Молекулярная физика. Тепловые явления

Разделы: Физика


Цели:

  1. сформулировать основные положения МКТ; дать понятие о размере молекул; систематизировать и углубить знания учащихся о величинах, характеризующих молекулы; раскрыть научное и мировоззренческое значение броуновского движения; установить характер зависимости сил притяжения и отталкивания от расстояния между молекулами, рассмотреть особенности строения и свойства газообразных, твердых и жидких тел с точки зрения МКТ; демонстрация физических моделей, позволяющая выявить основные закономерности и усвоить основные понятия МКТ, с помощью которых осуществляется знакомство с новым материалом на основе ранее полученных знаний;
  2. развивать умение выделять главное, обобщать и систематизировать, определять и объяснять понятия:
  3. воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе;

Оборудование и наглядность:

  • компьютер
  • интерактивная доска SmartBoard
  • презентация урока в MS PowerPoint

Ход урока

I. Организационный момент 

  • приветствие учащихся
  • отметить отсутствующих;
  • постановка целей и задач урока

II. Изучение нового материала

Введение в МКТ – ведется в форме беседы (слайд 2-5, кнопка «Почему тепловые явления изучаются в молекулярной физике»), показываются физические модели теплового движения газов, жидкостей и твердых тел (слайд 4).

Основные положения МКТ (слайд 6, кнопка «Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры молекул»)

Оценка размеров молекул на основе физической модели (слайд 7, переход с 6 слайда) и числа молекул (слайд 7) – в форме беседы и опроса.

Масса молекул количества вещества (слайд 8-10, кнопка «Масса молекул. Количество вещества») учитель объясняет новую тему, учащиеся записывают и выводят формулы, используя интерактивную доску.

Броуновское движение (слайд 11, кнопка «Броуновское движение») рассматривается видеофрагмент «Броуновское движение» и модель «Броуновского движения», учащиеся пытаются понять и объяснить причину броуновского движения.

Силы взаимодействия молекул (слайд 12-13, кнопка «Силы взаимодействия молекул») устанавливается характер зависимости сил притяжения и отталкивания от расстояния между молекулами.

Строение газообразных, жидких и твердых тел (слайд 14, кнопка «Строение газообразных, жидких и твердых тел») рассмотреть особенности строения и свойства газообразных, твердых и жидких тел на основе физических моделей и объяснить их с точки зрения МКТ.

III. Закрепление

Задания выполнены в программе Notebook для интерактивных досок SmartBoard.

I. Тренажер – на место пропущенных слов вставляются правильные ответы, путем перетаскивания.

Правильные ответы подчеркнуты.

1. Вставьте пропущенные слова

Все вещества состоят из ……………...,……………… и ………………… .

Варианты ответов

атомов протонов ядер электронов ионов молекул

2. Вставьте пропущенные слова

Все молекулы находятся в ……………, ………………. движении.

Варианты ответов

упорядоченном непрерывном равномерном замедленном хаотическом

3. Вставьте пропущенные слова

Между молекулами действуют силы ………………. и …………… .

Варианты ответов

отталкивания тяготения притяжения упругости

4. Расставьте правильно единицы измерения (система СИ)

5. Необходимо определить количество молекул в слитке золота объемом 1 дециметр. Выберите достаточный набор физических величин, необходимых для решения этой задачи.

6. Число молекул данного вещества определяется как:

7. Количество вещества определяется как:

8. Нарисуйте примерное расположение молекул газа, жидкости и твердого тела. (правильность проверяется с помощью вложенной модели)

9. Нарисуйте примерные траектории движения молекул газа, жидкости и твердого тела.

II. Решение задач (Приложение.)

IV. Итог урока

  • Выставление оценок.
  • Указать на типичные ошибки
  • Отметить лучших.

V. Домашнее задание

§ 58 – 62
Упражнение 11 № 1-8 четные – 1 вариант, нечетные – 2 вариант стр. 172
Подготовить сообщения об ученых упомянутых при изучении данной темы.

(Для правильной работы анимированных моделей требуется установка программ Stratum2000 и Flash-player, находящихся в папке program.)