ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: воспитывать эмоциональное отношение к образу семьи.
ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
Учебные:
- изучение пропорций лица человека;
- изучение изменений мимики лица в зависимости от настроения человека;
- ознакомление с термином "Портрет";
- ознакомление с этапами создания портрета.
Развивающие:
- развивать аналитическое мышление;
- развивать образное мышление;
- развивать фантазию, воображение, художественный вкус;
- развивать графические умения и навыки, чувство линии.
Воспитывающая:
- воспитывать эстетическое восприятие человека как объекта воззрений художника;
- воспитывать стремление к искусству, к творчеству;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, чувство коллективизма.
ОБОРУДОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ:
Мольберты, карандаш, ластик, коричневый маркер, цветные фломастеры.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
Классная доска, мольберт, декоративная рама (имитация багета), магниты.
ТСО: компьютер, мультипроектор, экран.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД:
Популярная инструментальная музыка.
Раймонд Паулс "Дедушка с бабушкой".
ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД:
А.Кондратьев "Портрет" стихи.
НАГЛЯДНОСТЬ:
Иллюстрации детских работ, дидактические таблицы "Этапы выполнения портрета", "Образцы мимики человека", "Части лица".
СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ.
1. Организационный момент.
Приветствие. Зрительный контроль посещаемости. Организация учащихся к образовательной деятельности.
- Здравствуйте, дети. Я рада приветствовать Вас сегодня в нашем классе на уроке рисования, на котором вы узнаете очень много интересного. Вы узнаете: о пропорциях лица, о том, что все люди имеют общие черты лица, от особенностей которых зависит их внешность.
2. Повторение пройденного материала.
Вопрос: Сначала я хочу у вас узнать, что мы рисовали на прошлом занятии?
Ответ: Мы рисовали пейзаж.
Вопрос: А что же такое "пейзаж"? Кто мне скажет?
Ответ: Это изображение природы.
Вопрос: А кто знает, как называется картина, на которой изображён человек?
Ответ: Портрет. Правильно, дети.
ВИДЕОРЯД (фрагмент из мультфильма "Нарисованная картина")
Если видим на картине
Чей-то профиль иль анфас,
Или, может быть, задорный
И весёлый чей-то глаз,
Может, грустный или смелый,
Может, добрый или злой.
В нарисованной картине
Это главное лицо.
Может папа или мама,
Может дедушка и я
Нарисованы в картине.
Может вся моя семья.
Догадаться тут несложно,
Неуверенности нет,
Что красивая картина
Называется портрет!
Тема нашего урока: "Портрет семьи".
3. Изучение нового материала.
Художник портретист изображает в своей картине человека, который ему нравится или дорог: "Портрет" в переводе с французского языка "воспроизводить черта в черту". Для этого художник должен знать правила построения портрета и знать мимику лица человека.
Искусство портрета очень древнее. Оно насчитывает несколько тысячелетий. Уже в Древнем Египте человек пытался передавать облик богов и мифических героев. С помощью этого жанра мы можем изучать историю человечества. До наших дней дошли портреты царей, вельмож, знаменитых художников, поэтов, писателей, учёных и просто людей, живших в разные времена и эпохи. Вашему вниманию представлены портреты людей, дошедшие до нас (Показ слайдов: И.П. Аргунов "Портрет крестьянки в русском костюме", О.А. Кипренский "Портрет А.С. Пушкина", В.А. Серов "Девочка с персиками", З.Е. Серебрякова "Автопортрет").
Портреты бывают одиночные, групповые, парадные, лиричные, заказные.
Как же рисуется портрет? Портрет рисуется с натуры или по представлению.
Что мы должны узнать для этого? Давайте проведём небольшое исследование (проблемная ситуация). Нам надо определить, какую форму головы имеет голова? Давайте посмотрим друг на друга, на меня!
Вопрос: Какой же формы голова человека?
Ответ: Круглая, овальная.
3.1. Голова человека имеет овальную форму, зауженную внизу (форма яйца), которая делится на две симметричные части: правую и левую.
