Обособление уточняющих членов предложения. Урок-закрепление

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • научить узнавать предложения с уточняющими обособленными членами предложения;
  • научить выделять уточняющие члены предложения запятыми;
  • научить конструировать предложения с уточнениями;
  • научить составлять схемы предложений;
  • научить употреблять предложения данной конструкции в речи.

План урока.

1. Проверка домашнего задания (правило, упражнение).

2. Закрепление:

а) выборочное списывание;
б) конструирование предложений;
в) составление схем.

Рефлексия.

3. Творческая работа.

Составление рассказа на тему “Школьные праздники” с использованием предложений изученной конструкции.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания: 8-10 минут

а) Правило (работа в парах); оценить

б) Упр.332 (выписать только предложения с уточняющими членами, указать номер предложения, составить схемы).

Проверка:

2) [ где? , где именно? , где именно? ].
4) [ когда? , когда именно? , ].
5) [ когда? , когда именно? , ].
6) а) [ где? , где именно? , ]. долины, тянется (1)
б) [ когда? , когда именно? , ].
7) а) [ где? , где именно? , ]. дрожащей

Оценить: “4” – без схем , “5” – со схемами

2. Выборочное (осложненное) списывание. 4 мин. +3 мин. на проверку

Из предложенных пар выбрать только предложения с уточняющими  членами. Провести лексическую работу.

А.

1. Здесь, среди болот, проб…рается тоненький ручеек.
2. Вчера на хуторе произошло нечто странное.

Б.

1. Войдя в юрту, Макар подош…л к камельку.
2. Сегодня, в восемь часов вечера, мы поед…м в гости.

В.

1. Нутрия, или водяная крыса, цени(т,ть)ся своим мехом.
2. Письмо доставит мой брат или его товарищ…

Г.

1. Я ничего не слышал, кроме шума листьев.
2. На севере, слабо мерцая, подымались какие(то) белесоватые  облака.

Оценить:

2 предложения – “3”.
3 предложения – “4”.
4 предложения – “5”.

Лексическая работа.

Хутор –

1. Обособленный земельный участок с усадьбой владельца.
2. На Украине, на Дону, на Кубани: крестьянский поселок, обычно небольшой.

Камелек – небольшой камин или очаг для обогревания.
Белесоватый – от белесый.
Белесый – беловатый, тускло-белый.

3. Конструирование предложений. 4 мин. + 3 мин. на проверку

Собрать “рассыпавшееся” предложение.

1. Сейчас, ранней весной, мы с опасением ждем половодья. Половодья, весной, с, сейчас, опасением, мы, ранней, ждем.
2. Многие бойцы, помимо своей винтовки, вооружены автоматами. Помимо, автоматами, бойцы, своей, вооружены, многие, винтовки.
3. Некоторые языки, например английский, не имеют склонения. Языки, например, не, склонения, имеют, некоторые, английский.
4. Мы изучаем синтаксис, то есть науку о словосочетании и предложении. Изучаем, то есть, мы, предложении, науку, о, словосочетании, и,   синтаксис.

Оценить:

2 предложения – “3”.
3 предложения – “4”.
4 предложения – “5”.

4. Составить схемы предложений. 5 минут

(Предложения читаю). Оценить по количеству верных схем

1) Вправо от дома, на берегу пруда, раскинулся огромный парк.
2) Поздно вечером, часов в одиннадцать, я вышел в сад.
3) В воздухе изредка появлялись “белые комары”, то есть снежинки.
4) Земля окружена воздушной оболочкой, или атмосферой.
5) Конница, пехота и артиллерия виднеются по всей степи.

Проверка.

1. [ где? , где именно? , ].
2. [ когда, когда именно? , ].
3. [ , то есть ].
4. [ , или ].
5. [ , и ].

5. Рефлексия.

Из пяти оценок вывести общую, обвести в кружок.

– Что нового узнали?
– Каким приемом пользовались?
– Чем интересна тема?

6. Творческое задание.

Составить рассказ на тему “Школьные праздники” с использованием предложений изученной конструкции.

