Урок-путешестие по русскому языку в 1-м классе "Путешествие в страну Словарию"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • уточнить и закрепить знания учащихся о различении звуков и букв;
  • воспроизвести и обобщить знания учащихся о предложении, правописании слов с парными
  • согласными на конце слова;
  • развивать интерес к русскому языку;
  • воспитывать у учащихся бережное отношение к окружающей среде.

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

2. Гимнастика для пальцев. (Пальчики здороваются: складываются по два пальчика домиком).

- Здравствуй! Здравствуй! Здравствуй! Здравствуй! Здравствуй!

- Будьте здоровыми и красивыми, (поднимаем руки, и поворачиваем в одну сторону и в другую).

- Будьте всегда трудолюбивыми!

- Вот помощники мои! (Поднимаем руки вверх ).

Их как хочешь, поверни: (Поворачиваем в одну сторону и в другую).

Раз, два, три, четыре, пять! (разминаем пальчики).

Будем мы сейчас писать.

Стук в дверь, (открывает учитель):

Учитель:

- Ребята! К нам кто-то пришёл на урок. Кто это? (Заходит почтальон Печкин).

- Вы узнали его? Он принёс нам телеграмму. Давайте её зачитаем. ( Начинает читать).

- Телеграмма

Дорогие ребята! :

- Дорогие ребята! (Останавливается.) - Ой, а почему же это я сама читаю? Вы же уже все умеете читать. (Вызывает ученика.)

- Дима, зачитай телеграмму. (Ученик читает.)

Телеграмма

Дорогие ребята! Приглашаю вас в чудесную страну Словарию.

Волшебница Грамота.

Учитель:

- Ребята, это та самая волшебница, которая вас пригласила 1 сентября в чудесную страну Знаний, где мы бываем каждый день и где нам всегда интересно бывать. Так поедем в путешествие, ребята?

А поедем мы на поезде. Но прежде чем ехать откроем тетради и запишем число, работа, где выполняется. (Учитель пишет на доске, а ученики в тетрадях).

3. Объявление темы и цели урока.

- Сядем в вагоны. Мы - пассажиры. (Учитель прикрепляет на доску поезд с вагонами).

- Представьте, что мы в поезде. Давайте, изобразим, что поезд едет. (Изображаем все вместе и говорим слова):

- Торопится поезд, вагоны стучат.

А в этих вагонах ребята сидят.

Учитель:

- И вот остановка. (Картинка совы на доске).

- Это птица, которая к нам часто прилетала на уроки. Как мы называем эту птицу? Да, мудрейшая сова. Она учит нас мудростям, и с каждым днём мы становимся мудрее, познаём что-то новое. Вот и сегодня совушка приготовила вам задание. (Учитель переворачивает лист с заданием. <Рисунок1>).

Рисунок 1

- Ребята, вот задание: из элементов букв составьте и запишите в тетрадях строчные письменные буквы.

- Проверяем задание у доски. Запишите и прочитайте свои варианты букв. (Выходят по очереди три ученика записывают и читают свои варианты букв.)

- А на следующей строке запишите такие же заглавные буквы, которые вы составили из элементов букв.

Задание: прочитайте сначала гласные буквы и произнесите их звуки, а потом согласные буквы и звуки.

Едем дальше. Изображаем поезд и произносим:

- Торопится поезд, вагоны стучат.

А в этих вагонах ребята сидят.

И вот остановка. Прочитаем, ребята, вывеску, что это за остановка? (<Рисунок 2>. Ребята читают):

Рисунок 2

- "Гласная область".

Учитель:

- Как вы думаете, ребята, кто живёт в этой области? А какие буквы называются гласными? (Которые обозначают гласные звуки.) Назовите гласные буквы, сколько их? (Десять).

- А что вы знаете о гласных звуках? Сколько основных гласных звуков? (Гласные звуки произносятся при помощи голоса. Они поются. Гласный звук образует слог. Основных гласных звуков шесть. Четыре звука могут обозначать два звука.).

