"Правописание производных предлогов"

Разделы: Русский язык


Цели и задачи:

1) Повторить разряды предлогов по происхождению,  написание производных предлогов

2) Совершенствовать навык правописания   производных предлогов.

3) Совершенствовать навык различения производных предлогов и других частей речи.

4) Повторить особенности официально-делового   стиля речи.

5) Развивать логическое мышление учащихся, умение решать поставленные задачи и делать выводы

Форма урока – коллективное сочинение лингвистической сказки.

Ход урока

1.Орг. Момент.

Объявление темы, целей, задач урока.(Приложение №1)

Необычность нашего урока заключается в том, что мы вместе с вами будем придумывать лингвистическую сказку, которая поможет нам выполнить поставленные цели. Приступаем.

Сказка.

За полями, за горами, за синими морями, куда добраться можно только по этой чудесной дороге (Приложение №1) было прекрасное царство-государство под названием “Грамматея”.Жили в нем веселые и очень умные люди. Но что это? Стражники охраняют вход в царство и пускают только грамотных людей. Придется нам с вами пройти испытание. (Приложение №1)

(Работа на компьютерах по программе “Лингвиния”

Ну вот, теперь ворота открыты. А вот и сам царь – Деловей-1. Вы спросите, почему в Грамматее царь Деловей? Отвечу… Все предыдущие государи были Грамотеями: Грамотей-1, Грамотей-2 и т.д. Были они людьми действительно знающими, и в царстве их все без ошибок писали. А вот царю Деловею мало показалось просто грамотным быть. Захотел он от всех отличиться. А был он надменным, очень не хотел, чтоб его за простого грамотея принимали… И начал он только на официально-деловом стиле выражаться…

– Помните, что это за стиль? Где он употребляется? Каковы его особенности?

Вот, вот… И царь Деловей, бывало, в простоте ни слова не скажет. Можно сказать: “из-за плохой погоды прогулка сорвалась”, а он говорит “вследствие плохой погоды…”. Вместо слов “я беседую с женой о своих детях”, он-“я беседую насчет своих наследников”. Не скажет он “во время прогулки”, а скажет “В течение прогулки…”

– То есть, какие предлоги любил использовать царь Деловей? А какие еще есть? А чем они отличаются? И от каких знаменательных частей речи могут образовываться производные предлоги? (Приложение №1 – слайды №4,5)

Все бы ничего. Но только уж больно трудно жилось придворным государя. Он их всех заставлял говорить на таком языке. Как же мучались бедные ….

– Давайте им поможем. Переведем текст с разговорного языка на деловой (текст на слайде №6 –приложение№1)

(Вчера из-за сломанного моста целый час люди не могли перейти с одного берега на другой. Из-за этого у молочников прокисло молоко в бидонах и об этом было доложено главному повару. Для лучшего снабжения царской кухни надо за один день отремонтировать мост.)

(ученики записывают исправленный текст и проверяют себя по слайду №7)

Но на этом беды придворных не заканчивались. Царь их заставлял и бумаги так же писать. А производные предлоги трудные. Одни слитно пишутся, другие раздельно. Еще в конце какая буква надо не перепутать.. Вот и мучались бедные придворные…А царь строг… Забыл, как предлог пишется – голова с плеч.

– Ну-ка попробуйте себя представить на месте этих придворных

– Какие предлоги пишутся слитно?

– А раздельно?

А у каких предлогов на конце пишется буква –Е-? (Приложение №1 –слайды 8,9)

– Ну что, согласны, что придворным приходилось нелегко? Давайте им поможем в составлении деловых бумаг: 1 группа – распределить предлоги, записанные на доске (Приложение №2) в 2 столбика (слитное – раздельное написание), составляя с ними словосочетания (один на планшете растаскивает предлоги, исправляет их написание).

2 группа – Подредактировать деловое письмо, составленное одним из придворных.(работа на компьютерах с заранее подготовленным текстом – после окончания1 работа выносится на большой экран для проверки).

