Открытый урок по физике

Разделы: Физика


Тема урока: Обобщающее занятие по теме: «Электромагнитные колебания».

Тип урока: урок контроля и оценки знаний (время урока – 2*45 минут).

Форма урока: интегрированный урок.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • закрепить изученный материал;
    • используя нетрадиционные методы контроля, повторить основные понятия и законы;
    • совершенствовать навыки решения качественных задач;
    • проверить уровень знаний учащихся по данной теме.
  • Развивающие:
    • развивать познавательную активность и логическое мышление студентов;
    • развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
    • развивать навыки самоконтроля и взаимооценки.
  • Воспитательные:
    • развивать коммуникативные способности студентов;
    • способствовать воспитанию культуры поведения и общения в команде;
    • воспитание волевых качеств, стремление к победе, чувства ответственности за результат.

Задачи урока: проверить знание определений и законов переменного тока, умение объяснять физические процессы, протекающие в цепи переменного тока и в колебательном контуре, решать задачи.

Студенты должны знать:

  • понятие переменного тока и принцип его получения с помощью индукционного генератора, применение электрического тока и его передачу;
  • схему закрытого колебательного контура и основные энергетические процессы, происходящие в нем;
  • суть электрического резонанса и условие его наступления;
  • принцип действия трансформатора, области его применения;
  • физическую сущность коэффициента мощности;
  • понятия активной, реактивной и полной мощности цепи.

Студенты должны уметь:

  • формулировать понятия: переменный ток, резонанс, колебательный контур, трансформатор.
  • решать задачи на определение периода электромагнитных колебании (формула Томсона),
  • решать задачи на определение параметров цепи переменного тока с индуктивным, емкостным и активным сопротивлениями.
  • рассчитывать значения активной, реактивной и полной мощности цепи.

Комплексно-методическое обеспечение урока:

  1. Программное обеспечение: на столе у учителя компьютер, мультимедийный проектор, экран.
  2. Средства обучения:
    • карточки с задачами, физический диктант, физическое лото;
    • бланки с ответами для взаимооценки;
    • цветные жетоны.
  3. Методы обучения:
    • наглядные (презентация Microsoft PowerPoint);
    • проблемные ( вопросы);
    • взаимоконтроль и самоконтроль;
    • репродуктивные (повторение и воспроизведение)

ХОД УРОКА

Организационный момент (3 мин.)

Наше сегодняшнее обобщающее занятие по теме: «Электромагнитные колебания» мы проведем не в обычной форме, а в форме физического боя между тремя командами.
В процессе боя мы повторим полученные знания по данной теме, а некоторым найдем применение при решении задач. Все это возможно не только при хорошем знании материала, но и от вашего желания участвовать в данной игре и стремления помочь своей команде, вашей внимательности и находчивости, умения слушать друг друга.
Каждая из команд будет в процессе боя набирать баллы. Та команда, которая наберет максимальное количество баллов и станет победителем сегодняшнего боя. Победа команды в туре будет отмечаться крестиком в итоговой таблице, воспроизведенной на доске.

Команда 1 тур 2 тур 3 тур 4 тур 5 тур 6 тур 7 тур Итог
1.                
               

Каждый из участников так же будет получать жетоны (звезда – оценка 5, квадрат – оценка 4, треугольник – оценка 3). Среднее арифметическое набранных баллов и определит оценку полученную студентом за урок. Количество учеников, получивших оценку пять, заносится в итоговую таблицу как баллы команде.

Представляю команды:

  1. Команда « … », капитан…
  2. Команда «…», капитан …
  3. Команда «…», капитан …

Напутствие!

У Вас, наверное, уж все томиться в голове,
И ждете Вы счастливого мгновенья, чтоб дать отпор судьбе.
Но случай лишь тому пошлет удачу, чей ум все время будет на чеку!
Я всем удачи вам желаю в сегодняшнем бою!

1 тур. «Я – мистер Кроссворд» (5 мин.)