- Сегодня нам встречались и гласные звуки и согласные. Чем же отличаются согласные звуки от гласных звуков? (Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту препятствие, называются согласными. Они могут произноситься с голосом и без голоса( с шумом). Согласные звуки, которые произносятся с голосом называются звонкими согласными, без голоса - глухими согласными.

- Но посмотрите, ребята, какое произошло чудо. Волшебница Грамота незаметно дотронулась до вас своей волшебной палочкой, и вы превратились в буковки. (Учительница надевает короны с буквами.)

- И оставила вам загадку. Послушайте и отгадайте её:

Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы

На одной живут странице и повсюду славятся.

- Кто это? (Буквы).

- А чем буквы отличаются от звуков, ребята? (Буквы мы пишем, а звуки произносим.)

- Ой! А я слышу какой- то спор букв. (Выбегает ученица в короне буквы "Я" и кричит):

- Я самая главная буква! Потому что Я - это я.

(И тут выбегает ученица в короне буквы "А" и кричит букве "Я"):

- Я самая главная буква! Ты стоишь в конце алфавита, а я в начале, И ещё я пою: ааа:ааа: Я самая главная буква!

(И тут выскочили буквы "У", "О", "Э", "И", "Ы" и закричали):

- И мы тоже поём, мы тоже главные буквы!

(Тут выскочила буква "М"):

- Какие же вы главные, если из вас можно построить одно слово: АУ! А вот вместе со мной можно построить слова (показывает написанные слова):

МАМА, МЫ, МИМО, МУ-МУ! МЯУ!

- Я самая главная буква!

И тут важно вышел Ъ и сказал:

- Я знаю, что я не самая главная буква, никакого отдельного звука не обозначаю, но и я иногда приношу пользу: могу разделять звуки и не даю им сливаться. Все мы делаем одну общую работу: составляем слова. И в этой работе мы помогаем друг другу.

Буквы задумались и сказали:

- Все буквы главные на своей работе! Давайте дружить! (Ученики садятся за парты).

Учитель:

- Какую же главную работу делают буквы? (Составляют слова.)

- Ребята, запишите слова, которые составила буква "М", но письменными буквами, подчеркните гласные буквы. (Дети пишут в тетрадях, а учитель проверяет).

- Посмотрите, ребята, вы написали одни слова или есть и предложения?

Прочитайте предложения. Какие это предложения по цели высказывания? (Побудительные, они побуждают к действию).

( Три ученика читают эти предложения с восклицательной интонацией).

- Что содержит каждое предложение? (Предложения содержат просьбу. В конце предложения ставится восклицательный знак (!).

- Теперь мы знаем, что дружат гласная с согласной, составляют вместе слог, а из слогов составляют слова.

И вот волшебница Грамота приготовила для вас новое задание: (<Рисунок 3>):

Рисунок 3

Выловите начало слова и добавьте слоги где жи, а где нужно и ши, чтобы получились слова. Запишите эти слова, поставьте в них ударение.

- Проверяем работу. (Вызванные ученики читают слова и ставят ударение).

- Какая орфограмма в этих словах? (ЖИ, ШИ пиши с буквой И).

Подчеркните орфограмму в словах.

Теперь садимся в поезд и едем дальше. Изображаем поезд, произносим слова.

И вот остановка, путь закрыт буквами. Давайте произнесём звуки, которые обозначают эти буквы:

Б В Г Д Ж З [б] [в] [г] [д] [ж] [з]
П Ф К Т Ш С [п] [ф] [к] [т] [ш] [c]

- Что это за пары букв? ( Они обозначают парные согласные звуки по звонкости - глухости).

Учитель переворачивает рядом с буквами картинку Звукомора (<Рисунок 4>) и говорит:

Рисунок 4

- А тут злой Звукомор сидит в своём подземелье и ждёт, что вы при написании слов сделаете ошибку. Он хочет уморить (уничтожить) звук, который вызывает сомнение при написании слов с картинки. (Рядом со Звукомором картинки: столб, флаг, гриб, медведь, нож).

