Интегрированный урок (информатика+русский язык) по теме "Высказывания"

Разделы: Информатика


Цель урока:

  1. Вспомнить из русского языка определение понятия - предложение, классификацию предложений.
  2. Познакомить учащихся с понятием - высказывание, типами высказываний,
  3. Научить классифицировать высказывания по типам, научиться приводить примеры по каждому типу высказываний.
  4. Сопоставить понятия предложение и высказывание, научиться делать выводы.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.
  3. Закрепление изученного материала.
  4. Итоговое обобщение.
  5. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент. Настроить ребят на активную и плодотворную работу.

Учитель:

Здравствуйте ребята.

Сегодня на уроке мы с вами изучим тему “Высказывания. Типы высказываний”.

Научимся составлять высказывания и определять тип высказываний.

Но сначала мы обратимся с вами к русскому языку и вспомним некоторые определения.

2. Изучение нового материала. Провести сопоставление с русским языком. Дать определение высказыванию, классифицировать высказывания, научиться приводить примеры.

Учитель:

И первый вопрос к вам: “Вспомните, пожалуйста, определение предложения”?

Ученики:

Это любая законченная фраза, служащая для выражения мыслей, чувств, передачи сообщений. Слайд №2 (Презентация)

Учитель:

А какие бывают предложения? И от чего они зависят?

Ученики:

Предложения восклицательные, вопросительные и повествовательные, т.е.они делятся: по цели высказывания и по интонации.

- предложения бывают повествовательные – когда мы о чем-то просто рассказываем, сообщаем, повествуем. В конце повествовательного предложения ставится точка или восклицательный знак,

- предложения бывают вопросительные – если мы о чем-то спрашиваем. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак,

- предложения бывают побудительные – если мы о чем-то просим или что-то требуем. В конце побудительного предложения ставится точка или восклицательный знак.

- невосклицательные – когда мы говорим спокойным, безразличным тоном,

- восклицательные - когда мы радуемся, волнуемся, торжествуем, беспокоимся.

- Подведем итог: Слайд №4

Учитель:

Давайте, акцентируем внимание на повествовательном предложении и дадим определение.

Ученики:

Повествовательное предложение – это предложение, в конце которого ставится точка.

Повествовательное предложение – это такие предложения, которые заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т.д. или их описание.

Слайд №5

Учитель:

Дайте полное описание данному выражению, опишите его: Слайд №6

Ученики:

- это повествовательное предложение, в конце стоит точка, и в котором утверждается, что у кошки 4 лапы.

Учитель:

И мы постепенно перешли к определению Высказывания. Слайд №7

Пример: Слайд №8

1. На улице светит солнце.

ДА, это высказывание, потому что это повествовательное предложение, в конце стоит точка, и в котором утверждается, что на улице светит солнце.

2. Я люблю лето.

3. Я получил сегодня пятерку. И т.д.

А теперь следующий пример:

Посмотрите на доску.

Является ли данное предложение высказыванием?

НЕТ, не является, да, оно повествовательное, но в нем ничего не утверждается и не отрицается, поэтому данное предложение не является высказыванием.

Еще пример:

Кто отсутствует?

Является ли данное предложение высказыванием?

НЕТ, не является, так как оно не является повествовательным предложением.

Давайте подведем итог:

Детям предлагается сформулировать условия, чтобы предложение являлось высказыванием. Слайд №9

Молодцы.

А теперь давайте рассмотрим классификацию высказываний.

Высказывания делятся: Слайды № 10-16

3. Закрепление изученного материала:

А теперь ребята давайте поработаем с заданиями: Слайды №17, 18, 19.

4. Итоговое обобщение: - ребята отвечают на вопросы, задаваемые учителем:

Дайте определение понятию ВЫСКАЗЫВАНИЕ.

Обоснуйте понятие ВЫСКАЗЫВАНИЕ.

На какие типы делятся ВЫСКАЗЫВАНИЯ? Приведите свои примеры.

5. Задание на дом: Слайд №19.