Урок окружающего мира. 1-й класс. "Откуда берутся шоколад, изюм и мед?"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  1. Познакомить учащихся с производством известных им сладостей, показать их природное происхождение;
  2. активизировать познавательную деятельность школьников, развивать логическое мышление, интерес к изучению окружающего мира;
  3. воспитывать привычку бережного отношения к объектам природы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран (для демонстрации презентации ПРИЛОЖЕНИЕ), картинки с изображением Мудрой Черепахи и Муравьишки Вопросика, карточки с вопросами, стакан с водой, какао-порошок, чайная ложка, плитка шоколада.

Ход урока

1. Организационный момент.

СЛАЙД 1.

− Ребята, согласны ли вы с тем, что все дети любят путешествия с приключениями? Давайте вспомним некоторых персонажей известных детских сказок, которые отправились за приключениями в необычные страны.

СЛАЙДЫ 2 – 5

  • Буратино отправился в Страну Дураков;
  • Девочка по имени Дороти в волшебную страну ОЗ;
  • Третьеклассница Оля в страну Кривых зеркал;
  • Витя Перестукин в страну невыученных уроков.

− А в какую необычную страну хотели бы попасть вы?

2. Объяснение нового материала. Откуда берётся шоколад?

− Я приглашаю вас в путешествие по стране Сладкоежек.

СЛАЙД 6.

− Мы заглянем в шоколадный город, в посёлок Изюминку и в деревню Медовую. А нашими спутниками и помощниками, как обычно, будут Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик. Кстати, как вы уже догадались, Муравьишка приготовил для вас новые вопросы. (Три перевёрнутые карточки с вопросами закреплены на доске под изображением Муравьишки.) Давайте узнаем, какими они будут на этот раз.

(Вызванный ученик подходит к доске, снимает карточку с первым вопросом, читает.)

Откуда берётся шоколад?

− Подскажите, куда нам нужно отправиться, чтобы узнать ответ на этот вопрос?

− Каким вы представляете себе Шоколадный город?

− Если в этом городе всё из шоколада, значит и деревья там шоколадные?

− Бывают ли на самом деле шоколадные деревья?

− Оказывается, бывают. Сейчас вы его увидите.

СЛАЙД 7.

− Что вас удивило? Это самое настоящее шоколадное дерево и называется оно Дерево Какао.

Рассмотрите его внимательно. В чём необычность этого дерева? (Плоды на стволе. Они очень крупные.)

− Давайте поближе познакомимся с этими необычными плодами. (Рисунок учебника стр. 60. Плод с семенами в разрезе.)

− Рассмотрите семена. Что вы можете о них сказать?

− Семена дерева Какао называются какао-бобы. Их собирают, высушивают, при этом они темнеют, затем семена измельчают в порошок. (Демонстрация какао-порошка). Из этого порошка делают шоколад. (Демонстрация шоколадки).

− Как вы думаете, каким образом из такого порошка получается вкусная шоколадка?

Практическая работа: Растворение какао-порошка в воде. Добавление порошка до густой массы. Получается горькая на вкус масса.

− Из такой густой массы с помощью специальных форм на кондитерской фабрике изготавливают различные шоколадные сладости: конфеты, батончики, шоколадные фигурки. Кто желает попробовать?

− Почему не понравилось? Горько? Чего-то не хватает. О недостающих компонентах поможет узнать обёртка на шоколаде. Читаем состав: молоко, сахар, масло. Делается вывод о составе шоколада.

− Проверим, верный ли мы сделали вывод? (Чтение текста на странице учебника.)

− Как порошок какао используют по-другому?

− Можете ли вы назвать известного сказочного сладкоежку, который очень любил шоколад, варенье, торты и другие сладости и даже использовал их в качестве лекарства? (Карлсон).

− Внимание: вопрос от Карлсона?

СЛАЙД 8. Почему шоколад тает во рту? (Температура плавления шоколада практически соответствует температуре тела человека).

3. Физминутка.

4. Откуда берётся изюм?

СЛАЙД 9.

(Вызванный ученик подходит к доске, снимает карточку со вторым вопросом, читает.)

Откуда берётся изюм?