Командам предлагается заполнить кроссворд (Приложение 1)
Кроссворд с ответами высвечивается на доску (Презентация, слайд 1).

2 тур. Мозговая разминка (10 мин.)

Командам предлагаются вопросы (Презентация, слайд 2). Студент, давший правильный и точный ответ на вопрос получает жетон.

3 тур. «Своя игра» (7 мин.)

Студентам предлагается заполнить таблицу физических величин (Приложение 2).
Затем проводится взаимопроверка с выставлением оценки. Бланк с ответами высвечивается на экране (Презентация, слайд 3). За 15 правильных ответов оценка 5; за 14-13 ответов – оценка 4; за 12-9 ответов – оценка 3.
Одновременно с этим заданиям командирам предлагается выполнить физический диктант по предложенным карточкам (Презентация, слайд 4). Командир, выполнивший правильно задание, выходит к доске и по фрагменту задания на экране, рассказывает о процессах, происходящих в колебательном контуре.

4 тур. «Мозговой штурм» (20 мин.)

Студентам предлагаются задачи устного характера (Презентация, слайд 5).
Одновременно с этим заданиям командирам предлагается решить задачи у доски с последующим оформлением их в тетрадях всеми студентами.

Задача для командира 1 команды:

К источнику переменного тока, изменяющегося по закону I = 2 sin 200 t, подключили последовательно катушку индуктивностью 86 мГн, конденсатор емкостью 160 мкФ и активное сопротивление 100 Ом. Определите полное сопротивление цепи, частоту переменного тока, полную мощность.

Задача для командира 2 команды:

Катушка индуктивностью 6мГн, активное сопротивление 8 Ом и конденсатор емкостью 16мкФ, соединенные последовательно и подключены к источнику переменного напряжения 120 В и частотой 1000 с-1. Определите угол сдвига фаз между колебаниями силы тока и напряжения.
Задача для командира 3 команды:
Найдите полную, активную и реактивную мощности в цепи переменного тока стандартной частоты с последовательным соединением конденсатора с электроемкостью 50 мкФ, катушки индуктивностью 20мГн и активного сопротивления 5Ом при напряжении 220В.

По ходу решения задач задаются вопросы:

– Что называется конденсатором, катушкой. активным сопротивлением?
– Что называется полной, активной и реактивной мощностью?
– Что характеризует коэффициент мощности?

5 тур. «Физическое лото» (7 мин.)

Студентам предлагается заполнить клетки физического лото (Приложение 3), имеющимися карточкам с ответами на липкой ленте (Приложение 4) . Проводится самопроверка. Бланк с ответами показывается на экране (Презентация, слайд 6). За 15 правильных ответов оценка 5; за 14-13 ответов – оценка 4; за 12-9 ответов – оценка 3.

6 тур. «Домашнее задание» (15 мин.)

Студенты рассказывают свое домашнее задание. (Презентация, слайы 7, 8 и 9)

7 тур. «Шифровальщик» (15 мин.)

Каждой группе предлагается 7 задач с учетом их способностей: сильным – красная карточка, слабым – синяя карточка (Приложение 5). По ответам к задачам, студенты находят букву, которая написана на другой стороне листа формата А4 и с помощью магнита, закрепляют букву в клетке на месте номера задачи. Таким образом составляют слово (Приложение 5). За задачу студенты получают жетоны. Сильные студенты могут оказать помощь другим.

Задания для домашней работы: записать краткую запись условия задач. (3 мин.)

  1. Напишите уравнение I (t) в цепи электроплитки сопротивлением 100 Ом, включенной в сеть напряжением 220В и частотой 50Гц.
  2. Начертите в одной и той же координатной системе координат графики синусоидальных э.д.с. и силы тока, если амплитудные значения их 300В и 10А, а частота тока 50 Гц. Фазы э.д.с. и тока совпадают.

Итог урока (5 мин.): отметить команду-победительницу и выставить каждому студенту оценку, как средний, заработанный им на уроке балл.

Рефлексия. Самоанализ работы.