Урок русского языка в 6-м классе по теме "Морфологический разбор имени прилагательного"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • ознакомить учащихся с правилами морфологического разбора имени прилагательного;
  • развивать умение определять морфологические признаки имени прилагательного;
  • воспитание интереса к русскому языку.

Оборудование:

  • Карточки дифференцированных заданий,
  • Карточки (пазлы) личного учёта,
  • Компьютерный класс.

Оформление:

  • таблица "Порядок морфологического разбора имени прилагательного",
  • таблица "Дерево знаний",
  • этапы урока в виде карточек на доске,
  • презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока "Морфологический разбор имени прилагательного". Сегодня мы повторим то, что уже знаем по теме "Имя прилагательное" и узнаем, как морфологически разбирается имя прилагательное. Для этого мы с вами совершим увлекательное космическое путешествие. Посмотрите, пожалуйста, какие этапы нам для этого нужно пройти:

  1. "Подготовка к полёту"
  2. "Взлёт ракет"
  3. "Работа в открытом космосе"
  4. "Возвращение на Землю"
  5. "Адаптация космонавтов"

1-й этап: "Подготовка к полёту". Игра "Дерево знаний".

- К сегодняшнему уроку наша зимняя ёлочка готова нарядиться, а вот какие это будут шары, зависит от того, как вы знаете теорию и умеете отвечать на поставленные вопросы.

Вы знаете, что если ответите на "5", на ёлочке появится яркий красный шарик, на "4" - жёлтый, на "3" - зелёный, на "2" - синий.

Вопрос - прогноз:

- Какой вы видите нашу ёлочку?

- Давайте в этом убедимся.

(Дети срывают листочки, читают вопросы, отвечают. На дереве появляются игрушки)

- Посмотрите на "дерево знаний". Красиво оно? Сколько на нём ярких шаров? О чём это говорит?

- Да, верно, вы неплохо усвоили теоретический материал.

Закрасьте первый пазл.

2-й этап: "Взлёт ракет".

- Повторили теорию, переходим к практике. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, тему урока.

- Наши ракеты на старте. Чтобы мы успешно взлетели, необходимо выписать словосочетания (сущ. + прил.) из предложенного материала.

Карточка 1:

Расположиться на ночлег, в пламени огня, свинцовые пули, мамино письмо, замирать от восхищения, радостное событие, раскидистый дуб, ваза на столе, верблюжий горб, тихий голос, закрыть книгу, городской житель, вчерашняя газета.

- Вспомним разряды имён прилагательных по значению, распределив их по отсекам ракеты.

- Молодцы, справились.

Закрасьте второй пазл.

Карточка 2:

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Я шел по узк_ тропинке. Со всех сторон над ней нависали мохнат_ бел_ ветки деревьев. Изредка снег срывался с них и падал на землю т_жел_ хлопьями. Долго еще др_жала в морозн_ воздухе снежн_ пыль.

(По Г.Скребицкому)

- Поработаем у доски. Выполним морфемный разбор слова:

морозном (воздухе)

Выполним разбор словосочетания: снежная пыль.

Предлагаю вспомнить морфологический разбор имени существительного: по тропинке.

Закрасьте третий пазл.

3-й этап. Мы приступаем к ответственному этапу нашего путешествия "Работа в открытом космосе". Попрошу вас занять места у компьютеров. Презентация (показ слайдов).

4-й этап: "Возвращение на Землю". Наступил долгожданный момент. Чтобы ракеты быстро и без препятствий возвратились на Землю, необходимо закрепить полученные в космосе знания. (Приложение 1). Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 122, найдите упр.302. Предлагаю выполнить морфологический разбор имен прилагательных из этого упражнения.

Закрасьте четвёртый пазл.

5-й этап: "Адаптация космонавтов". По трассе мы успешно приземлились. Чтобы адаптироваться на Земле, необходимо получить домашнее задание. Все учащиеся получают (карточка 3).

Карточка 3:

Отрывок из стихотворения Р.Горской и Э.Барковой "Я мечтаю":

Я мечтаю о звёздных полётах,
Намечаю маршруты путей,
Межпланетным я стану пилотом,
Только б вырасти мне поскорей,
Всё о жизни Сатурна узнаю,
С марсианами дружбу сведу,
По пути на Луне побываю,
К дальним звёздам дорогу найду.
Небо синее ласково манит
И к бескрайним просторам зовёт.
Знаю я, что минута настанет -
В дальний рейс поведу самолёт.

Задание: произвести синтаксический разбор предложения "Небо синее ласково манит и к бескрайним просторам зовёт", выполнить морфологический разбор двух прилагательных.

- Наш урок закончился.

- Посмотрим на пазлы. Результат задания "рисунок-пазл" очевиден (выставление оценок).