Урок рисования в 1-м классе. Тема: "Узоры на крыльях"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • создать условия для обучения детей приемам украшения крыльев бабочек;
  • воспитывать эстетический вкус, любовь к природе;
  • развивать творческое воображение учащихся.

Оборудование: учебник, акварель, кисти, набор открыток «Бабочки», коллекция бабочек, магнитофон, мульмимедийная установка (Презентация «Бабочки» у автора), фонограмма «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского, картонные заготовки бабочек, образцы раскрашенных бабочек, бумажные цветы для крепления на доску.

Ход урока:

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

2. Целеполагание.

- Наш урок я бы хотела начать с загадки. Угадайте, о ком идет речь?

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.

- Чем займемся на уроке?

3. Беседа

- Рассмотрите бабочек, которые «прилетели» к нам на урок. (Дети рассматривают коллекцию и открытки с изображением бабочек). Они так рады побывать у вас в гостях, что приземлились не только на доску, но и к вам на парты. По подсчетам ученых в природе обитает около 140 тысяч бабочек.

- А что вы знаете о бабочках? Какую пользу или вред они приносят?

- Все бабочки разные и не похожи друг на друга. Думаю, что вы сами в этом убедились. Скажите, где можно встретить бабочек из нашей коллекции?

- Бабочки живут в разных частях земного шара. Окраска одних может быть совсем неприметной: бледные или сероватые оттенки, бурые крылья с пятнышками. Другими же бабочками мы не перестаем любоваться: по яркости узора и разнообразию красок на крыльях таких бабочек сравнивают с цветами. Смотреть на них одно удовольствие. О некоторых из них я хочу вам рассказать (просмотр слайдов):

Слайд №1 – Большой махаон.

Эта бабочка обитает почти во всех уголках Земли: и на берегах теплых морей, и в дали от воды, её можно встретить в полях, степях, лесах. На крыльях этой бабочки находятся ответвления, похожие на хвостики, поэтому и название её переводится с французского языка как «хвостатка». Посмотрите, сколько различных цветов присутствует в её узоре. Из чего состоит узор? ( круги, волнистые линии, пятна).

Слайд №2 – Павлиний глаз.

Данный вид бабочки встречается не везде. Из-за своей необычной окраски павлиний глаз и пострадал. Любители бабочек ловили их для своей коллекции, поэтому этих бабочек осталось очень мало, они нуждаются в охране. Как вы думаете, почему у этой бабочки такое название, с чем это связано?

Слайд №3 – Зорька.

Эту бабочку можно часто встретить на опушках и лесных полянах. Как вы думаете, почему её так назвали? На передних крыльях у неё круги ярко-красного цвета, а каемочка – желтая, как будто солнышко встает или уже заходит, садится, что напоминает зорьку.

4. Работа по учебнику.

- На стр 50 учебника вы также можете рассмотреть бабочек. Что можно сказать об «одежде» наших красавиц?

- Сколько крыльев у каждой бабочки?

- Узор, какой бабочки вам понравился? Почему?

5. Физминутка.

- А не хотите ли вы сейчас превратиться в бабочек и весело покружиться.

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – водой она умылась,
Два – на месте покружилась,
Три – вспорхнула и присела,
На четыре – полетела.

6. Педагогический рисунок.

- Мне так понравилось, как вы были в роли бабочек, что захотелось нарисовать бабочку и украсить её. И я придумала вот такой узор (на доску крепиться макет бабочки, который «оживает» в цвете): сначала нарисую туловище, глазки, усики, затем при помощи цветной акварели проведу волнистые линии, овалы, нарисую кружки, пятнышки, буду использовать яркие краски. Мне так понравилось рисовать, что я хочу вам показать несколько бабочек, которые я раскрасила.

7. Творческая практическая деятельность учащихся.

В воздухе они кружились
К вам на парты приземлились.
Бабочку ты украшай,
Свой узор ей добавляй.
Сделай яркий ей наряд,
Чтобы был здесь каждый рад.
В руки краски ты бери
И твори, твори, твори!

(На парте у каждого ученика макет бабочки, с которым ему предстоит работать).

- Придумайте узор для своей бабочки, пофантазируйте и «нарядите» бабочку в красивое платье, такое, какое вам захочется. И в этом вам поможет замечательный «Вальс цветов» из музыкального произведения «Щелкунчик» великого русского композитора П.И.Чайковского. А пока вы будете рисовать, я хочу вам рассказать некоторые интересные сведения о жизни бабочек. Как гусеница превращается в бабочку? За свою жизнь самка бабочки откладывает от 100 до несколько тысяч яиц. Она старается разместить их на тех растениях, которые будут полезны её детям.

Из яиц вылупляются крошечные червеобразные личинки. Они начинают есть и расти. Пища откладывается в виде жира, из которого строятся крылья, лапки, и все остальное, что отличает гусеницу от бабочки. Затем, в определенный момент гусеница сплетает вокруг себя кокон, отваливается её голова, сбрасывается гусеничная кожа, после чего появляется куколка. Куколка может спать несколько недель или месяцев. И постепенно превращается в бабочку, но первое время не летает. Она сидит несколько часов и ждет, пока высохнут и окрепнут её крылья. Она взмахивает ими, пока не убедится, что готова лететь – после чего совершает свой первый полет.

Может быть, это удивит вас, но бабочки могут видеть, имеют осязание и обоняние. Вкус бабочка определяет органами, находящимися у неё во рту. А запах воспринимается усиками бабочки. Есть такие виды бабочек, которые нюхают «носами», расположенными у них на лапках! Многие бабочки сами издают запах. Он им нужен для двух целей. Одним запахом они привлекают бабочек противоположного пола, а другим отпугивают врагов.

Бабочки делятся на ночных и дневных. Дневные – яркокрылые, блестящие, настоящие произведения искусства по имени Природа. А какие красивые у них названия: махаон, шоколадница, адмирал! Эти бабочки летают днем, отдыхают с поднятыми крыльями, концы усиков имеют утолщения в виде шариков.

Ночные бабочки выглядят иначе. Их наряд более скромен. Усики не имеют утолщений, часто покрыты ворсинками. Ночные бабочки во время отдыха крылья складывают вдоль тела гармошкой.

8. Выставка работ.

- Посмотрите, наша доска превратилась в цветочную полянку, которая ждет своих первых посетителей – вас. Давайте украсим полянку вашими бабочками. Они могут весело порхать над цветами и пить сладкий нектар.

9. Рефлексия.

- Что мы сегодня создавали?

- Почему каждая бабочка имеет свой неповторимый «наряд»?

- Какое у вас настроение?

- Какая бабочка на нашей полянке вам понравилась больше всего, почему?

- Что подарил вам сегодняшний урок?

- Благодарю вас за творчество. Урок окончен.