Урок математики в 6-м классе по теме "Длина окружности"

Разделы: Математика


Вид урока: Урок сообщения и усвоения новых знаний

Цели урока:

  • Обучающие. Опытным путем получить зависимость между длиной окружности и её диаметром, вывести формулы длины окружности, применить их для решения практических задач.
  • Развивающие. Способствовать дальнейшему развитию внимания, логического мышления, наблюдательности, самоконтроля учащихся.
  • Воспитательные. Воспитывать интерес к истории страны, архитектуре, русской поэзии, умение видеть прекрасное.

Оборудование: проектор, компьютер, карточки с заданиями, презентация-сопровождение в Power Point (Приложение).  

Структура урока: 

  1. Вступительная часть. (3 мин)
  2. Практическая работа. (5 мин)
  3. Изучение новой темы. (7 мин)
  4. Закрепления изученного материала. Решение практических задач. (22 мин) физ.минутка.
  5. Домашнее задание. (1 мин)
  6. Итог урока. (2 мин)

Ход урока

1 этап 

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,…

У: Ребята, о каком городе идёт речь в произведении А. С. Пушкина «Медный всадник»

У: Этим летом я, Настя Богусловская и группа ребят совершили экскурсию в город Санкт-Петербург, поэтому сегодня у нас с вами необычный урок. На котором мы хотим поделиться с вами впечатлениями об этой экскурсии, объединив свой рассказ с математикой.

У: Вот сейчас на слайде вы видите одну из достопримечательностей города Исаакиевский собор. Мы с Настей поднимались по лестнице на купол Исаакиевского собора, обходили его вокруг, обозревая прекрасные пейзажи Санкт-Петербурга с высоты птичьего полета. Как вы думаете, за какое время можно обойти купол с внешней стороны, если его диаметр 25,9 метра. Скорость движения 0,7 м/сек. (ученики выдвигают предложения по нахождению времени)

Учитель подводит учащихся к цели урока, задавая наводящие вопросы.

У: Что необходимо знать, чтобы найти время?

У: Какую геометрическую фигуру изображает купол с внешней стороны? Значит мы с Настей идем по окружности.

У: Пройденное расстояние это есть длина окружности.

У: В задаче есть ещё численное значение диаметра окружности, зачем это нужно?

У: Ребята, давайте подведём итог нашей беседы, как вы думаете, чем сегодня на уроке мы с вами будем заниматься?

Учитель и учащиеся приходят к формулировке цели урока.

У: В конце урока мы с вами вернемся к решению этой задачи, я так думаю, что вы её сможете решить сами.

2 этап 

У: А сейчас давайте немного повторим об окружности.

У: Теперь вам предстоит практическая работа, в ходе которой вы установите зависимость длины окружности и диаметра. Вам нужно «опоясывать» банку ниткой вот так (учитель показывает), а затем ее «распрямлять» и измерять с помощью линейки, и длина нитки будет приблизительно равна длине окружности банки. У вас имеются банки различных диаметров. Измерьте длину окружности и диаметр каждой банки и найдите отношение длины к ее диаметру окружности. Результаты измерений запишите в таблицу:

Длина окружности (С) Диаметр (d) С:d
     

3 этап

Учитель выписывает несколько результатов на доске. Все они примерно одинаковы: С:d≈3,14.

У: Если измерения выполнены достаточно точно, то у всех должно получиться значение приблизительно равное 3,1-3,2.

ВЫВОД: Какими бы различными ни были окружности, отношения их длин к диаметрам будут постоянно одинаковыми.

Число, которое мы получили, обозначается π.

Ученик: На ранних ступенях человеческого развития пользовались неточным числом π. Оно было равно 3. В 3 в. до н.э. Архимед без измерений одними рассуждениями вычислил точное значение числа π=22/7

С:d =π
π≈3,1415926…
С= πd , С=2πR

У: Ребята давайте попробуем вычислить устно длину окружности, используя полученные формулы.

4 этап 

У: А теперь ребята продолжим экскурсию по городу Санкт-Петербургу. Строительство города началось с основания крепости Санкт-Питер-Бурх на Заячьем острове, в последствии названной Петропавловской.

Ученик: Главным сооружением крепости является Петропавловский собор. В начале 18 века эта постройка – самая высокая в России. В 1720-х гг. на колокольне Петропавловского собора установлены часы "с курантами в 35 колоколов" куранты, которых отбивали четверть часа, полчаса, час, после чего вызванивали мелодию.

Решить задачу: Найти какое расстояние проходит конец стрелки часов колокольни Петропавловского собора, если диаметр циферблата 5,2 м. (π≈3).

Решение.

С = 5,2 х 3 = 15,6 м

Физминутка. (Звучит музыка)

У: Ребята потяните рука вверх, затем вниз, покачайте головой, закройте глаза руками.

Ученик: Среди купольных храмов Исаакиевский собор по своим размерам стоит на четвёртом месте в мире, который уже 150 лет остается самым большим и красивым храмом Петербурга. Автором проекта собора является замечательный зодчий первой половины 19 века Анри де Монферран, который строил его 40 лет с 1817 по 1858 гг. Ученик: Высота собора – 101,5 метра. Здание Исаакиевского собора окружают 112 монолитных колонн, причём каждая имеет высоту 17 метров и весит 114 тонн. Радиус колонны – 0,8 метра. (Слайд 20)

Решить задачу:

У: Найдите длину окружности колонны?

У: Вопрос. Смогу ли я обнять руками колонну, если мой обхват составляет 1,5 м.

Решение.

С = 2 х 0,8 х 3 = 4,8 м

4,8 > 1,5 Ответ: не сможете.

У: Марлинский ансамбль находится в западной части парка Петергофа (летняя резиденция русских императоров).

Решить задачу:

Найти длину кирпичной перегородки водоёма, если вдоль водоёма растёт 19 деревьев, расстояние между которыми 3,2 м. (π ≈ 3)

Решение.

18 х 3,2 = 57,6 м.

С = 57,6 х 2 = 115,2 м.

R = 115,2 : (2 х 3) = 19,2 м.

У: А теперь давайте вернёмся к решению задачи, которую мы пытались решить в начале урока. Напоминаю вам условие: За какое время можно обойти купол с внешней стороны, если его диаметр 25,9 метра. Скорость движения 0,7 м/сек.

Решение.

25,9 х 3 = 77,7 м.

77,7 : 0,7 = 111 сек.

5 этап 

У: Запишите домашнее задание: Прочитать п. 24 на странице 137-138, выучить формулы для нахождения длины окружности, решить задачи № 850, 869.

6 этап

У: Итак, ребята, давайте вспомним, какова была цель нашего занятия?(установить зависимость между длиной окружности и её диаметром, вывести формулы длины окружности, применить их для решения практических задач.)

У: Как вы думаете, мы достигли этой цели? (Да)

Спасибо за урок. До свиданья.