Классный час "Как поздравить с днём рождения?"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • учить правильному использованию разговорной речи, точности, богатству, выразительности речи;
  • познакомить с тем, как нужно правильно составлять поздравления;
  • развивать умения учащихся вести рассуждения; воспитывать любовь к близким, друзьям, аккуратность в правильном оформлении открыток.

Оборудование:

  • ширма,
  • декорации,
  • перчаточные куклы,
  • карточки со словами,
  • шкатулка,
  • аудиозаписи: "Пусть бегут неуклюже:", "Улыбка",
  • видеозаписи "Винни Пух", "День рождения Кота Леопольда".

Ход урока

I. Музыкальный настрой.

Звучит песня "От улыбки" - дети подпевают.

- Улыбнитесь друг другу. У всех вас прекрасное настроение. Сегодня будем говорить о праздниках.

II. Беседа.

- Вы любите праздники? (Да)

- А поздравлять и принимать поздравления, подарки любите? (Да)

- Когда наступают праздники, у почтальонов прибавляется работы. Это потому, что и взрослые, и дети спешат поздравить друг друга с праздником.

В праздничные дни принято дарить подарки, писать поздравления. Вот только писать поздравления большая часть из нас не умеет, к сожалению. Если собрать открытки за год, которые были написаны близкими, знакомыми к знаменательным дням, то они по большей части будут похожи между собой, как близнецы. Одни и те же фразы, одни и те же слова, которые мы только переписываем друг другу. А ведь приятнее было бы получить для тебя и ни для кого больше.

- Как вы думаете, что значит поздравить? Зачем люди поздравляют друг друга?

Поздравить - означает приветствовать по случаю чего-нибудь приятного, радостного.

Люди поздравляют, чтобы доставить приятное другому человеку, чтобы у него осталось что-то на память об этом дне.

III. Повторение.

- Для поздравлений нужны волшебные слова. Наш родной русский язык богат и прекрасен. Много в нём замечательных слов: добрых и ласковых, смелых и суровых, чистых и ясных. Давайте вспомним волшебные слова и соберём в шкатулку. (Дети шепчут учителю слова и опускают фишки в шкатулку)

Слова собраны, шкатулка закрывается и слова-фишки "превращаются" в слова карточки. (Дети читают слова с карточек)

1.Формы приветствия:
  • Здравствуйте
  • Доброе утро
  • Добрый день
  • Добрый вечер
4. Формы просьбы:
  • Пожалуйста
  • Будьте любезны
  • Будьте добры
  • Прошу вас
2. Формы прощания:
  • До свидания
  • До скорой встречи
5. Формы извинения:
  • Простите, пожалуйста
  • Извините, пожалуйста
3. Формы пожеланий:
  • Всего хорошего
  • Всего доброго
  • Будьте здоровы
  • Спокойной ночи
  • Приятного аппетита
6. Формы благодарности:
  • Спасибо
  • Большое спасибо
  • Благодарю вас

(Ученики читают стихотворение М. Танина "Волшебные слова")

Извини, пожалуйста,
Прости и разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы -
Таблицы умножения -
Есть ещё таблица -
Таблица уважения!
Помните, как азбуку
Как дважды два:
"Спасибо" и "Пожалуйста" -
Волшебные слова!
Всюду, где нескромному
Укажут от ворот,
Вежливый попросит и пройдёт.
Перед словом вежливым двери отворяются!
Пусть оно почаще всюду повторяется.
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
"Спасибо" и "Пожалуйста"
Волшебные слова.

- Какие формы слов можно использовать, когда пишут поздравительные открытки? (Формы пожеланий, формы обращения).

IV. Знакомство с новым материалом. Беседа.

- В каких случаях пишутся поздравительные открытки? (На день рождения, юбилей).

- Что это за праздник - день рождения? (День, в который человек родился).

- От какого слова образовалось слово "рождение"? ( Родиться).

- Подберите родственные слова к слову "рождение". (Родиться, родители, род, родственники, родословная, новорожденный).

- Как ещё иногда называют день рождения? (Именины).