Домашнее задание:

П.33, повторить правило, упражнение 335 (1,2), “5” – разбор.

РАССКАЗЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ УЧЕНИКАМИ

ПРАЗДНИКИ В НАШЕЙ ШКОЛЕ

  1. В нашей школе много праздников. 1 сентября, в начале учебного года, мы отмечаем День знаний. В этот день в школу, в свои классы, после летних каникул приходят ученики. В середине осени, 5 октября, еще один известный праздник – День учителя. В этот день мы поздравляем своих учителей. В конце декабря, накануне Нового года, проводился конкурс “Мисс Снегурочка”. Кроме этих праздников, мы отмечали 23 Февраля, 8 Марта, День космонавтики, День здоровья.
  2. 1 сентября, то есть в День знаний, дети идут в школу. В этот день все школьники очень нарядные и веселые. Летние каникулы длились долго, целых три месяца. И теперь все соскучились и рады встрече. Кругом все улыбаются, за исключением первоклассников. Они взволнованные и серьезные. Ведь это их первый день в школе.
  3. Осенью, 5 октября, все школы России празднуют День учителя. Ученики поздравляют своих классных руководителей и учителей, даря им цветы и подарки. В нашей школе по традиции, помимо поздравлений, школьники устраивают концерт с веселыми танцами и песнями. В этот день уроки проводят учащиеся старших классов. Весь праздничный день наполняется радостью и улыбками.
  4. На зимних каникулах в школе, в актовом зале, проводился конкурс “Мисс Снегурочка”. Кроме домашнего задания, участницы должны были показать смекалку и находчивость. Мне понравились все конкурсы, особенно конкурс с туалетной бумагой, когда девочки превращали мальчишек в снеговиков.
  5. У нас в школе, в актовом зале, проходило прекрасное мероприятие, посвященное самому веселому празднику в году – Новому году. В начале этого праздника по традиции к нам пришел главный новогодний персонаж, то есть Дедушка Мороз. Все школьники, не исключая участниц конкурса “Мисс Снегурочка”, радостно приветствовали его. Праздничное соревнование проходило между седьмыми и восьмыми классами. Все зрители, в том числе мальчики, бурно болели за свою одноклассницу. Мой класс, или 8-В, занял в этом конкурсе второе место.
  6. Восьмое марта – Международный женский день. Накануне, седьмого марта, мальчики из Совета старшеклассников поздравляли весь женский школьный коллектив. Они стояли на лестнице, около входа, и, когда учитель входил в школу, мальчики кричали: “Поздравляем!” А еще в этот день для учителей в школе, в актовом зале, был концерт.
  7. Весной, двенадцатого апреля, День космонавтики. В честь этого праздника в нашем классе, то есть в 8-В, было проведено мероприятие. Библиотекарь рассказывала нам о космосе и космонавтах. Игра-путешествие длилась долго, около часа. На этом мероприятии мы узнали много интересных вещей, о которых раньше даже не догадывались. Все слушали хорошо, за исключением нескольких учеников.
  8. Весной, двенадцатого апреля, в нашей стране отмечается праздник – День космонавтики. В этот день к нам в школу, в двадцать четвертый кабинет, приходила библиотекарь Любовь Васильевна. Она провела с нами игру “Путешествие в космос”. Мы, помимо интересной поучительной информации, узнали много любопытных фактов о Земле, Луне и других планетах Солнечной системы. В этот день я узнала много нового и теперь смотрю на небо немного по-другому.
  9. Весной, 13 апреля, в нашей школе отмечался День здоровья. Многие ученики нашего класса, включая меня, готовились к этому мероприятию: подбирали материалы, делали сообщения. После классного часа нас, то есть учеников восьмых классов, пригласили в рекреацию для просмотра телепередачи о наркомании. Тутта Ларсон, ведущая этой передачи, рассказывала о том, как люди становятся наркоманами. Нам показали, как наркодельцы обманом втягивают подростков в свой бизнес. Я поняла, что наркомания неизлечима, и всегда буду вести здоровый образ жизни.