Урок русского языка в 5-м классе "Обобщение по теме «Синтаксис»"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • систематизировать знания учащихся по данному разделу,
  • проверка необходимых умений учащихся по теме “Синтаксис”.

Методы:

  • исследовательский,
  • репродуктивный,
  • проблемный.

Оборудование:

Ход урока

I. (Приветствие, запись числа, темы урока)

Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня мы не просто обобщим свои знания по теме, а отправимся в путешествие по морю, полному неожиданностей и препятствий. (слайд № 2)

Правит в этом море грозный царь Синтаксис. Он жестоко наказывает тех, кто не хочет жить по его законам. Всех, кто не учит его правил, он топит в водовороте “недоучек”.

Как вы думаете, почему его так зовут? (слайд № 3)

Само слово пришло к нам из греческого языка: syntaxis.

  1. “построение” (Н.М.Шанский “Краткий этимологический словарь”)
  2. “составление” (Д.Э.Розенталь “Словарь-справочник лингвистических терминов”)
  3. “построение, сочетание, порядок” (“Русский язык: энциклопедия”)

Сравните, что общего в этих определениях? (Синтаксис начинается со связи слов, их форм, составления из них словосочетаний и предложений, где все элементы распределяются в определенном порядке)

А для нас это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания, предложения и их строение. Изучая синтаксис, мы узнаем, что между словами устанавливаются определенные смысловые и грамматические связи.

Конечным пунктом нашего путешествия станет остров, где находится ключ к знаниям от царства коварного Синтаксиса. Этот ключ, как зеницу ока, охраняет дракон. Укрощать его мы будем на следующем (зачетном) уроке. А сейчас мы должны собрать все свои силы и доплыть до этого острова.

II. Поплывем мы на 3-х эскадрах, а сколько будет кораблей в этих эскадрах, сейчас зависит от вас. Каждый ряд должен ответить на 3 вопроса. Правильные ответы дают право заработать корабль в свою эскадру.

(номер вопроса называют капитаны) (слайд № 4)

Дан старт нашей регате. Но вот незадача. Впереди у нас мель. Обойти ее смогут только умелые лоцманы. По одному человеку от ряда. Синтаксический разбор предложения. (интерактивная доска) - взаимопроверка

Чудесный пляж утром сверкал под солнцем.

Море ласково плескалось о борта судов и тяжелых барж.

Сладкая земляника растет по лесным опушкам, пригоркам, вырубкам.

А мы с вами (работа с классом) попали на остров, на котором находится залив Вежливости. На берегу этого залива живут очень вежливые племена. Вместо: “Принеси мне воды”, все говорят: “Дорогой Петя, принеси мне, пожалуйста, воды”.

- Что они используют в своей речи? Как выделяются на письме обращения? Какими членами предложения являются?

Задание: Переделайте предложения в побудительные, используя обращения. Выделите основу предложения. (работа в тетрадях, запись сразу правильного варианта)

  1. Школьники принимают активное участие в озеленении улиц.
  2. Ребята старательно изучают синтаксис.
  3. Юннаты охраняют птиц.
  4. Люди Земли борются с загрязнением воздуха и воды.

Проверка работы у доски.

(слайд № 25, 26)

Тест

Задание: Выписать номера предложений с обращениями.

  1. Бережно обращайтесь с учебниками!
  2. Весна, бесспорно, самое лучшее время года.
  3. Здравствуй, солнце! Здравствуй, лес!
  4. Ребята, помогайте зимующим птицам.
  5. Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?
  6. После диктанта соберите тетради.
  7. Почему тебе, синица, ни минуты не сидится?
  8. Не сердись, я постараюсь исправить ошибки.

(ответы: 3, 4, 5, 7)

Физкультминутка для глаз:

Представьте, что мы с вами в открытом море. Чтобы быть зоркими, давайте сделаем физминутку для глаз. Не подымая головы, посмотрите на облака, плывущие в небе; затем на остров, который находится справа, на остров слева; по небу медленно движется солнце, оно встает на востоке, проходит через все небо проходит и ложится спать на западе; вдалеке летит чайка (подставили указательный палец), она то приближается, то удаляется от нас.

III. Итак, мы преодолели залив Вежливости. Впереди нас ждет множество островов, расположенных в море Синтаксиса. Между этими островами снуют туда-сюда маленькие лодочки – союзы.

- Как вы думаете, что это за острова? (простые предложения в составе сложных, однородные члены предложения)

Если лодка прочная, надежная, то она быстро плывет от одного острова к другому, соединяя их. Если она пробита, то ей нужно поставить сначала заплатку, т.е. запятую, и только потом отправляться на ней в путь.

(слайд № 27, интерактивная доска)

Приглашаются по очереди матросы от экипажей. Составить схемы предложений. (остальные работаю в тетрадях)

Иван-царевич поблагодарил старичка и пошел за клубочком.

Исчезают последние клочки снега, и на свет выходит зеленая листва.

Женя увидела штурвал колеса и с силой потянула за него.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

Мороз крепчает, и ветер стучит в окно.

Правильные ответы прибавили скорость вашим кораблям, и вы прошли дополнительные мили по морю Синтаксиса.

У грозного Синтаксиса есть своя карта острова, где хранится ключ к знаниям, и, как любая карта, она зашифрована. Надо расшифровать эту карту – составить предложения по схемам. (слайд № 28, интерактивная доска)(устно)

IV. Мы почти доплыли, но у некоторых корабли за время путешествия прохудились. Чтобы их отремонтировать, надо исправить ошибки и разделить эти ошибки на синтаксические и пунктуационные. (слайд № 29)

  1. Охотник направился в лес, и взял с собой собаку.
  2. Собака почуял запах зайца.
  3. Гончая бросилась вперед, которая шла по следу зайца.
  4. Зимнее царство заслужило этого отдыха.
  5. Под глубоким снегом спят озера реки пруды.

V. Мы почти у цели нашего путешествия. Остался последний рывок. Необходимо составить предложение и выписать из него, разобрав, все словосочетания. (слайд № 30)

  • Из предложения Парашютисты опустились в центре стадиона взять сказуемое.
  • Из предложения Вдруг послышались легкие шаги взять определение.
  • Добавить подлежащее из предложения На щеках тают снежинки.
  • Взять существительное, выступающее в роли дополнения, в предложении Тропинки в саду засыпали листья. Употребить данное существительное в винительном падеже с предлогом НА.
  • Дополнить полученное предложение однородными членами.

(оценка творчества учащихся)

VI. (слайд № 31)

Домашнее задание:

  1. Составить задание для остальных учащихся, аналогичное предыдущему.
  2. Составить наибольшее количество предложений со словами: брат, друг, школа, стадион, занятие, идти, мой (используя различные формы данных слов). Произвести синтаксический разбор полученных предложений.
  3. Подготовиться к зачету.

(слайд № 32)

Итак, мы благополучно добрались до острова, на котором дракон охраняет ключ от знаний Синтаксиса. Я думаю, что вы все удачно укротите этого дракона и сдадите зачет по этой теме.

Рефлексия.

Оценка работы учащихся.