Использование информационных технологий при решении краеведческих задач по математике

Разделы: Математика


Место урока в теме: обобщающий урок по теме «Проценты. Диаграммы» в 5-м классе (учебник «Математика 5», Н. Я. Виленкин и др.). Возможно провести его как урок повторения в 6-м классе.

Цели урока: актуализация, воспроизведение ранее изученного, систематизация знаний в сознании учащихся по названной теме; формирование информационной и гражданственной компетентностей учащихся.

Задачи:

  1. Образовательные:
    • повторить определение процента,
    • систематизировать знания в сознании учащихся при решении трех основных задач на проценты и при построении круговых диаграмм,
    • способствовать формированию у учащихся информационных компетентностей при работе с различными видами информации.
  2. Воспитательные:
    • способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся,
    • активизировать деятельность учащихся на уроке,
    • способствовать формированию у учащихся гражданских компетентностей и экологического мышления при работе с задачами краеведческого содержания.
  3. Развивающие:
    • дать возможность почувствовать свой потенциал каждому учащемуся, чтобы показать значимость полученных знаний,
    • воспитывать эстетическое восприятие мира через демонстрацию и наглядность,
    • формировать научное мировоззрение, представление о роли математики в жизни общества.

Тип урока: обобщающий урок.

Формы и методы: индивидуальная, фронтальная, групповая работы и наглядное практическое закрепление и обобщение.

Средства: здоровьесберегающие (разнообразные формы работы) и интерактивные технологии (использование интерактивной доски).

Обоснование использования интерактивных технологий:

  1. ИТ позволяют представлять информацию не традиционно текстовым описанием, а во всех известных на сегодняшний день формах – с помощью фото, графики, звука, выбирая наиболее удобную форму для восприятия. Так как при этом учебный материал может быть представлен с помощью слов и изображений, то уровень его усвоения значительно повышается.
  2. ИТ способствуют формированию информационной компетентности учащихся, а именно: умение работать с различными источниками информации, что очень актуально на сегодняшний день, учитывая данные тестирования PISA, из которых следует, что российские школьники испытывают затруднения в работе с информацией, представленной в различной форме, в том числе в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и схем.
  3. ИТ позволяют реализовать принцип обратной связи, то есть после решения задачи учащимися можно сразу же проверить её решение, которое приведено в материалах урока.
  4. ИТ помогают учителю решать проблемы, связанные с увеличением объема информации, ее ценностью и актуальностью.
  5. ИТ дают учителю возможность осуществлять межпредметные связи, делать уроки более интересными, таким образом повышают мотивацию учащихся и расширяют их познавательную сферу.

Обоснование использования краеведческого материала:

  1. Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитывающий характер.
  2. Изучение природного наследия края (совокупности растительного и животного мира, полезных ископаемых, рек) помогает формировать экологическое мышление.
  3. Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет ученику сохранить богатые национальные традиции родного народа, то есть помогает сформировать компетентности гражданственности.

Весь урок представлен в виде презентации, выполненной в программе Microsoft Power Point (Приложение 1).

План урока:

  1. Организационный момент. Знакомство с классом. (3 мин)
  2. Повторение пройденного. Фронтальный опрос. Устная работа с различными видами диаграмм. Знакомство с новым материалом. Символика Истринского и Одинцовского районов. Новый Иерусалим – жемчужина Истринской земли. (12 мин)
  3. Закрепление и обобщение знаний по теме урока. Решение текстовых задач на проценты. (20 мин)
  4. Домашнее задание. (2 мин)
  5. Подведение итогов урока. (3 мин)

Ход урока

1. Организационный момент.

Вводная часть: представление, знакомство с классом.

2. Повторение пройденного.

А) Устная работа:

Фронтальная беседа, в ходе которой учащиеся должны дать определение процента, объяснить, что такое диаграммы и где и как они используются.

Количество школ Московской области. (4 слайд)

Образовательные учреждении Истринского и Одинцовского районов. (5 слайд)

Определи по каждому рисунку, какой примерно процент фигуры закрашен, и выбери наиболее подходящий ответ из трех данных. Прочитай полученное слово и объясни его смысл. (6 слайд)

Ответ: Истра.

Б) Далее учащиеся на карте административно-территориального устройства Московской области находят Истринский и Одинцовский районы и их главные объекты.

Определение по карте территорий Истринского и Одинцовского районов. (8 слайд)

В) Беседа о символике Московской области, Истринского и Одинцовского районов. (слайд 9)  

Современная версия герба Истринского района утверждена 13 мая 1994 года решением Собрания представителей Истринского района №2/7. Авторы герба: Константин и Юрий Моченовы (г.Химки), художник - Роберт Маланичев (Москва). Герб внесен в Государственный геральдический регистр под №423 со следующим описанием:

"Щит пересечён на лазоревое (голубое) и зелёные поля. В верхней части золотое солнце о 16 лучах. В нижней части серебряный извилистый пояс"

В основу герба района положены два названия центра района - старое Воскресенск и современное Истра. Сияющее солнце в лазоревом поле - основной элемент исторического герба уездного города Воскресенска Московской губернии, Высочайше утверждённого 20 декабря 1781 года. Серебряный извилистый пояс аллегорически показывает реку Истру, давшую нынешнее название городу: река явилась основой герба города Истры, утверждённого в 1989 году. Зелёный цвет поля символизирует природные богатства района.