− Подскажите, куда нам нужно отправиться, чтобы узнать ответ на этот вопрос?

− В посёлке Изюминка вырос сладкий и сочный виноград. Вот такой.

СЛАЙД 10.

− Его собрали, … а потом прошло некоторое время, и он стал вот такой.

СЛАЙД 11.

− Что изменилось? (Форма, размер, цвет.)

− Что же произошло с виноградом? (Его высушили на солнце.)

− Как теперь называется наш высушенный виноград? (Изюм.)

− Где человек использует изюм?

− Вспомните ли вы друга Незнайки, который наверняка всё знал о фруктах. Он очень любил газированную воду с различными фруктовыми сиропами. (Сиропчик).

− Внимание: вопрос от Сиропчика.

СЛАЙД 12.

− Какие ещё фрукты можно сушить?

− Зачем вообще сушить фрукты?

5. Откуда берётся мёд?

СЛАЙД 13.

(Вызванный ученик подходит к доске, снимает карточку с третьим вопросом, читает.)

Откуда берётся мёд?

− Подскажите, куда нам нужно отправиться, чтобы узнать ответ на этот вопрос?

− Посмотрите только, какие цветущие луга в деревне Медовой!

СЛАЙД 14.

− Да в этой деревне много цветущих растений. (Чтение названий растений с доски)

  • сирень
  • клевер
  • черёмуха
  • малина
  • липа
  • гречиха

− Назовите, какие их этих растений являются деревьями, кустами, травами.

− Цветущие растения притягивают к себе насекомых.

СЛАЙД 15.

− Назовите, каких насекомых вы узнали? Но не все они будут лакомиться цветочным нектаром. Кто лишний? (Стрекоза питается комарами, мошками; божья коровка поедает тлю).

− Кто же из оставшихся насекомых использует цветочный нектар, чтобы получить мёд? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка:

СЛАЙД 16.

− Конечно же, это пчела. Давайте узнаем, как же это происходит. Пчела садится на цветок. Хоботком тянет вкусный цветочный нектар. Нектар попадает в брюшко пчелы, и какое-то время остаётся там. Когда пчела уже достаточно набрала нектара, она возвращается в свой домик-улей, который располагается в особом месте – на пасеке.

СЛАЙД 17.

− В улье пчела откладывает собранный нектар в восковые ячейки-соты.

СЛАЙД 18.

− Через некоторое время в этих сотах образуется мёд.

СЛАЙД 19.

− Пчеловод осторожно забирает соты из улья. Какие защитные средства он при этом использует? Для чего?

− А затем из этих сот пчеловод достаёт мёд, который разливает по банкам и везёт продавать на рынок.

СЛАЙД 20.

− Мёд очень полезный продукт. Его многие любят. Одного сказочного любителя мёда вы наверняка сможете мне назвать. Кто же это? (Винни-Пух).

− Внимание: вопрос от Винни-Пуха.

СЛАЙД 21.

− Где человек использует мёд?

6. Закрепление материала проводится с помощью чтения текстов, предложенных в учебнике.

7. Итог урока.

− Сегодня на урок Муравьишка принёс три вопроса. Напомните, пожалуйста, какими были эти вопросы.

− Как вы думаете, сумели мы на них ответить? Давайте проверим, насколько хорошо вы смогли запомнить то, о чём узнали на уроке.

− Согласны ли вы с тем, что шоколадный порошок получают из семян дерева какао?

− Согласны ли вы с тем, что семена дерева какао называются шоколадные семечки? А как они называются? (Какао-бобы).

− Согласны ли вы с тем, что изюм – это сушёный виноград?

− Согласны ли вы с тем, что какого бы цвета ни был виноград (зелёного, красного, синего), изюм из него будет всегда одинаковый? (Нет. Бывает светлый и тёмный).

− Согласны ли вы с тем, что мёд дают нам пчёлы?

− Согласны ли вы с тем, что и шоколад, и изюм, и мёд человеку дарит природа?

Рекомендации для занятий дома: можно рекомендовать выполнить задание в рабочей тетради к учебнику по окружающему миру стр. 25 (Нарисовать обёртку для нового сорта шоколада).