((В)течени… нескольких дней у меня не было возможности попасть на прием к царю. (В)виду этого и (в)следстви… нехватки времени я не смог доложить его величеству, что (по)причине отсутствия необходимых средств, работы по ремонту моста велись не (в)продолжение дня, а (в)течение целой недели. Разговаривая с поваром (на)счет продуктов, я выяснил, что (со)стороны работников питания претензий нет.(Не)смотря на трудности (в)следствие сломанного моста, питание его величества проходило по расписанию).

Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Но, худо-бедно, выучили придворные производные предлоги, не путались, какие слитно пишутся, какие раздельно, у каких –Е– на конце пишется тоже не забывали.

Но только однажды произошла вот такая история. Гулял Деловей как-то около своего замка, а потом собрал всех подданных своих, стал новый указ читать. А поскольку любил он свою грамотность показать, то еще и писал на большой доске (демонстрируется слайд): “В течение долгого времени прогуливаясь в окрестностях нашего замка, обнаружили мы, что в течении нашей реки Деловушки есть много необычных изгибов”. Не успел царь договорить, как раздался голос одного придворного. Этот придворный такой задавака был и всегда стремился свои знания показать да перед царем выслужиться (следующий слайд): “Ваше величество, в текст закралась ошибка. Всем известно, что предлог в течение надо писать с буквой –Е. Думал он, что царь специально ошибку допустил. Любил Деловей так своих подданных проверять, грамотны ли.. Что тут началось. Половина придворных в обморок упала со страху, что они ошибку не заметили. Вторая половина покраснела. Но не от стыда – от натуги: думали они.

– Как вы думаете, о чем думали придворные?

Вы правы. И царь был в гневе. Оказывается, никто в его королевстве не знал, почему он написал второй раз “в течении” через –и– А еще грамотеи… Голос царя был грозен : “Если в течение 2-х минут мне не объяснят, почему нужно писать именно так, всем отрублю головы”-гневно закричал он. Теперь уж все придворные были близки к обмороку. И вдруг из-за спины повара вышел маленький поваренок. Надо сказать, что это был очень скромный и очень смышленый паренек. И он объяснил всем, что…

– Что поваренок объяснил придворным? (показ слайда)

Царь все еще сердился, но поваренок пообещал ему, что обязательно научит всех различать предлоги и другие части речи и писать грамотно. Тогда государь велел ему в течение 3-х дней, ввиду срочной необходимости, научить придворных. А когда прошло три дня, он дал всем придворным задание – правильно написать сложный текст, который у вас на карточках.

– Давайте еще раз поможем придворным выполнить поручение царя, заодно и сами потренируемся различать предлоги и другие части речи и правильно их писать. Кстати, вот сейчас нам пригодится умение заменять одни предлоги другими, потому что именно такая замена помогает их узнать. (проверка по планшету)-один вставляет буквы.

Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец. А кто еще и чему-то научился – вдвойне молодец. Настала пора нам прощаться с царем Деловеем. Давайте сделаем это соответственно. Напишите ему прощальное письмо. Только, чтоб ему было приятно, используйте в нем побольше производных предлогов. Да пишите их правильно. (чтение 2-3-х писем) (можно 1-на планшете)

– А теперь подведем итоги нашего путешествия в царство Деловея. Чему мы там научились? Что еще раз вспомнили?

– И еще один вывод мы должны сделать из нашего путешествия. Мы с вами вспомнили официально-деловой стиль. Каковы его особенности? А всегда ли уместно, по-вашему, использовал его царь Деловей? А где и когда уместно использовать его? А где совсем не нужно?

Д/З.

Напишите небольшое сочинение “Один день у царя Деловея”. Используйте тот стиль, который любит государь.

Ну а теперь, как положено в сказках, – концовка.

Сорока минут в теченье продолжали мы ученье
И, конечно, многое узнали…
Как найти предлоги в тексте, и раздельно или вместе
Их писать – над этим голову ломали.
Но теперь уж, без сомненья, не забудем, как “в течение”,
Ну а с ним и “ вследствие” писать,
Наш поход навек запомнив, будем все предлоги помнить,
И, конечно же, пятерки получать!!!!!

Примечания.

  • Приложение 2 – презентация, рассчитанная на работу с интерактивной доской.
  • Для работы на компьютерах используется программа “Лингвиния”
  • В качестве проверочной работы в конце урока использован текст ученицы Дорофеевой А.(7 класс) www.school-1.ru/id106.htm