Герб Одинцовского района утверждён 25 апреля 1997 года Советом депутатов Одинцовского района (№6/3) и внесён в Государственный геральдический регистр под №179. Авторы герба: Игорь Сметанников, Константин Моченов. Есть непроверенные сведения, что рисунок герба выполнил известный художник-геральдист Р.И.Маланичев.

"В лазоревом (синем, голубом) поле лежащий на зелёной земле обернувшийся серебряный олень, вооружённый золотом и с золотым венком из цветков на шее".

В гербе Одинцовского района отражены его красивые окрестности, издавна славящиеся в Подмосковье как одно из любимых мест отдыха.

Здравоохранение и организация отдыха являются ведущими направлениями в широкой гамме деятельности жителей города и района. Лежащий серебряный (серебро символизирует чистоту, мудрость, благородство, совершенство, мир) олень с золотым венком (символом почета и уважения) на шее, оглядывающийся на пройденный путь, символизирует покой и отдых. Зелёная земля и золотой венок из цветов показывают природное богатство района; холм отряжает рельеф окрестностей. Зелёный цвет также символ здоровья. Лазоревое поле - символ красоты, безупречности, возвышенных устремлений, добродетели, чистого неба.

 Новоиерусалимский монастырь - уникальное явление в русской культуре

Г) Рассказ учителя о жемчужине Истринского района. (слайд 10) В конце рассказа учащиеся могут послушать колокольный звон.

На берегу реки Истра находится и истории. Замысел его основателя - Патриарха Никона был поистине дерзновенным. Воссоздать под Москвой "Святую Землю христиан". Строительством и реконструкцией монастыря занимались известные архитекторы - Растрелли, Бланк, Казаков.

В последние годы возрождается паломничество верующих людей России и из-за рубежа к Новоиерусалимскому монастырю. На проходящих здесь выставках большим спросом пользуются уникальные изделия возрождённых старинных промыслов. Новоиерусалимский монастырь, как памятник архитектуры, имеет мировое значение.

3.Закрепление и обобщение знаний по теме урока. Решение текстовых задач на проценты.

Главное богатство края – население. Работа с диаграммой «Население». (слайд 11)

Задача 1.

Истринский район Одинцовский район
115000 человек 286000 человек

Пользуясь предоставленной информацией, найдите численность городского населения каждого из районов (по вариантам).

Проверка решения (слайд 12).

Истринский район

  1. 115000:100=1150 (чел) 1% всего населения
  2. 1150 •47=54050 (чел) живут в городах Истринского района

Ответ: 54050 человек.

Одинцовский район

  1. 286000:100=2 860(чел) 1% всего населения
  2. 2860 •76=217 360(чел) живут в городах Одинцовского района

Ответ: 217 360 человек

Река Истра дала название Истринскому району. Познакомимся с ней поближе. (слайд13)

Задача 2.

Главным притоком Истры является река Малая Истра. Ее протяженность 47,46 км, что составляет 42% от длины реки Истра. Найти протяженность реки Истра.

Проверка решения (слайд14)

Решение:

  1. 47,46 : 42 • 100 = 113 (км) протяженность реки Истра

Ответ: 113 км.

Далее учащиеся находят и показывают реку Истра на карте речных бассейнов Московской области. (слайд 15), при этом показ слайда сопровождается шумом реки.

 

Задача об источниках питания реки Истра. Обсуждается план решения задачи и предлагается выполнить ее дома. (слайды 17-20)

Источниками питания реки Истра являются: талые снеговые воды – 60 %, грунтовые – от 21 до 27%, дожди – от 13 до 19%. Построить круговую диаграмму источников питания реки Истра, вычислив средние значения всех ее источников.

Работа с диаграммой «Распределение земельного фонда» (слайд 21)

Лес занимает большую площадь каждого из районов. (слайд 22)

Задача 3.(слайд 23) Территория Истринского района - около 129 200 га, из них 49% занимают леса, среди которых 37 554,09 га – хвойные насаждения. Какую часть района занимают леса, какую часть леса составляют хвойные насаждения?

Проверка задачи (слайд 24).

4. Домашнее задание.

Каждый учащийся получает лист с домашним заданием трех уровней сложности. Первое задание соответствует репродуктивному уровню усвоения учебного материала, второе – конструктивному, третье – творческому. (Приложение 2)

5. Подведение итогов урока.

Учащимся предлагается самим сказать, что они вспомнили на уроке, что сделали, узнали ли на уроке что-то новое, было ли им интересно, понравился ли урок.

После обсуждения эти итоги выводятся на экран (слайд 25).

Учитель благодарит учащихся за работу на уроке (слайд 26).

Список используемой литературы:

  1. Атлас. Московская область. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Виленкин Н.Я. и др. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений- М.: Мнемозина, 2006.
  3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования.
  4. Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса. – М.: Илекса, 2006.
  5. Истринская земля. – Энциклопедия сел и деревень- М.: Энциклопедия сел и деревень, 2004.
  6. Материалы ХlХ Международной конференции «Применение новых инфокоммуникационных технологий в образовании» 26-27 июня 2008 г.- Научно-методическое издание, Троицк, 2008.
  7. Моченов К. "Официальные символы Подмосковья", М., 2003.
  8. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.