- Раньше слово "именины" имело другое значение. Через какое-то время после рождения ребёнка крестили в церкви и там давали ему имя. Называли его обычно по имени того святого, память которого церковь отмечала в этот день. Отсюда "именины" - день, в который человек получил своё имя. Значит, употреблять слова "именины" и "день рождения" как близкие по значению слова не совсем правильно.

1. Представьте, что у вас день рождения и вам надо пригласить гостей на праздник. Вы умеете приглашать гостей? Как?

Посмотрите сказку, как медвежонок Ивашка зверей к себе на день рождения звал. (Кукольный театр).

Герои: ведущий, медвежонок, заяц, лиса, волк, белочка.

Ведущий. "Доброе утро, Ивашка, вставай! - сказала утром мама-медведица. - Зови гостей. Сегодня твой день рождения". Посмотрел медвежонок на стол, а там и орехи, и мёд, и малина, и капуста. Протянул лапу. "Нельзя! - сказала мама. - Сначала гостей собери". Пошёл медвежонок по лесу. Зайца встретил.

Медвежонок. Эй ты, косой!

Заяц. Это ты меня?

Медвежонок. Тебя, тебя, глупый! Один ты в лесу у нас косой. Валяй ко мне в гости! Капусты полопаешь!

Заяц. Нет уж! Не хочется что-то.

Медвежонок. Ну, не хочешь - как хочешь.

Ведущий. Пошёл дальше, а навстречу ему лисица. (Заяц убегает)

Медвежонок. Эй ты, рыжая воровка, чеши ко мне в гости, сладким чайком угощу!

Лиса. Ах, какой грубиян!

Медвежонок. Убежала чего-то!

Ведущий. Идёт, рассуждает.

Медвежонок. Не идут чего-то! Кого бы ещё позвать? А-а-а вот волк бежит. Эй ты, серый разбойник! Дуй ко мне на день рождения! Только морду помой.

Ведущий. А волк в кусты. Только ветки зашумели. Пошёл Ивашка дальше. Перед ним белочка с ветки на ветку перепрыгнула. Увидел он её да как закричит.

Медвежонок. Чего ты, вертихвостка, зря перед глазами мелькаешь, скачи ко мне в гости, орехов получишь!

Белочка. Фу, невежа! Не нужны мне твои орехи.

Ведущий. Вернулся медвежонок домой грустный. Один-одинёшенек. Отказались звери к нему в гости идти.

- Почему звери не захотели идти к Ивашке на день рождения? (Он невежливо их приглашал и грубо обращался к ним).

2. А что приносят гости, когда идут на день рождения? (Подарки). (Стихотворение Игоря Шевчука "Подарок", читает ученик).

На день рожденья Кактусу
Подарок подарили.
И поздравленья Кактусу
Любезно говорили:
- Примите, милый Кактус,
От нас сегодня дар.
Прекрасный - распрекрасный
Большой воздушный:Бах!

- Удачный ли подарок подарили Кактусу?

- Можно ли подарить то, что тебе самому не нужно? (Это неприлично).

3. Как нужно принимать подарки? (Принять, рассмотреть, обязательно поблагодарить, выразить признательность тому, кто подарил, независимо от того, понравился подарок или нет).

4. Какие слова говорят или пишут в поздравительных открытках, что желают, когда поздравляют с днём рождения? (Желают крепкого здоровья, счастья, успехов).

Прекрасно! Тогда послушайте и скажите: какое из поздравлений доставило одному и тому же человеку больше радости? Подумайте почему? (Плакаты с надписями)

Дорогой дедушка! Поздравляю тебя с днём рождения! Желаю тебе крепкого здоровья и успехов в работе. Целую. Твой внук Коля.
Мой дорогой-дорогой дедушка!

Поздравляю тебя с днём рождения! Я хочу, чтобы ты никогда не болел, чтобы почаще бывал у нас дома.

Ещё хочу, чтобы у тебя всегда всё получалось. А я постараюсь тебя не огорчать.

Целую и обнимаю тебя. Твой внук Николай.

