"Обыкновенные дроби" (урок - обобщение). 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели и задачи:

  • образовательные: обобщение умений и знаний по теме "Обыкновенные дроби", применение знаний для решения задач. Закрепление знаний по сокращению дробей, сложению и вычитанию дробей;
  • развивающие: через операции над дробями развитие творческой и мыслительной деятельности учащихся, их интеллектуальные качества, способности к "видению" проблемы, оценочным действиям, обоснованию, самостоятельности; учить учащихся корректировать свои действия в ходе урока; формирование умений чётко и ясно излагать свои мысли, делать выводы;
  • воспитательные: формирование элементов социально-личностной компетентности, проверять и оценивать результаты деятельности.

Ход урока

I. Организация начала урока.

Учитель: Сейчас в ходе устного счёта узнаем тему урока, считая, объясните свои действия. (Предлагаются примеры для устного счёта, при этом заполняется таблица).

         

А - Б- В- Д- И- К- Л- М- О- Р-

Учитель: - Так какая сегодня тема? (Ответ учащихся - "Дроби").

- Тема урока "Обыкновенные дроби", сегодня урок - обобщение. Мы должны показать, что умеем, знаем, как работаем самостоятельно. Сегодня я вам предложу несколько видов и форм работы. Будьте внимательны, оценивать вашу работу будут ребята из 8 класса, за каждый вид работы вы будете получать баллы, в конце урока по баллам - оценки.

I. Учитель: Какая часть закрашена?

- Предлагаются различные геометрические фигуры, разбитые на части, где какая-то часть закрашена. Какая часть закрашена?

(Здесь проверяется, понимают ли дети, откуда берутся дроби.)

II. Учитель: - Что здесь лишнее?

Учитель:

- на экран проектируется набор дробей, где одна из дробей отличная от других. Какая это дробь?

;
   

- Почему вы так считаете?

III. Блиц-опрос: Что мы знаем о дробях?

(на доске закреплены карточки с красочными рисунками (количество на 1-2 больше, чем учеников в классе), с обратной стороны - вопрос.

Учитель:

- Сейчас вы цепочкой пойдёте к доске, возьмёте любую карточку и ответите на вопрос.

Вопросы:

  1. Приведите примеры обыкновенных дробей. Что показывает числитель и знаменатель дроби?
  2. Какая из двух различных дробей с одинаковыми знаменателями меньше и какая больше? Как расположены на координатном луче точки, имеющие такие координаты?
  3. Какая дробь называется правильной? Неправильной? Какая из этих дробей меньше единицы, какая равна единице и какая больше единицы?
  4. Как сложить две дроби с одинаковыми знаменателями?
  5. Сформулируйте правило вычитаний дробей с одинаковыми знаменателями.
  6. Как из неправильной дроби выделить целую часть?
  7. Как записать в виде дроби натуральное число?
  8. Как записать в виде неправильной дроби целое число или число, содержащее целую и дробную часть?
  9. Как вычесть дроби с одинаковыми знаменателями?

VI. Заморочки из бочки.

(Достают из бочки бочонки от лото, по данным номером пример на сложение и вычитание дробей).

Учитель:

- В этой бочке маленькие бочонки с номерами. Сейчас каждый из вас достанет для себя бочонок с номером и под этим номером устно решает пример, записанный на доске.

(На доске заготовлены примеры).

и т.д.

Решение примеров сопровождается комментариями "Как я решаю".

Учитель:

- Мы рассмотрели понятие "дробь", "правильная и неправильная дробь", действия с дробями, а теперь, каждый из вас покажет свои знания через самостоятельную работу.

V. Самостоятельная работа

Тест: (через компьютер)

Теоретическая часть.

1. Правильная дробь та, у которой:

А. числитель равен знаменателю;

Б. числитель меньше знаменателя;

В. числитель больше знаменателя.

2. Дробь неправильная, если:

А. числитель равен знаменателю;

Б. числитель меньше знаменателя;

В. числитель больше знаменателя.

3.Сократить дробь, это:

А. числитель разделить на число;

Б. числитель и знаменатель разделить на какие-нибудь числа;

В. Числитель и знаменатель разделить на одно и то же число.

4. Сложить дроби с одинаковыми знаменателями, это значит:

А. сложить числители и знаменатели;

Б. сложить только числитель, а знаменатель оставить тот же;

В. не знаю.

Практическая часть.

1. Найти значение выражения;

2.Сократить дроби;

3. Привести дроби к новому знаменателю;

4. Перевести дробь смешанную в дробь неправильную;

5. Перевести дробь неправильную в смешанную дробь.

Предлагаются задания по данным пунктам по усмотрению учителя, дифференцировано.

VI. Рефлексия самостоятельной работы.

VII.Итог:

Учитель просит учеников подвести итог урока, оценить, как они справились с уроком, что было на уроке интересным, что нет. Затем члены жюри выставляют оценки.

Во время проверки тестов членами жюри можно заслушать домашние мини-сказки "В мире дробей", которые ребята придумали к этому уроку.

Оценки в карточках у членов жюри (учащиеся 8 класса).

Пример сказки: "В мире дробей".

В некотором царстве, в некотором государстве, которое звалось "Государство чисел" жили-были дроби и были они очень правильные, голова, т.е. числитель, была у них маленькая, а ноги, т.е. знаменатель, были большие. И могли эти дроби водить хороводы, и тогда они становились большими, а когда кто-то уходил из дома, дроби становились маленькими.

И была в этом государстве река, но не простая, а волшебная. Кто входил в её воды, тот сразу переворачивался. И вот, однажды, некоторые дроби пошли погулять-покупаться. Но: о, ужас, когда они вышли на другом берегу, то не узнали друг друга, они стали вдруг неправильные, всё у них стало наоборот, голова - большая, а ноги - маленькие. И тогда им хороводы водить стало труднее, ноги-то у них разные и в такт не попадают.

Что же делать? Как им помочь?

Историю эту мне поведал Ноль. Таких историй у него ещё много. Он показал мне мешок, где хранил тайны чисел, а разгадать эти тайны придётся нам. Когда? Пока учимся в школе.

Урок-обобщение по теме "Обыкновенные дроби" - 5 класс содержит в себе элементы игровых технологий, использование ИКТ, различные виды самостоятельной работы.

Результатом урока является проверка усвоения данного материала учащимися.