Занятие кружка "Тестовичок" на тему "Цветочная композиция из роз" (тестопластика)

Разделы: Начальная школа


Цели образовательные и воспитательные:

  • познакомить учащихся с принципом создания коллективного панно, вовлечь каждого участника в активный познавательный, творческий проект;
  • развивать умения использовать знания, умения и навыки, сформированные на уроках трудового обучения и изобразительного искусства;
  • познакомить учащихся с особенностями композиции;
  • дать понятие отличия композиции от конструкции;
  • учить производить презентацию своего творческого труда, отстаивать свои взгляды на выбор методов, средств и материалов, необходимых для осуществления своих творческих замыслов;
  • воспитывать у детей интерес к художественной литературе, живописи, к творческому взаимодействию при совместной работе.

Задачи:

  • развивать творческие способности, эстетический и художественный вкус, чувство гармонии, цвета;
  • формировать навыки исследовательской деятельности, начальные навыки создания панно в технике "барельеф" и "горельеф", умение самостоятельной работы с различными материалами, приобщать к полезному труду.

Возраст: 9 - 10 лет (3-й класс).

Ожидаемые результаты.

По итогам занятия учащиеся должны знать:

  • значение терминов "композиция", "конструкция", "горельеф", "барельеф";
  • отличие композиции от конструкции;
  • средства выразительности композиции;

Должны уметь:

  • создавать декоративные композиции;
  • использовать основные приемы создания декоративных композиций;
  • владеть приемами работы с соленым тестом.

Оборудование:

Для учителя:

Для учащихся:

  • соленое тесто,
  • подкладная доска,
  • баночка для воды,
  • стеки,
  • кисточка.

Осуществление учебного проекта.

Работа построена по типу творческой мастерской, где каждый имеет свое рабочее место, необходимые инструменты и может получить помощь и консультацию учителя.

Этап 1. Подготовка.

На предыдущих занятиях кружка дети знакомились с технологией создания объемных фигур. Ученики посещали школьную библиотеку с целью подбора материала о розах. Детям было предложено представить на презентацию рисунок или аппликацию цветов роз.

На одном из занятий учитель подводит итоги проделанной работы детьми.

Ход занятия

1. Орг. момент

2. Мотивация учащихся

- Ребята, на прошлых занятиях мы осваивали технологию создания объемных фигур. Скажите, а вам бы хотелось продолжить работу?

- Сегодня у нас необычное занятие, потому что мы окунемся в мир цветов. Каждый человек воспринимает красоту природы по-своему. И по-разному выражает свое отношение к ней. Художники воспевают красоту природы в картинах, композиторы - в музыке, поэты - в стихах мы тоже выразим по-своему - создадим коллективное панно из цветов в технике тестопластика. А вот каких отгадайте (слайд 2). .

Лик пахучий

Хвост колючий (роза).

- А сейчас послушайте сообщение об этом цветке (рассказ учеников).

Роза

Роза - это род листопадных, вечнозеленых кустарников. В мире насчитывается 300 видов роз. Существует свыше 25 тысяч сортов роз. Теплолюбивые и светолюбивые растения. Цветы душистые, разных сортов, форм, размеров и окраски.

Это растение достигает в высоту от 50 см до 2,5 метров, а некоторые вечнозеленые плетистые виды достигают в длину 10 метров. Из лепестков роз варят варенье, из масленичных сортов извлекают розовое масло, которое используют в парфюмерной промышленности.

Самые первые упоминания о ней встречаются в древнеиндийских сказаниях. Родина "Королевы цветов" - Персия. По персидски роза называется гюль. "Гюлистан" значит "сад роз". Розы бывают белыми и розовыми, желтыми и темно-красными, а голубые и черные растут на гавайских островах. В парижском розарии собраны почти все виды роз.

В Россию роза попала через славянские племена на Балканах. Во времена язычества с нею были связаны празднества русалки, которое позднее по христианскому календарю приходилось на троицу. Первая бархатная роза была привезена в 17 веке немецким послом царю Михаилу Федоровичу. В садах же их стали разводить только при Петре 1. (слайд 3)

3. Введение в проблему.

- А как вы думаете, о чем задумывается мастер-художник, приступая к изготовлению изделия?

- Он продумывает расположение всех элементов украшения, т.е. композицию (слайд 4 для закрепления понятия).

- Выбор композиции может быть самым разным. А от чего он зависит?

- От вкуса мастера, его представления о красоте.

- Теперь давайте рассмотрим расписные подносы. Как художник разместил узоры? (слайд 5)

- Так что же такое композиция? Чем она отличается от конструкции? Должны ли вы задуматься о композиции, как настоящие мастера, прежде, чем приступить к работе?

- Что такое "барельеф" и "горельеф"? (слайд 6 - 7 для закрепления понятия).

4. Физминутка.

Мы пройдемся по дорожке
Чтобы отдохнули ножки,
Но дорожка не простая -
Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте).

Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок, другой
Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево).

Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперед.
А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперед и назад).

Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.

5. Анализ изготовления и лепка цветков роз.

Составление плана работы: (слайд 8 - 9)

  1. Раскатать жгутик примерно 10 - 12 см.
  2. Разрезать его на равные части (примерно на 8 - 10).
  3. Из каждой части сначала раскатать шар.
  4. Каждый шар расплющить - это лепесток розы. (Чем она больше в диаметре, тем крупнее роза).
  5. Из одной "монетки" скатать жгутик это центр цветка.
  6. Затем каждую "монетку" брать и в шахматном порядке заворачивать вокруг центра.
  7. Нижнюю часть цветка аккуратно срезать ножом или стекой.

- Все детали композиции вылепливаются по отдельности, а затем закрепляются на основе с помощью воды. В какой последовательности? (Сначала в центре основы, а затем по краям).

6. Практическая работа учащихся.

  1. Текущий инструктаж по ТБ. Правила рабочего человека (слайд 10).
  2. Индивидуальная и фронтальная помощь учителя учащимся.
  3. Рекомендации по составлению композиции.

7. Итог занятия. Рефлексия.

- С какими новыми понятиями познакомились?

- Чем отличается конструкция от композиции, барельеф от горельефа?

- Что важно учитывать при составлении композиции?

- Вам нравится получившееся коллективное панно? Как вы оцениваете свою работу и работу своего товарища по парте?

- Наше занятие я хочу закончить стихотворением:

Если я сорву цветок
Если ты сорвешь цветок.
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы -
Опустеют все поляны
И не будет красоты (слайд 11).