3.2. Лицо делится на три равные части:
3.3. Изображение частей лица человека
Вопрос: какой же формы у нас брови и глаза?
Ответ: брови дугообразные, глаза овальные.
Форма глаз состоит из дугообразных линий. В центре глаза находится радужная оболочка, от которой зависит цвет глаз человека (особенность внешности). Цвет глаз различен.
Вопрос: а где же у человека расположены глаза?
Ответ: под бровями.
Правильно. Под бровями, но примерно на середине лица. Посмотрим друг другу в глаза. Так ли это? Кстати, уши находятся на одной линии с глазами.
Вопрос: какой формы нос у человека? Каково место его расположения на лице?
Ответ: нос у человека треугольной формы. Он может быть прямым, большим, маленьким.
Нос находится на середине лица. Начало носа - на одной линии с глазами. Форма носа - клиновидная.
Вопрос: какой формы у человека рот?
Ответ: большой, круглый.
Хорошо. Рот человека - этот две губы, имеющие форму двух дугообразных линий. Рот находится ниже носа.
Итак, дети, мы узнали, какие у лица есть основные части и где они расположены.
3.4. Изображение мимики лица человека.
Мимика - выражение лица, которое зависит от настроения человека. У человека бывает разное настроение: радостное, удивлённое, смешливое, печальное, сердитое, спокойное и т.д. Из-за этого изменяется расположение частей лица между собой.
3.5. Положение головы бывает разным:
фас - прямо на зрителя;
профиль - вид сбоку;
анфас - поворот.
Во время исследования учитель использует коллективно-групповой поиск, индивидуальное решение, коллективно-дискуссионный метод.
Педагог основные выводы учащихся фиксирует на доске (выполнение схемы построения портрета).
4. Практическая самостоятельная работа учащихся.
Задание на урок.
Итак, наше исследование закончено и теперь мы можем приступить к нашему сегодняшнему заданию. А оно будет таковым: нарисовать портрет одного из членов вашей семьи: бабушку, дедушку, маму, папу, братика, сестричку. Старайтесь соблюдать последовательность выполнения портрета:
Выбрать правильный формат;
Правильно расположить будущее изображение на листе;
Нарисовать карандашом овал, разделить его на три части;
Нарисовать брови, глаза, нос, рот, уши;
Передать настроение с помощью мимики;
Проработка деталей: усы, борода, платочек, веснушки, очки и т.д.
Обвести линейный рисунок коричневым маркером, придав цветовую окраску только глазам, губам, волосам.
При выполнении задания пользуйтесь дидактическими таблицами, которые находятся на классной доске: "Этапы выполнения портрета", "Образцы мимики человека", "Части лица".
Для создания творческой обстановки звучит популярная инструментальная музыка.
В ходе работы педагог создаёт ситуацию успеха, стараясь правильно распределить дозу помощи учащимся, в зависимости от их творческих способностей.
5. Анализ и обобщение результатов деятельности.
Просмотр итоговых работ учащихся проводится в форме импровизированной выставки (Приложение 1.) Работы учащихся размещаются на планшете, оформленном в раму, имитирующем большую картину. Анализ изобразительной деятельности в форме обсуждения.
Дети, сегодня на уроке вы смогли показать себя настоящими художниками-портретистами. Какие вы молодцы! Вы познакомились с понятием "портрет", значение которого мы будем часто вспоминать на следующих уроках рисования. Из ваших творческих работ мы с вами составили большой семейный портрет! Звучит фрагмент песни Раймонда Паульса "Золотая свадьба".
6. Преемственность.
Сегодня мы выполняли портрет по представлению, а дома вы сможете выполнить портрет членов вашей семьи с натуры, используя знания, умения, навыки, полученные на этом уроке.
7. Окончание урока.
Урок окончен. Я надеюсь, он вам понравился.
ЛИТЕРАТУРА
- Михейшина М.В. "Уроки рисования для младших школьников 6-9 лет". Минск, ЮНИПресс; 2000г.
- Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. "И учёба, и игра: Изобразительное искусство". Ярославль, "Академия развития", 1997г.