Урок информатики "Группа объектов. Общее название". 3-й класс. (А.В. Горячев. Информатика в играх и задачах)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • сформировать начальное представление об общих именах, обозначающих группу (класс) объектов;
  • научить называть отдельные предметы заданной группы и давать общее имя группе объектов;
  • учить давать разные общие имена одному объекту;
  • развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, самостоятельность и организованность при выполнении заданий;
  • воспитывать взаимоуважение друг к другу в коллективной работе и в работе в парах.

Оборудование:

  • учебник,
  • картинки животных,
  • растений,
  • игрушек,
  • презентация к уроку.

Ход урока

I. Оргмомент. (Создать спокойную, деловую обстановку в классе).

II. Проверка домашнего задания.

  1. Задание №5. На доске вывешены чайнворды, составленные дома (творческая домашняя работа).
  2. Задание №6. На доске рисунок фантастического зверя.

- Назовите состав фантастического зверя.

- Какие действия он может выполнять?

- Какое название с учётом состава и действий ему придумали? (Выслушиваются высказывания детей с опорой на рисунок, с доказательствами).

III. Изучение нового материала.

  1. Постановка цели и задач урока.
  2. Беседа.

- Можно ли стол, стул, магнитофон, шкаф объединить в одну группу и дать общее название? Почему?

- Как вы понимаете “группа объектов с общим названием”? (Высказывания детей).

- Какие группы объектов в нашем классе вы можете назвать? Дайте им общее название.

- Какие объекты вы отнесёте к группе с общим названием “школьные принадлежности”?

  1. Выполнение задания №10

а) Дайте название каждому отдельно взятому рисунку в задании №10-1.

- Какое общее название можно дать данной группе явлений?

б) Обсуждение вариантов названий для группы “гриб, яблоко, рыба”.

  1. Задание №11 слайд 2

Назвать группу предметов га рисунке одним словом.

а) Общее название к рисунку №11-1.

б) Общее название к выделенным предметам на рисунках №11-2,

№11-3, №11-4.

  1. Игра “Назови одним словом” (показываются картинки)

а) сорока, соловей, грач…

б) карась, окунь, щука…

в) корова, овца, коза…

Вывод. Чему мы учились? (Давать общее название группам предметов).

  1. Физминутка.
  2. Заполнение таблицы с общим названием.

Задание №17 слайд 3

- Рассмотрите предложенные Вам рисунки на стр. 38, Ваша задача правильно “расселить” животных по вольерам зоопарка.

а) Звери средней полосы (коллективная работа.

б) Звери жарких стран и полярных широт (самостоятельно).

в) Самопроверка.

- У кого по-другому? (Если есть другие варианты – обсудить).

Задание 13. (В данном задании перейти к разным названиям одного и того же объекта)

а) множество “игрушки” - коллективное заполнение таблицы.

б) множество “шары” и “полосатые предметы” - самостоятельно.

в) самопроверка по таблице.

- У кого другие варианты? (обсуждение, доказательства или опровержение).

- Какой предмет не вошел ни в одно из предложенных множеств? (живой котенок). Почему?

г) Заполнение диаграмм.

На доске начерчены диаграммы множеств. Предложить ученикам распределить нарисованные предметы в задании №13 в диаграммах и их пересечениях.

- Что интересного заметили? (Один и тот же предмет можно отнести в разные группы и дать разное название).

- Сколько общих названий у арбуза? мячика?

  1. Задание №15

а) Анализ таблички к рисунку “горшок с медом”.

б) Заполнение таблички к рисунку Незнайки.

Вывод. Учились давать разные общие названия одному и тому же предмету.

IV. Тренировочные упражнения.

Задание 12. слайд 5

а) Заполнение первого столбика таблицы “Растения” (коллективно).

б) Заполнение второго и третьего столбика “Звери” и “Птицы”. (Работа в парах).

в) Проверка выполненной самостоятельно работы. Обсуждение разных вариантов заполнения таблицы.

V. Закрепление изученного на уроке.

  1. Дать общее название:

- 2, 4, 8, 12, 24 …

- 20, 40, 80, 120, 240 ...

- сосна, клен, береза, осина…

- бабушка, дедушка, мама, папа, дочка…

  1. Назвать объекты заданной группы:

- части речи;

- планеты;

- летающие предметы;

- марки автомобилей;

  1. Дать разные общие имена одному объекту:

- пенал (школьная принадлежность, коробка, покупка, подарок…)

- ученик (мальчик, школьник, друг, сын, внук…)

VI. Итог урока.

- Чему мы учимся на уроке?

- Где полученные знания и умения найдут применение?

VII. Домашнее задание.

  1. №14 (кроссворд) – выполняют все.
  2. №12 4 столбик – общее задание (города)

5 и 6 столбик – дифференцированное задание

а) цветы, имена девочек, мальчиков.

б) реки, грибы, название улиц (использовать материалы из справочной литературы, краеведческий материал).

VIII. Оценка учителем качества работы учащихся на уроке.