- Первое поздравление обычно пишут всем и всегда, второе было приятно получить, так как оно больше относится к дедушке, потому, что в нём использовались добрые, искренние пожелания: чтобы ты никогда не болел, чтобы почаще бывал у нас дома. Дедушке приятно будет получить такое поздравление.

- А что вы сами желаете своим родным, друзьям, когда поздравляете их? (Счастья, здоровья, успехов:)

- Всегда? (Да)

- Так ведь поздравления будут одинаковыми, их не очень интересно будет читать. Нужно придумать вместо этих слов другие, более интересные пожелания и использовать в своих поздравлениях разные зачины.

Запись на доске:

1. С праздником:

2. От всей души желаю:

3. Примите пожелания:

4. Вот и праздник наступил! Я тебе желаю:

5. Счастья, здоровья, веселья и смеха!

5. Как вы думаете, в конце поздравления пишется от кого оно или нет? (Да, чтобы тот человек, кому оно адресовано понял, от кого поздравление, некультурно - без подписи).

- Как называют того, кто отправляет поздравление? Кто принимает? (Адресант-адресат).

V. Творческая работа учащихся.

Просмотр эпизода из видеофильма "Винни Пух".

- Как Сова составила поздравление для ослика Иа ко дню рождения?

- Что бы вы пожелали ослику, как нужно поздравить его? (Составляют поздравление на открытках по бригадам).

- Проверка.

VI. Вывод.

- Итак, поздравление должно состоять из обращения, поздравления, пожелания и окончания. Поздравление должно быть добрым и искренним, содержать тёплые слова, которые приятно будет получить родным, близким и друзьям.

VII. Домашнее задание.

Я не так давно узнала, что у Крокодила Гены скоро день рождения. Вы ведь знаете, как он его ждёт. Постарайтесь написать ему поздравление. Найдите для него особые слова, интересные пожелания.

VIII. Итог урока.

К нам в школу для нашего класса пришло письмо. Интересно, от кого оно? (Открываю конверт, читаю текст).

На урок к вам пообщаться
Так хотелось мне попасть.
Но пришлось мне задержаться -
Нужно землю утеплять.
Но зато пришлю вам гостью,
Будете довольны вы
А узнать её нетрудно,
Это Фея Доброты.
Ну, а я прощаюсь с вами.
Ваша Зимушка-Зима.

(Появляется Фея Доброты)

Фея:

Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
В день морозный рада
Вас увидеть я.
Только что на улице
Я встретилась с Зимой
Много всяких дел у неё самой:
Покрасить белой краской дома и дорожки,
Луга замести и укутать поля,
Чтоб стала просторней и краше земля
Всех не перечислить хлопот у Зимы
Вот и попросила матушка Зима
Чтобы на урок к вам нынче я пришла.

- Мы очень рады тебе Фея Доброты. А в подарок дарим песенку "Пусть бегут неуклюже:".

Фея:

Спасибо, дети! Очень хорошая песенка.
Настанет, друзья, счастливое время,
Настанут чудесные дни:
Ребята приветливы будут со всеми,
Грубить перестанут они.
Не будет детей нехороших,
Придут золотые года,
И в комнату в грязных ботинках
Не будут входить никогда.
Пусть грубость исчезнет навеки,
Пускай по рецептам врачей
Появится в каждой аптеке
Лекарство для грубых детей
Ребёнок вертелся на стуле,
Шумел и ко всем приставал,
Ему прописали пилюли
Он принял и вежливым стал
Грубить не будут дети,
Не будут грызть ногтей.
И станут все на свете любить таких детей
Подует свежий ветер, фиалки расцветут
Исчезнут все невежи, навеки пропадут.
Я довольна вами дети, так Зиме и передам.
От неё подарки эти я сегодня вам отдам

(Фея раздаёт детям подарки)

- До свидания, ребята! Желаю вам добрыми детьми расти, хорошо себя вести.

- Поблагодарим Фею Доброты.

IX. В заключение просмотр видеофильма: "День рождения Кота Леопольда".

Спасибо за внимание!