Проект "Восстановление истории семей"

Разделы: География


О демографии и глобальном потеплении на Земле не говорит только ленивый. Абсолютно все считают себя большими специалистами в этих вопросах.

Правительство озабочено снижением рождаемости в стране: кто будет работать на производстве через 20 лет? Кто будет охранять границы нашего государства? Сохранится ли само государство? Национальные проекты « Образование», «Здравоохранение», «Доступное жилье», «Развитие АПК» призваны решить, в том числе, и демографические проблемы России. Население бурно обсуждает введение материнского капитала. Местные власти Сосновогорского района республики Коми утвердили положение о так называемом «отцовском капитале».

Однако вопросы демографии волнуют не только наших современников. Вопросами воспроизводства населения занимался великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. С полным основанием М. В. Ломоносова надо считать основоположником отечественной демографии. В своем письме к графу И. И. Шувалову - одному из наиболее влиятельных вельмож двора Елизаветы Петровны, он подробно останавливается на вопросе «О размножении и сохранении Российского народа». Употребляя современную терминологию, это письмо можно назвать трактатом по демографии [1].

Основы демографии как науки изучаются в курсе « География России». Этот раздел географии вызывает неизменно большой интерес у учащихся. При изучении темы «География населения России» формируются новые понятия: «рождаемость», «смертность», «естественный прирост», «миграции», «урбанизация» и др.

Проект «Восстановление истории семей»

Демографический энциклопедический словарь отмечает, что семья, как важнейшая социальная ячейка, является объектом исследования многих общественных наук - социологии, экономики, права, этнографии, психологии, педагогики, демографии. Для демографии основной интерес представляет роль семьи и семейной структуры населения в воспроизводстве населения.

Основным источником данных о семье служат переписи населения, выборочные демографические обследования и эмпирические социологические исследования. В исторической демографии сведения получают из метрических или приходских книг с помощью метода восстановления истории семей. Метод восстановления истории семей позволяет реконструировать историю семей с целью изучения эволюции процессов воспроизводства населения.

Разрабатывая проект «Восстановление истории семей» учитель ставит перед собой следующие цели:

  • показать учащимся приемы демографических исследований;
  • приобщить учащихся к исследовательской работе;
  • выявить наиболее талантливых учащихся;
  • развивать интерес к предмету;

Проект состоит из 4 этапов.

1 этап – поисковый.

Задачей на данном этапе работы для каждого учащегося является:

  • проследить как можно дальше историю своей семьи;
  • составить банк данных на своих ближайших родственников

Так как в условиях школы мы не имеем доступа к архивным материалам, мы провели исследование семей учащихся восьмых классов на основе составления родословных до четвертого поколения (Приложение 1) и анкетирования родственников.

Анкеты содержали пять вопросов:

  1. Ф.И.О.
  2. Дата рождения и место рождения.
  3. Количество братьев и сестер.
  4. Образование.
  5. Место работы.

Каждый ученик кроме родословной заполнил 15 анкет на себя и своих ближайших, родственников.

Образующийся массив семейных бланков содержит по каждой семье имена, даты и места рождения, количество детей в семье, сведения о профессии и социальном статусе.

2 этап – исследовательский.

Задачами этапа являются:

  • развитие коммуникативных способностей учащихся;
  • формирование навыков использования ИКТ;

На данном этапе происходит деление класса на группы, выбор темы исследования для каждой группы. У каждой группы формируется банк данных, который состоит из родословных учащихся, анкет родственников, литературы и интернет-ресурсов по теме.

3 этап – технологический.

Главной задачей является развитие умений пользоваться методами научного исследования.

Обобщение полученных данных позволяет установить среднюю рождаемость в четырёх поколениях, разработать собственные статистические таблицы, построить графики и диаграммы, картосхемы (Приложение 2).

4 этап – результативно-оценочный.

Результатом проекта должны стать итоговые творческие работы по результатам исследований и презентации.

По итогам работы проводится урок-конференция, в ходе которого мы отвечаем на проблемные вопросы:

  • как влияет городской образ жизни на рождаемость?
  • существует ли связь между образовательным уровнем женщины и количеством детей в семье?
  • кто может считать себя настоящим горожанином?
  • где искать корни сегодняшних саратовцев?

На выступление каждой группе предоставляется 5-7 минут.

Критерии оценки работы учащихся:

  • «5» - подготовка итоговой работы, создание презентации;
  • «4» - участие в сборе теоретического материала или в подготовке презентации;
  • «3» - предоставление первичного материала.

Работа по составлению родословных вызвала большой интерес у учащихся и их родных. В современном ритме жизни многие не обращаются к истории своей семьи, а наша работа позволила лучше узнать свои исторические корни. Ребята подошли к работе творчески и с большим интересом. В сборе материала принимали участие родители, бабушки и дедушки. Большинство откликов о работе над восстановлением истории семей были положительными.

Данный проект отражает проблемы современной реальной жизни, имеет практическую и познавательную значимость. Необходимо отметить возможности использования материалов проекта для участия в конкурсах и конференциях. Изменив вопросы анкеты можно изменить и тематику исследования.

Литература:

  1. Урланис Б.Ц. Избранное – М.: Мысль, 1985.