Конспект урока литературы в 8-м классе на тему "Мужчина и женщина в семье" (по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" и тезисы к нему

Разделы: Литература


Цель урока: проанализировать содержание повести с целью выявления роли мужчины и женщины в семье, сравнивая пушкинское мнение по этому вопросу с мнением мудрецов и современных родителей.

Вопрос о том, кто главнее в семье: мужчина или женщина – долгое время был очень актуальным. И сейчас в некоторых семьях, особенно молодых, такие споры продолжаются.

Поэтому на примере семей Миронова и Гриневых из повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка” можно решить эту проблему.

Чтобы результат был более убедительным, обращаемся к мудрости народа (пословицам), к Библии, изучаем мнение по этому вопросу философов разных времен и современных родителей. Исследования проводят сами учащиеся, готовясь к уроку.

Основное содержание урока – изучить мнение А.С.Пушкина. Для этого дети по группам составляют цитатную характеристику родителей Петра Гринева и Маши Мироновой, а затем отвечают на вопрос: “Как решался вопрос о взаимоотношениях родителей в этих семьях?”

В заключение урока дети, изучающие мнение современных родителей, сообщают результаты своих исследований, и оказывается, что взгляды на взаимоотношения мужчины и женщины в семье почти не изменились.

Тема: Мужчина и женщина в семье (по повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка”)

Цель: проанализировать содержание повести с целью выявления роли мужчины и женщины в семье.

Задачи:

  1. Провести сравнительный анализ роли мужчины и женщины в семье с древних времён до современности, взяв за основу повесть А.С.Пушкина “Капитанская дочка”
  2. Воспитывать нравственные качества личности учащихся: верность слову, честь благородство и др.
  3. Развивать умение учащихся анализировать художественные произведения, проводить исследования по заданной теме, умение работать в группе.

Предварительное задание по группам:

  • проанализировать по высказываниям мудрых, по Библии, по русским пословицам, какая роль в семье отводилась мужчине, какая – женщине.
  • провести анкетирование родителей с целью выяснить их взгляды на роль мужчины и женщины в семье

Эпиграф урока: “Муж – голова, жена – душа”

(Пословица)

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Звучит песня “Ой, мороз, мороз”. После прослушивания песни вопрос:

– Как относятся герои песни друг к другу

III. Объявление темы и целей урока.

– Взаимоотношения мужчины и женщины в семье волновали людей с незапамятных времён И мы с вами сегодня рассмотрим этот вопрос на подробном сопоставлении двух семей, изображённых Пушкиным в повести “Капитанская дочка” – семьи Гриневых и семьи Мироновых.

Ваша задача – показать знание содержания повести, умение анализировать художественный текст, но самое главное – определить для себя, в чём состоит роль мужчины и женщины в семье. Сначала – слово исследователям из 1-ой группы. Они изучали, как решает эту проблему Библия, мудрецы античного времени и мудрость русского народа.

IV. Сообщения учащихся, которые цитируют Ветхий и Новый Завет, выделяя самые, на их взгляд, главные положения, такие как:

– И сказал Господь Бог: нехорошо человеку одному: сотворим ему помощника, соответственного ему. Ветхий Завет, Бытие 3

– Также и вы, жёны, повинуйтесь своим мужьям…

– Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с жёнами, как с немощнейшим сосудом, оказывающим помощь как сонаследницам благодатной жизни.

Новый Завет. Исход. 20.21

Высказывания мудрецов, такие как

Платон:
– Семья есть благо.

Аристотель:
– Всякая семья составляет часть государства.

Философы XIX-XX в.в.:

Гегель: “Семья – органическое целое”.

В.Соловьёв: “Жить не только в себе, но и в другом”.

Розанов: “Семья – самая аристократичная форма жизни”.

Русские пословицы:
Муж – голова, жена – душа.
Муж да жена – одна душа.
Добрая жена – веселье, а худая – злое зелье.

(Высказывания выводятся на экран, коротко комментируются учащимися), затем предлагается резюме русской пословицей: “Муж – голова, жена – душа” с комментарием пословицы.

V. Анализ содержания повести Пушкина “Капитанская дочка”.

А сейчас составим цитатную характеристику героев повести с целью выявления нравственных качеств:

I гр – Гринёв Андрей Петрович, гл I,V,IX
II гр. – Гринёва Авдотья Васильевна гл. I,X,IX
III гр. – Миронов Иван Кузьмич гл. III, IV, VI, VII
IV – Миронова Василиса Егоровна, гл. III, IV, VI, VII

Образцы ответов:

I гр – премьер-майор в отставке, читал “Придворный календарь”, не любил ни переменять свои намерения ни откладывать их исполнения и т.д.
II гр. – дочь бедного дворянина, матушка варила варенье, мысль о разлуке поразила её, слёзы текли по лицу и т.д.
III – старик бодрый и высокого росту в колпаке и китайчатом халате, вышел в офицеры из солдатских детей, необразованный, простой, но честный и добрый и т.д.
IV гр. –старушка в телогрейке и с платком на голове и т.д.

15 мин – самостоятельная работа

VI. Проверка с/р. Отчёты творческих групп.

Выводы коротко: Гринёв А.П. – сильный характером, честный, справедливый, надёжный, высоко ценит понятие чести

Гринёва А.В. – любящая, добрая, послушная.
Миронов И.К. – простой, честный, добрый, смелый, добросовестный, верен присяге
Миронова В.Е. – решительная, деятельная, справедливая, верная жена.

V. Коллективный портрет Маши Мироновой (на основе знания учащимися содержания повести).

VI. Отчет исследований по д/з.

(Анкетирование родителей класса на тему “Семья. Какие качества мужчины (для женщины) и женщины (для мужчины) ценю я больше всего” Назвать 5-10 качеств) Дети называют качества, выведенные родителями на первые места

Мужчины в женщинах ценят (по мере убывания).

Понимающая, верная. Привлекательная, ласковая, хозяйственная, умная…

Женщины в мужчинах ценят (по мере убывания)

Надежный, умный, добрый, сильный, внимательный, смелый…

VII. Итог урока.

Очень ли изменилось мнение о нравственных качествах мужчины и женщины в семье с древних времен до современности? Помог ли Пушкин понять это?

Вывод, к которому приходят дети примерно таков: “Отношения строятся на взаимном уважении и любви. У каждого из родителей своя роль в семье”

Далее решаем вопрос: “Передались ли молодым героям повести: Петру и Маше – эти принципы взаимоотношений?”