Тип простейшие: амеба, инфузория, эвглена. Итоговое занятие. Деловая игра

Разделы: Биология, Экология


Цель: закрепить и обобщить изученный материал по теме для нахождения места простейших в общей системе живого мира.

Задачи:

  1. Обучающая – проведение сравнительного анализа внутреннего строения и основных жизненных функций простейших организмов.
  2. Развивающая – развитие логического мышления, умения анализировать и правильно строить речь.
  3. Воспитывающая – воспитание самостоятельности и инициативности, привитие навыков коллективной работы.

Материалы: таблички с названиями команд «Амебы», «Эвглены», «Инфузории»; тест (Приложение 1); таблица «Представители простейших»; карточка «Критерии оценки ответа и рецензии» для каждой команды (Приложение 2); «Оценочная таблица по итогам игры» для учителя (Приложение 3 – без ответов на вопросы, в пустые колонки ставится оценка по критериям); таблица «Ответы на вопросы» для учителя (Приложение 3).

План занятия:

  1. Тест суммативный «Сравнительный анализ простейших организмов». (На предыдущих занятиях проводились тесты «Голая клетка амебы», «Эвглена зеленая», «Инфузория туфелька».)
  2. Деление на команды – 3 группы «Амебы», «Эвглены», «Инфузории».
  3. Подготовительный этап.
  4. Выполнение заданий.
  5. Подведение итогов.

Ход занятия

1. Проведение суммативного теста для контроля знаний по пройденному материалу

(Приложение 1).

2. Деление на команды.

Педагог формирует команды с использованием игрового метода – построиться по порядку распределения дат рождения для соблюдения принципа «случайности подбора» в воспитательных целях. Каждая команда тянет жребий для выяснения названия. После выдается табличка с надписью названия команды и критерии оценки ответа (Приложение 2).

3. Подготовительный этап.

Постановка целей и задач, объяснение правил игры, подготовка таблицы «Представители простейших» к работе – поместить на доску.

4. Выполнение заданий.

А) Ставиться вопрос, дифференцированный на подвопросы – подготовка к ответу 2 минуты, ответ – 30 секунд.

Список вопросов дан в «Оценочной таблице по итогам игры» с ответами на вопросы.

Б) Первыми отвечают представители группы «Амебы». Остальные участники внимательно слушают ответ.

В) Рецензия. Группа «Эвглены» дают устную рецензию на ответ. Если группа затрудняется дать рецензию, то такое право передается группе «Инфузории».

Г) Оценка. Учитель оценивает ответ и рецензию по критериям оценки.

Д) Повторение хода игры с постановкой вопроса второй команде. Рецензирует третья. После ставиться второй вопрос и т.д. Всего 5 вопросов.

Список вопросов.

  1. Внешний вид: а) оболочка; б) размеры; в) внутренние органоиды.
  2. Способы питания и выделения: а) продукты питания; б) органы захвата пищи; в) органоиды пищеварения; г) место выведения пищевых остатков.
  3. Характеристика движения: а) способ передвижения; б) органы движения; в) направление и скорость.
  4. Способы размножения : а) бесполый; б) половой.
  5. Места обитания и экологические группировки.

5. Подведение итогов.

По окончании игры подсчитывается количество баллов каждой команды, занесенных в таблицу, и подводятся итоги игры с распределением мест. Возможно вручение символических призов-медалей с изображением представителя простейшего и с указанием места.

Список дополнительной литературы для подготовки к уроку:

  1. Акимушкин И. Мир животных. Беспозвоночные. Ископаемые животные. – М.: Мысль, 1999. – 384с.
  2. Вербицкий В. Подзеркалье, или Таинственный мир водоема. – М.: Дрофа, 2002. – 176с.
  3. Герасимов В. Беспозвоночные животные. Простейшие. Кишечнополостные. Черви. Моллюски. – М.: Просвещение, 1978. – 143с.
  4. Догель В. Зоология беспозвоночных. – М.: Высш.шк., 1975. – 560с.
  5. Определитель пресноводных беспозвоночных России. Том 1. Низшие беспозвоночные. – СПб: Зоол. ин-т РАН, 1994. – 394с.
  6. Райков Б., Римский-Корсаков М. Зоологические экскурсии. – М.: Топикал, 1994. – 640с.