Урок по биологии в 6-м класе "Органы цветкового растения"

Разделы: Биология


Цель:

  1. Изучить, что такое орган на примере цветкового растения. Показать усложнение органов растений в ходе эволюции.
  2. Дать понятие о цветковом растении как целостном организме.
  3. Развить представления о внешнем строении органов растений и их функциях.
  4. Продолжить формирование умений сравнивать объекты, анализировать, делать выводы, работать с микроскопом.

Оборудование: цветковые растения (у каждого ученика), цветущие комнатные, дикорастущие растения, ветки туи, сосны, ели, микроскопы, готовые микропрепараты стебля растения, набор листьев, плодов, корней, стеблей, лист бегонии, яблоко, покровные и предметные стекла, пинцет, ножницы. Таблица «Органы цветкового растения», «Царства органического мира»

Ход работы:

1. Организационный момент.

2. Новая тема: Органы цветковых растений:

1. Обратим внимание на тему урока.

Органы.

Вопрос: Что такое органы?

• Работа с учебником стр. 38 записи в тетради упр. 26 стр.14

Вопрос: Цветковые растения! Какие растения называются цветковыми? (покрытосеменными).

Вопрос: Чем отличаются цветковые растения от других растений?

• Оборудование: Комнатное растение: папоротник. Ветки ели, сосны, туи. Цветущие растения.

Вопрос: Какие органы есть у цветковых растений?

• Задание: Найдите органы на цветковом растении.

• Работа по таблице: Царства органического мира.

На Земле огромное разнообразие растений, и органы, из которых они состоят ,отличаются друг от друга не только степенью сложности, но и отсутствием их у некоторых растений.

- так, в ходе эволюции растений стебли, листья, корни, цветки, плоды.

- происходило это по мере того, как менялся климат на планете и осваивались большие площади суши.

- у современных властелинов суши из мира растений, то есть цветковых есть все перечисленные органы.

Вопрос: Сколько видов цветковых растений существует на планете в настоящее время?

Теперь давайте поподробнее разберем строение цветкового растения.

• Упражнение 27 страница 14 в рабочей тетради.

- Корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.

Вопрос: Как можно ответить:

-Что такое корень?

-Что такое лист?

-Что такое стебель?

-Что такое плод?

-Что такое цветок?

Еще одно понятие, которое должны знать.

-Что такое побег?

Стебель, листья – это части побега.

• Задание: Найдите побег на цветковом растении. Ветке дерева с почками.

Вопрос: Можно ли эту веточку назвать побегом?

Вопрос: Почему?

Вопрос: Что образуется из почки?

Значит: побег – это стебель с листьями и почками.

• Работа с учебником: прочитаем на странице 38 определение.

Вопрос: Из всех ли почек образуются листья?

-Цветок – это видоизмененный побег.

Вопросы:

  • Что такое лист?
  • Что такое стебель?
  • Что такое цветок?
  • Что такое корень?

Вопросы:

  • Что такое плод?
  • Из чего образуется плод.

Значит, плод - это зрелый цветок.

Вопрос: Из каких органов состоит цветковое растение?

Вопрос: Можно ли сказать, что цветковое растение состоит из корня и побегов?

• Задание: Отделите корень; побеги (с помощью ножниц).

Вывод: Цветковое растение состоит из побегов и корня.

Органы
Вегетативные Репродуктивные (генеративные)
1. Корень 1. Цветок
2. Стебель 2. Плод с семенами
3. Лист  

• Работа с учебником на странице 42 (прочитать.)

Вопрос: Могут ли органы долго просуществовать друг без друга?

• Работа парами: каждой дается карточка с заданием. Упражнение 28 в рабочей тетради.

  1. Выписать функции листа из 4 абзаца на странице 39.
  2. Выписать функции стебля из 1 абзаца на странице 39.
  3. Выписать функции корня из 3 абзаца на странице 38.
  4. Выписать функции плода из 6 абзаца на странице 40.
  5. Выписать функции цветка из 3 абзаца на странице 40.
  6. Рассмотреть под микроскопом готовый микропрепарат стебля и выявить какое строение имеет стебель.
  7. Приготовить микропрепарат листа бегонии, мякоти яблока, что характерно для их строения.
  8. Предложенные органы цветкового растения распределить на группы. Объяснить, почему вы так считаете?
  9. Работа с гербарием, комнатными растениями. Рассмотреть листья, стебли, корни, цветки, чем они отличаются друг от друга?

Проверка самостоятельной работы.

Выводы:

  1. Растительный организм функционирует, как единое целое.
  2. Каждый орган различается по размерам, окраске, форме.

• Закрепление: выбрать какие утверждения верны.

  1. Все растения имеют цветок.
  2. Орган – это часть тела организма, выполняющая определенные функции.
  3. Корень удерживает растение в почве.
  4. Побег состоит из почек и листьев.
  5. Цветковое растение имеет корень и побеги.
  6. Цветок состоит из корня и побегов.
  7. Плод – это зрелый цветок.
  8. К вегетативным органам цветкового растения относятся цветок и плод с семенами.
  9. К репродуктивным органам относятся цветок и плод с семенами .
  10. Стебель – это часть побега.

Подведение итогов:

выводы прочитать в учебнике на странице 45.

Оцените свою работу на уроке.

Зачем мы изучаем тему: «Органы цветкового растения»?

Домашнее задание:

раздел 6 страница38, записи в тетради.