Выписка из тематического плана спец. курса для десятых классов
Деятельность учителя, учащихся
I. Формулирование цели урока (учитель и учащиеся - совместная работа);
II. Примерное вступительное слово учителя:
В связи с переходом к рынку возникла необходимость проведения грамотно организованных процессов реформирования различных сфер экономики. Конечным итогом данной трансформации является структура потребительского рынка, который по своей сути — индикатор развития экономики Алтая, г. Бийска. Именно он обеспечивает структурную сбалансированность производства, доходов и конечного спроса. Если товарооборот растет, следовательно, развивается и потребительский рынок, хотя для Алтая эта классическая догма Запада приемлема лишь отчасти.
III. Задание по группам:
Задание для группы № 1:
а) обработка материала анкеты по экспертизе потребительского рынка г. Бийска по ценам на продукцию местных предприятий перерабатывающей промышленности.
Анкета для экспертизы потребительского рынка г. Бийска (работа с торговыми точками в границах микрорайона школы):
- Продукцию каких предприятий, регионов предпочитаете закупать? Почему?
- Какова доля продукции местных предприятий?
- Какие местные предприятия предпочитаете? Почему?
- За 3 года увеличилась ли доля продукции местных
предприятий или сократилась?
Почему? - Пожелания руководителям местных предприятий
перерабатывающей
промышленности. - На сколько % (рублей) увеличивается стоимость вводимой в город продукции?
- Как идет рост цен привозной продукции или не происходит?
б) систематизация в таблице №1
Таблица №1
“Цены на продукты питания 01.01.2005 и 01.01.2006”
Единицы измерения |
На 01.01.2005 |
На 01.01.2006 |
|
Сахар | кг |
17,79 |
19,65 |
Маргарин | кг |
37,40 |
32,69 |
Мука в/с и 1с. | кг |
9,69 |
8,75 |
Масло сливочное | кг |
87,30 |
104,77 |
Молоко фасованное | литр |
13,80 |
15,69 |
Рис | кг |
20,05 |
21,36 |
Вермишель | кг |
19,34 |
18,49 |
Говядина | кг |
90,92 |
108,15 |
Яйцо | 1 дес. |
25,84 |
19,22 |
Колбаса вареная 1с. | кг |
96,00 |
98,30 |
Вывод: происходит рост цен на сахар, масло сливочное, молоко в тетрапаках, рис, мясные продукты. Причина: в большей части привозные продукты, т.к. местные предприятия либо временно закрыты, либо обанкротились. Продукция идет в город из Кемерово, Новосибирска, Барнаула и других городов края. А, следовательно, это удорожание за счет бензина, амортизации транспорта и т.д. Местная продукция по ценам имеет тенденцию к снижению (мука, яйцо и т.д.); город остается без предприятий перерабатывающей промышленности.
Анализ востребованности продукции местных предприятий. Проведенные нами исследования показали, что крупные торговые фирмы города, такие как “Аникс”, “Ботцентр”, предпочитают продукцию таких регионов Сибири и Алтайского края, как Барнаульский гормолзавод, Кемеровская область г. Новокузнецк, Смоленская область, г. Смоленск, г. Новосибирск, г. Заринск, Овчинниковский комбинат и т.д.
Доля местных предприятий на потребительском рынке товаров составляет менее 40%. На местном потребительском рынке за последние три года выросла доля продукции местных промышленных предприятий только в сфере продажи яйца и сахара. Стоимость привозной продукции на прилавках города возрастает на 2-4%, а это составляет в среднем увеличение от 3 до 4-5 рублей. Вот и получается, что предприятия перерабатывающей промышленности города работают сами для себя, меньше всего, заботясь о местном потребителе.
Задание для группы №2:
составление сравнительной круговой диаграммы развития потребительского рынка 2006 и 2007 г. по таблице №2 (построение диаграммы с помощью компьютерных программ Word и Excel).
Таблица №2 “Потребительский рынок”
|
|
|
Розничный товарооборот (млн. руб.) |
|
8815,4 |
Оборот общественного питания (млн. руб.) |
|
|
Общий объем платных услуг (млн. руб.) |
|
|
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Задание для группы №3:
- систематизация материала в таблицах:
а) количественный состав магазинов в 2006 г. (таблица №3);
б) услуги, предоставляемые населению в 2006 г. (таблица№4).
