Формирование речевой компетенции обучающихся

Компетентностный подход

В нашей школе сложилась и успешно развивается структура профессиональной поддержки учительских кадров. Основой этой системы являются методические объединения учителей предметников:

  1. Учителей иностранного языка
  2. Учителей истории и обществознания
  3. Учителей естественно-географического цикла
  4. Учителей математики
  5. Учителей русского языка и литературы
  6. Учителей начальных классов
  7. Классных руководителей

На заседаниях МО обсуждались следующие вопросы:

  • Работа с образовательными стандартами, нормативно-правовая база по предмету
  • Методы работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся;
  • Формы и методы промежуточного и итогового контроля;
  • Формы организации самостоятельной работы учащихся на уроке и вне школы;
  • Компетентность и компетенции;
  • Предпрофильная подготовка. Требования к составлению элективных курсов;
  • Подготовка обучающихся к сдаче Единого государственного экзамена и проведению экзаменов по новой форме.

В идеале молодой специалист должен усвоить и освоить все, что ему преподали профессора. И только тогда можно ожидать от учащегося высокой результативности учебной деятельности, и то, если он также будет представлять собой идеальный “вариант” - владеть всем, чем поделился с ним высококвалифицированный педагог. На деле все происходит иначе. В школе работает “Школа молодого педагога”, на которой проходят систематические занятия с молодыми специалистами, где ликвидируются пробелы в их знаниях. Практическая значимость таких знаний познается только в реальной педагогической деятельности. И вчерашний студент, лишь оказавшись перед классом один на один, понимает, как необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. Поэтому курсовая подготовка, посещение “открытых уроков” и их анализ, специальные лекции и практические занятия по частным вопросам методики, которые вызывают затруднения у молодых педагогов, позволяют приблизить познания молодого специалиста к реальности. Система повышения квалификации способствует адаптации молодых специалистов в школе, более эффективному вхождению в профессию.