- Запишите самостоятельно слова, что изображено на картинках через запятую и найдите орфограмму. (Ученики пишут слова, находят орфограмму в слове).

- Проверяем написание слов. Какой звук у вас вызывал сомнение при написании? (Звук на конце слова. Звонкие звуки оглушаются и мы проверяем, изменив слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный. И тогда чётко слышится звук, который надо писать: столб - столбы, флаг - флаги, гриб - грибы, медведь - медведи, нож - ножи).

- А дальше посмотрите, ребята, - подземелье (<Рисунок 5>).

Рисунок 5

Сидят там очень злые ошибки и хотят проверить, правильно ли вы напишете предложение. Прочитайте его. (Читают хором):

Рома сел суп.

- Проверьте, правильно написано предложение? А может злые ошибки, уже похитили буквы?

Запишите правильно предложение и докажите что вы написали верно.(Злые ошибки похитили Ъ в слове "съел". Ъ разделяет согласный звук [с] от звуков [йэ].

- Ребята, что вы знаете о Ъ ? (Это буква, звука она не обозначает, но если её потерять в словах, то смысл слова меняется).

- Какое это предложение по цели высказывания? (Это повествовательное предложение).

- Что содержит это предложение? (Это предложение содержит сообщение. В конце предложения ставится точка).

- О ком говорится в предложении? (В этом предложении говорится о Роме, что он съел суп).

- Подчеркните самостоятельно согласные буквы в этом предложении.

Физкультминутка под фонограмму песни "Детство" (3 минуты).

- У самого подножия замка волшебницы Грамоты вас ждёт Буратино с заданием (<Рисунок 6>).

Рисунок 6

- Составьте слова, а из слов предложение и запишите в тетрадях.

- Проверяем. Прочитайте предложение. Какое это предложение по цели высказывания? Что содержит это предложение? (Предложение это повествовательное. Оно содержит сообщение о девочке Маше, что она носит воду. В конце такого предложения ставится точка).

- Назовите сколько слогов в каждом слове.

- Буратино очень доволен вашей работой и решил, что вы поможете ему с деформированным текстом и вместе с ним отправитесь в гости к волшебнице Грамоте. Поможете, ребята? (На доске слова):

Земля, чудесная, берегите.

- Составьте из слов предложение и запишите в тетрадях. (Ученики составляют предложение).

- Проверяем. Прочитайте предложение. Какое это предложение по цели высказывания? Что содержит это предложение? (Это побудительное предложение. Оно содержит призыв, побуждает к действию. В конце предложения ставим восклицательный знак (!).

Учитель:

- В наследство нам досталась чудесная планета - Земля. Нас окружает прекрасный мир животных и растений. И его надо беречь. С 2000 года 21 марта празднуют всемирный день Земли. В этот день люди всей планеты призывают и напоминают охранять, беречь эту чудесную Землю. И вы, ребята, берегите нашу чудесную планету!

Выходит волшебница Грамота с глобусом и говорит:

- Здравствуйте, дорогие ребята! Милости просим вас в страну Словарию!

- Слова, слова, слова:

Всему название дано - и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.

Они слышны и здесь и там, на улице, и дома

Слова, слова, слова:

Прекрасно, незнакомо:

- Познавайте, изучайте, ребята, мир слов! Я буду вам хорошим помощником в ваших начинаниях!

Вы сегодня молодцы! Удачи вам в учебе!

А в подарок я вам принесла модель нашей чудесной Земли.

Берегите окружающий вас мир, который полон разных чудес и увлечений. До встречи!

(Оставляет волшебница Грамота ребятам глобус и уходит).

4. Подведение итогов урока.

- Что вы сегодня узнали нового на уроке?

- Где вы побывали?

- Что пожелала вам волшебница Грамота?