Цели урока:
- сформировать понятие собственность и какими правами обладает Собственник ;
- Познакомить с понятием предпринимательство;
- Расширить понятие имущественные отношения;
- Воспитание у учащихся любви к национальным традициям и гордости за земляков-предпринимателей.
Оборудование: конституция Российской Федерации, Кодекс о труде, мультимедийный проектор, презентация, интерактивная доска.
Ход урока
У нас второй урок по теме «Труд и трудовое право» называется «Собственность и предпринимательство.
Открыли свои тетради, пишем число и тему нашего урока.
– Вероятно, трудно найти человека, который отрицал бы важную роль вещей в жизни человека.
– Приведите примеры вещей, которыми пользовался первобытный человек.
– А какими пользуетесь вы?
– Итак, вещи, используемые человеком, окружающие его и служащие ему, становятся частью облика внутреннего мира человека.
Задание (презентация собственность приложение 1)
Посмотрите внимательно на экран. Перед вами стихотворение Вадима Шефнера «Вещи» прочитайте его и определите, каков его философский смысл?
Вещи
Умирает владелец, но вещи его остаются,
Нет им дела, вещам, до чужой человечьей беды.
В час кончины твоей даже чашки на полках не бьются
И не тают, как льдинки, сверкающих рюмок ряды.
Может быть, для вещей и не стоит излишне стараться,
Так покорно другим подставляют себя зеркала,
И толпою зевак равнодушные стулья толпятся
И не дрогнут, не скрипнут граненые ноги стола.
От того, что тебя почему то сейчас нет на свете
Электрический счетчик не завертится наоборот,
Не умрет телефон, не засветится пленка в кассете,
Холодильник рыдая за гробом твоим не пойдет
Будь владыкою их, не отдай им себя на закланье,
Будь всегда справедливым, бесстрастным хозяином их.
Тот, кто жил для вещей, – все теряет с последним дыханием,
Тот, кто жил для людей, – после смерти живет средь живых.
А теперь определите, каков его юридический смысл?
Слово учителя.
Люди занимаются куплей-продажей, берут в аренду землю, дарят, передают по наследству.
Все это связано с тем или иным имуществом и называется и называется имущественными отношениями. Безусловно, вы тоже имеете имущество.
Перечислите ваше имущество.
Имущество это то, что находится в вашем владении, пользовании и распоряжении. (приложение 1) Имущественные отношения – это прежде всего отношения по поводу собственности, они далеко не просты. Вы пользуетесь не только тем, что принадлежит лично вам и вашей семье. Например, вы пользуетесь автобусом, оплачиваете свой проезд. Это значит вы вступаете с владельцами транспорта в определенные договорные отношения, вы платите – вас везут.
Это тоже вид имущественных отношений.
Отправились в магазин за покупками в частный, государственный, вы вступаете в имущественные отношения купли-продажи. Вы платите – вам отдают товар в вашу собственность. Ваши родители решили взять землю в аренду, мастерскую, это тоже имущественные отношения. Итак, сделаем вывод: имущественные отношения – это отношения между людьми, возникающие по поводу имущества в основе таких отношений лежит право на собственность. Каждый человек, должен искать средства для жизни, но должна быть культура взаимоотношений. Существует одна очень хорошая поговорка по этому поводу «Как потопаешь, так и полопаешь». Кто-то имеет в собственности завод, магазин, фабрику, значит он обладает собственностью. Собственность – это не только обладать вещью, пользоваться, но и распоряжаться. Он может отдать, дарить, продать. А владение – это фактическое обладание вещью и используя извлекать полезные свойства. Например, газовая плита, садовый участок, какую могут пользу привести?
А распоряжение означает возможность его назначения. Что можно сделать с автомобилем? С износившейся обувью?
Также собственность может быть частной, как физических, так и юридических лиц. А государственная собственность принадлежит государству, а муниципальная – местной администрации. (приложение 1)
Вывод: Все формы собственности равны.
Как человек становится собственником?
- Если он изготовил вещь
- Произвел продукты
- Получил наследство
- Приобрел имущество
- Является членом какого-либо кооператива
Закон запрещает хищение чужого имущества, кражи, мошенничества.
Работа с Конституцией (приложение 1) А теперь давайте посмотрим, что об этом говорит Конституция. (Ст.8, ст. 35).
Декларация прав человека (ст.17).
Вывод: в современном законодательстве гражданин имеет право не только иметь собственность, для удовлетворения своих личных потребностей, но и быть собственником средств производства.
Мозговой штурм.
Нужно будет записать вам в тетрадях слова –ассоциации к слову собственность. Что у вас есть в собственности?
Слово учителя.
У нас на Руси издавна ценилось меценатство, например братья Третьяковы купили картины, открыли картинную галерею, сколько людей посещают и все добрым словом вспоминают их(приложение1)В Пензе губернатор Селиверстов оставил память о себе, это – картинная галерея имени Савицкого(приложение 1.)Мы посещаем картинную галерею, духовно обогащаемся, получаем радость, благодаря этому обогащается наш внутренний мир.
А Воейков, генерал от инфантерии открыл родник, поставлял воду к царскому столу. Целебная вода до сих пор известна не только у нас, но и за рубежом. Посмотрите на мечеть, которая действует в нашем селе. Это Бигеев Усман, житель города Пензы построил для жителей нашего села. (приложение 1) А вот эта мечеть строится Камилем Абдулловичем Девликамовым (приложение 1) Обратите внимание на родник, который носит имя Пася. Он был богатым и решил оставить о себе память (приложение1) Разве плохо, что мы сейчас вспоминаем о нем с добрым словом?
Служители ислама тоже занимаются меценатством. Средства, которые собираются во время больших религиозных праздников, используются в целях поддержания малоимущих, детей-сирот, детей-инвалидов оказание помощи вдовам.
Сейчас идет месяц Курбан – праздник жертвоприношения. Цель которого угощение всех родственников, а одну часть нужно раздать нуждающимся.
Итак, меценатство – это качество. А вот предприниматель, это работодатель. Он заботится не только о себе, от него зависит благосостояние многих семей. Он работает на себя, для людей, платит налоги. Люди получают зарплату, пополняется бюджет (приложение 1) Попытки заняться предпринимательством в нашем селе были уже в 60-70-е годы ХХ века. Участник войны Девликамов Абдулла собирал вторсырье, кости, все это сдавал, на вырученные деньги из Москвы привозил различную мелочь, менял , то есть занимался бартером. У него это получалось очень хорошо. Предприниматель имеет собственное производство, но должна быть культура владения собственностью, хорошее отношение к людям, стремление делать добро. Заслуженный артист Садальский очень хорошо сказал: «новые русские хапают, хапают, как будто приделают к гробу тележку и увезут с собой на тот свет». Хочется, чтобы сделанное добро человеком не умерло, а продолжалось.
Просмотр презентации. (приложение 2) Предлагаю посмотреть вам презентацию о предпринимателях села Кикино, живущих не только в стране, но и за рубежом. Эти люди гордость нашего села, постоянные наши спонсоры.
У нас в гостях «Лучший предприниматель» области, Депутат Законодательного Собрания – Абдрашитов Тагир Равильевич.
Работа с отрывком из книги «Маленький принц» Антуан-Сент Экзепюри.
Рефлексия.
- Что вам дал урок?
- Что нового узнали о работе предпринимателя?
- Что вам на душу легло?
- Кем бы вы себя хотели видеть в будущем?
- Такой уж ли дешевый хлеб у предпринимателя?
- Предпринимательство – это зло и добро?