Таблица №3
|
Количество магазинов |
Торговая площадь |
Всего по городу | 673 |
77271 |
Продовольственные | 388 |
36508 |
Непродовольственные | 233 |
26512 |
Смешанные | 52 |
14250 |
Таблица №4
№ п/п |
Виды услуг | Количество хозяйствующих субъектов |
Количество рабочих мест |
|
1. |
Ремонт, окраска и пошив обуви | 54 |
105 |
|
2. |
Ремонт и пошив изделий: швейных меховых кожаных головных уборов |
28 4 5 15 7 |
240 28 10 30 28 |
|
3. |
Ремонт и техническое обслуживание машин и приборов | 29 |
44 |
|
4. |
Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры | 28 |
99 |
|
5. | Ремонт автотранспортных средств | 40 | 127 | |
6. | Изготовление мебели | 29 | 93 | |
7. | Услуги парикмахерских | 73 | 558 | |
8. | Услуги фотоателье | 22 | 53 |
Вывод: Из услуг, предоставляемых населению, достаточно ремонтно-технического характера и парикмахерских. Недостаточно ателье по ремонту и пошиву изделий (меховых, кожаных, головных уборов).
Задание для группы №4:
составление графиков денежных доходов и расходов населения по представленным лекционным статистическим данным.
Диаграмма3
Диаграмма 4
Вывод: Позитивные тенденции в развитии экономики края позволили в 2000 году впервые после августовских событий 1998 года остановить падение реальных денежных доходов населения, закрепить их дальнейший рост на 10,1 процента к предыдущему году. Восстановление реальных доходов населения происходило за счет роста заработной платы, увеличения объемов социальных трансфертов, а также сокращения задолженности по заработной плате. Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника, занятого в экономики края, в реальном выражении выросла на 12,1 процента. Улучшилось материальное обеспечение пенсионеров. Средний размер назначенных месячных пенсий составил 1117 рублей и увеличился на 37 процентов, в результате численность малоимущего населения в крае сократилось по сравнению с предыдущим годом на 220 тыс. человек. Вместе с тем заработная плата у нас продолжает оставаться одной из самых низких в Западносибирском регионе. Занятость населения является одной из ключевых позиций социальной политики администрации края, в этом направлении проводилась активная работа, численность трудоустроенных удалось увеличить в 1,3 раза, или на 77 тыс. человек.
Итоги урока:
I. Перекрестный анализ работы групп по плану:
- Исследованные вопросы;
- Доступность изложения;
- Дополнения к работе;
- Исправление ошибок;
- Индивидуальная работа в группе;
- Оценка работы группы;
- Оценка работы группы консультантом. Выставление оценок членам группы.
II. Учитель:
Подводит итог урока:
- Оценивает знания учащихся, а главное умение
отражать материал в графиках,
диаграммах, таблицах; - Анализирует работу каждой из групп.
III. Информация к размышлению.
Заключительное слово учителя:
Потребительский рынок Бийска развивается неравномерно. На лицо рост магазинов (даже из соседних районов) и вместе с тем падает перерабатывающая промышленность. Только за 2007 год банкротами стали Бийский мясокомбинат, Бийская табачная фабрика и др. предприятия. Развитие малого и среднего бизнеса сползает в сторону торговли или перепродажи продукции неместных предприятий.
Потребительскому рынку города нужны срочные вливания собственной перерабатывающей промышленности. Имеющиеся производители, такие как “Пятачок”, “Евразия”, “Швыдченко” погоды не делают. А отсюда местные жители вынуждены покупать продукцию с “накрутками”. Если к сложившейся ситуации прибавить инфляцию, то социальное положение населения можно объяснить как направление на “выживание”.
Бийск - “ворота” в Республику Алтай. В связи с перестройкой в экономике края и преобразованием Алтая в новую рекреационную зону, Бийск может получить назначение как город историко-краеведческого направления. Тогда потребительский рынок может трансформироваться и приобрести новое значение, где потребуется развитие новых отраслей. Сферы услуг и “лицо” потребительского рынка будут носить другой характер.
Список литературы:
- Материалы из отчета администрации Алтайского края, г. Бийска, 2007 г.;
- Материалы периодической печати;
- Анализ данных отдела статистики г. Бийска, 2007 г.;
- Результаты опроса по анкете крупных фирм г. Бийска