Дорожные знаки. Урок по окружающему миру. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели и задачи:

А) развитие - работа "от ученика" с опорой на его жизненный опыт и наблюдательность.

Б) образовательная - знакомство с новым материалом с применением полученных или уточнённых знаний, использование в реальных жизненных ситуациях.

В) воспитательная - умение работать в группе, осуществлять взаимоподдержку, делиться собственными накопленными знаниями; желание почерпнуть новые сведения по теме урока.

Оборудование

  • Учебники А.Плешакова "Окружающий мир"
  • Карточки с изображениями дорожных знаков, конверты

Введение в тему.

- Как вы думаете, понимают ли друг друга музыканты разных стран, врачи?

- Какие знания им понадобятся?

Врачи, прекрасно владеющие знаниями латинским языком, сумеют поставить диагноз, выписать лекарства и лечить.

Музыканты с помощью нот общаются на языке музыки.

- А какие знания помогут автомобилисту который путешествует по разным странам, безопасно передвигаться по дорогам?

На доске четверостишие, которое мы расшифруем в конце урока.(подчёркнутые слова закрыты и откроются в конце урока)

Много есть различных знаков -
Эти знаки нужно знать,
Чтобы правил на дороге
Никогда не нарушать.

С тем, что знаки надо знать, вы, пожалуй, согласитесь

- А кому нужны знания дорожных знаков?

Варианты ответов детей.

- Все ли знаки одинаковы?

- Различаются ли они по форме, цвету?

- Дорожные знаки - это краткий источник информации.

- Для чего надо знать смысл информации, который несёт в себе знак?( Варианты ответов детей.

- В таком случае, кто же должен уметь расшифровывать знак? Все!

Первичное знакомство с дорожными знаками

Предупреждающие знаки

- Выберите из конверта карточки в виде треугольника красного цвета.

Разложите их в линию.

- О чём могут рассказать эти знаки?

- Кого эти знаки предупреждают, водителя или пешехода?

- Почему на знаке красный цвет?

- Итак, какую форму и цвет имеют предупреждающие знаки?(ответы детей)

Запрещающие знаки

Достаньте из конверта знак с изображением внутри красного круга.

- Что скажете?

- Почему для этих знаков выбран красный цвет?

- Эта группа знаков более "строгая", поэтому называется - запрещающая!

Красный круг обозначает
Обязательно запрет.
Он гласит: "Нельзя так ехать"
Или "Тут проезда нет".

- Попробуем рассказать о запрещающих знаках. (варианты ответов детей).

- Итак, какую форму и цвет имеет группа запрещающих знаков?

Информационно-указательные

А ещё бывают знаки -
Взяты в синенький квадрат
Как и где проехать можно
Эти знаки говорят.

- Найдите эти знаки в конверте.

- О чём они могут рассказать?

- Назовём эту группу знаков информационно-указательной. С помощью некоторых знаков этой группы можно узнать, где гостиница, заправка, кемпинг. Это знаки сервиса, больших помощников автомобилистов.

Синенький прямоугольник
Вам подскажет, как найти
Остановку и заправку и
Больницу на пути.

Предписывающие знаки

- Какие карточки остались?

- Остались знаки, которые изображены в синем кружочке.

- Это знаки указывают безопасные места передвижения для велосипедистов, пешеходов, автомобилистов.

Это знаки - предписывающие.

Кстати, когда вы на велосипеде - вы пешеход или водитель, почему? (варианты ответов детей, обсуждение в группе, уточнение).

Промежуточный итог.

- Сколько групп дорожных знаков мы выделили?

- Почему они разного цвета?

Учебник, стр.14. Правы ли мы оказались?

Физкультминутка.

ПО ДОРОЖКЕ (2 РАЗА)
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
По тропинке побежим,
До лужайки добежим,
Стоп.Немного отдохнём
И домой пешком пойдём.

Закрепление.

- Рассмотрим иллюстрации в учебнике.

Повторим названия групп дорожных знаков.

- Кто из вас ездил ночью?

- Что происходит со знаками в тёмное время суток?

- Почему знаки светятся?

Как вы думаете, у какого животного человек позаимствовал светящийся эффект? (варианты ответов детей)

Спасибо кошке.

Англичанин Перси Шоу туманной ночью чуть не сорвался с обрыва на своей машине.В самый последний момент он увидел отражение света фар машины в глазах кошки. Эта кошка мирно сидела на обочине дороги.

Под впечатлением этого случая англичанин изобрёл отражающее устройство.Этот прибор устанавливают на дороге, чтобы предупредить об опасности.

Из истории автомобильного движения в крае.

В 1912 году в Екатеринодаре уже имелся определённый простор для автомобильного движения. В то время здесь уже было 95 улиц, общей протяженностью 111 вёрст.

Однако, отношение населения к автомобилям было, мягко говоря, сдержанное. Это видно из следующей заметки:"В данное время в городе процветает автомобильный спорт, как самый новый и модный: Эти чудовища на резиновых шинах с рычаньем носятся по городу самым полным ходом. В каждом автомобиле сидит по крайней мере сотня чертей, который стучат, пыхтят, кашляют, чихают. Всякий благоразумный гражданин, прежде чем выйти на Красную улицу, прощается с женой и детьми и пишет духовное завещание.

Не очень давно один автомобиль наскочил на фруктовый киоск и стёр его с лица земли".

Автор, нарисовавший такую тревожную картину, не одобрял, впрочем и велосипедистов, которые по его словам "ездят по всем направлениям улицы, отчаянно звонят за версту, а на повороте преспокойно налетают на мирного обывателя и со смущённой улыбкой на улице извиняются за причинённое беспокойство".

Итог урока.

- Закончим наше четверостишие. Откроем спрятанные слова.

- Чему научились, какие возникли трудности?

Домашнее задание.

Нарисовать по одному знаку из каждой группы и повесить на стенд в классе.