Заключительный урок по творчеству В.Шаламова "Времена не выбирают, в них живут и умирают" (11-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 11


Цель: формирование гражданской позиции учащихся через творчество В. Шаламова.

Задачи:

  • проанализировать (проинтерпретировать) рассказы В. Шаламова “Утка” и “Последний бой майора Пугачева”;
  • продолжить формирование умений самостоятельно анализировать художественный текст, выделять значимые эпизоды;
  • развивать сотрудничество и сотворчество с учащимися, гражданскую мотивацию деятельности учащихся;
  • сформировать навыки критического осмысления учащимися поступков героев рассказов В. Шаламова.

Тип урока: урок – исследование.

Оборудование урока:

Тексты рассказов “Утка”, “Последний бой майора Пугачева”; рабочие карты учащихся; мультимедийные презентации.

Ход урока

I этап. “Погружение” в тему.

На экране фотография В. Шаламова.

Учитель: Сегодня мы проводим итоговый урок по творчеству В. Шаламова. Конечно, очень сложно дать объективную оценку тем событиям, о которых идет речь в его произведениях. Но все-таки давайте попытаемся определить свое отношение к прочитанному (прежде всего, к героям и событиям) на примере рассказов “Утка” и “Последний бой майора Пугачева”, с которыми вы знакомились дома. Начнем с первичного восприятия текста.

- Кто из героев вам ближе?

Возможные варианты ответов учеников.

Большее впечатление на меня произвел Пугачев и его товарищи, так как они способны бороться не только за жизнь, но и за свободу.

Но с другой стороны, герой рассказа “Утка” в таких тяжелейших условиях тоже сопротивляется, пусть не несвободе, а смерти.

Учитель: Уже сегодня вы сталкиваетесь в жизни с серьезными трудностями, как вы их преодолеваете?

Возможные варианты ответов учеников.

Все зависит от характера человека, и мы должны учиться самостоятельно решать свои проблемы. Но часто приходится обращаться за помощью, например, к родителям, учителям.

Учитель: А почему наши герои лишены такой возможности?

Возможные варианты ответов учеников.

У них нет свободы, которая есть у нас, они не могут рассчитывать на чью-либо помощь, находятся один на один с обстоятельствами.

II этап. Целеполагание. Мотивация учащихся.

На экране фотографии лагеря и заключенных.

Учитель: О ГУЛАГе и о событиях того времени сказано и написано немало, и о жертвах сталинских репрессий вы подробно говорили на уроках истории. Зачем вновь обращаться к этому на уроках литературы?

Возможные варианты ответов учеников.

Важен человек на фоне исторических событий.

Текст показывает, как раскрываются сильные и слабые стороны человека в исключительных обстоятельствах.

Учитель: А зачем нужны эти знания?

Возможные варианты ответов учеников.

Мы обогащаем свой жизненный опыт. Учимся, как поступать в сложных обстоятельствах, понимаем, что выбор сделать очень сложно, но это необходимо.

На примере героев рассказов у нас формируется свое отношение к событиям.

Учитель: А что мы должны сделать в первую очередь, чтобы это отношение сформировалось?

Возможные варианты ответов учеников.

Проанализировать текст, найти художественные приемы, раскрывающие авторскую идею.

Учитель: Хорошо, я очень надеюсь, что к концу нашего занятия у каждого из вас определится своя позиция по отношению к героям рассказов. А почему это очень важно?

Возможные варианты ответов учеников.

Каждому из нас тоже приходится делать выбор.

Мы вступаем во взрослую жизнь, и нам не все равно, какой эта жизнь будет.

Имея гражданскую позицию, мы сможем защитить свои права.

Правда о том времени нужна, какой бы жестокой ни была, чтобы не повторить ошибок прошлого.

Учитель: Ребята, давайте помечтаем. А в какое время, историческую эпоху вам хотелось бы жить?

Ответы учеников.

Учитель: А в какое время живут наши герои?

Возможные варианты ответов учеников.

В эпоху сталинских репрессий; когда у человека не было настоящих прав и свобод.

Учитель: Я думаю, вы со мной согласитесь, что каждый человек живет в свое время, которое ему выпало.

Вопрос в том, как жить? И в качестве темы нашей сегодняшней встречи я предлагаю вам строчку из стихотворения замечательного поэта В. Кушнера: “Времена не выбирают, в них живут и умирают”.

III этап. Разрешение проблемной ситуации.

Учитель: На ваших рабочих листах представлена схема. Вам предстоит, как и героям рассказов, сделать выбор: разместить один из союзов между понятиями “жизнь” и “свобода”.

На экране схема.

Учитель: Ребята, а когда человек лишен права выбора, который сейчас был у вас?

Возможные варианты ответов учеников.

Лагерь, плен, тюрьма…

На экране высказывание Шаламова.

Лагерь – это страшный опыт для человека с первого и до последнего часа, человек не должен даже слышать о нем”.

В. Шаламов

Учитель: Сам Шаламов считал:

“Лагерь – это страшный опыт для человека с первого и до последнего часа, человек не должен даже слышать о нем”. Достаточно противоречивая мысль, поскольку автор посвятил свое творчество именно этой теме. К концу занятия вы должны постараться определить личное отношение к этому высказыванию.

А сейчас вспомним географию ГУЛАГа. Где располагались лагеря и почему?

На экране карта СССР.

Ответы учеников: Сибирь, Урал, Север страны.

Вечная мерзлота, холод быстро “ломали” волю человека; очень сложно было убежать; заключенные осваивали труднодоступные территории.

На экране слайд зимнего пейзажа.

Учитель: А какие чувства испытывает человек в таких условиях?

Возможные варианты ответов учеников.

Холод не только физический, но и душевный; ощущение смерти; постоянное одиночество, беспомощность.

Учитель: Вспомним, как живут в этих условиях наши герои.

Презентации учащихся. Интерпретация рассказов “Утка” и “Последний бой майора Пугачева”. (приложение)

Учитель: А сейчас включаемся в общее обсуждение.

На экране схема с проблемными вопросами.

Учитель: Почему автор, описывая борьбу героя с уткой, называет его “мертвецом”?

Возможные варианты ответов учеников.

Он еле жив; душа его “мертва”; он все равно умрет.

Учитель: Почему герой не может вмешаться в собственную судьбу?

Возможные варианты ответов учеников.

Автор показал, как лагерь калечит человеческую душу; он слаб, он боится смерти; даже в прежней жизни он подвержен “чужой воле”; его не научили, как “охотиться за уткой”; “его учили жить, когда собственного решения не надо”.

Учитель: Почему Пугачев и его товарищи готовят побег?

Возможные варианты ответов учеников.

Не хотят сменять живых мертвецов. В этом рассказе представлен другой тип людей – бойцов, которых война, плен научил, как действовать в исключительных обстоятельствах.

В отличие от героя рассказа “Утка” беглецы борются за свободу.

Учитель: Эти люди способны вмешаться в свою судьбу, но только ли в свою?

Возможные варианты ответов учеников.

Они становятся причиной смерти других людей (дежурных, солдат).

За побег жестоко наказано начальство лагеря.

Учитель: Все “пугачевцы” погибают, о какой свободе идет речь?

Возможные варианты ответов учеников.

Они сделали свой выбор: перед смертью они спят свободным солдатским сном. Пугачев “обещал им свободу, они получили свободу”.

“Он вел их на смерть – они не боялись смерти”; умирали они свободными в отличие от героя первого рассказа.

Учитель: Ребята, в нашей схеме отсутствует один важный художественный образ. Вспомните, какая атмосфера объединяет оба текста?

Возможные варианты ответов учеников.

Это вечная мерзлота, холод.

Учитель: Что сделала эта вечная мерзлота с героем “Утки”?

Возможные варианты ответов учеников.

Она заморозила его душу, уничтожила человеческое в человеке. Любая попытка протеста грозила расправой, смертью, герой боялся этого. Молчание обрекает на равнодушие, беспомощность; умри ты сегодня, а я завтра.

Учитель: В чем же смысл сопротивления, борьбы?

Возможные варианты ответов учеников.

Каждый из героев делает свой выбор: один борется за жизнь, другие за свободу.

В душе беглецов поселилась надежда, тепло, и они перед смертью обретают свободу.

На экране схема (особенности изображения власти в рассказах)

 

Учитель: Ребята, а как Шаламов изображает власть в своих рассказах?

Возможные варианты ответов учеников.

В первом рассказе мы видим зависимость всех персонажей друг от друга. Рабочий ловит утку не для того, чтобы съесть, а чтобы отдать десятнику. Десятник хотел умилостивить прораба, а тот, в свою очередь, большого начальника.

Во втором рассказе двенадцать беглецов оказались способными на активный протест, несмотря на то, что сила, мощь находилась на стороне власти (“распустить армию”; “грузовики с солдатами”).

Власть боится таких людей (лечили Солдатова, чтобы расстрелять).

Шаламов сравнивает это событие с легендой, подчеркивая, что люди будут помнить о “пугачевцах”. Не случайна и “говорящая” фамилия героя.

Трагедия нашей страны заключалась в том, что человек одновременно являлся и палачом, и жертвой (десятник по отношению к рабочему и к прорабу; начальник лагеря для осужденных и высших чинов).

IV этап. Рефлексия.

Учитель: Я думаю, наш сегодняшний разговор обогатил не только ваш читательский опыт, но и жизненный.

Давайте попробуем выяснить, что удалось нам на уроке. Неслучайно мы с вами особо выделили образ вечной мерзлоты.

Как вы считаете, что такое холод человеческой души?

На экране схема.

Возможные варианты ответов учеников.

Бездействие, равнодушие, тихое согласие.

Учитель: Таким образом, мы понимаем: зависит от нас самих, что поселится в наших душах: вечный холод, равнодушие или тепло и надежда. Найдите в тексте, как автор описывает смерть и воскрешение деревьев на Севере?

Цитата учеников: “Каждое лето мерзлота чуть отступала, и в каждый вершок оттаявшей земли немедленно вползал и укреплялся там коричневый корень – щупалец”.

На экране пейзаж и схема.

Учитель: А сейчас вернемся к началу нашего разговора. На рабочих листах оформлены две фразы, закончите их. Пусть это будет определением вашей позиции по отношению к теме нашего урока (учащиеся выполняют задание).

Времена не выбирают, в них живут и…

Лагерь – страшный опыт…, человек (не) должен слышать о нем, потому что…

Учитель: Ставить точку в сегодняшнем разговоре, наверное, очень рано. Поскольку такие сложные понятия: “жизнь”, “свобода”, “смерть”, “власть” будут всегда волновать человеческие умы. Хорошо, если у вас сегодня возникло их личное понимание. Что может сделать каждый из нас, чтобы не повторить лагерный опыт шаламовских героев?

Возможные варианты ответов учеников.

Читать и знать такую литературу. Помнить об ответственности каждого человека за происходящее. Стремиться, чтобы в душе царила не вечная мерзлота, а тепло и надежда.

Учитель: В качестве домашнего задания я предлагаю сравнить изображение человека и власти в творчестве В. Шаламова и А.И. Солженицына.

Сейчас закройте глаза и подумайте, в какой цвет окрашены ваши мысли. Напишите его на рабочих листах.

Презентация