Урок русского языка "Определительные местоимения"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • дидактическая - создать условия для осознания и осмысления новой информации, применение её в знакомой и новой учебной ситуации, проверка уровня системы знаний и умений;
  • развивающая: формировать навыки устной и письменной речи, отрабатывать умения в определении рода, числа и падежа определительных местоимений, развивать элементы творческой деятельности как качеств мышления - интуиции, пространственного воображения, смекалки; развивать "умение учиться": использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности; развивать память;
  • воспитательная: воспитывать бережное отношение к окружающей среде; активную жизненную позицию, честность, порядочность; воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах; гуманизм и любовь к прекрасному.

Оборудование: учебник, мультимедийная установка, презентация "Определительные местоимения".

Тип урока: комбинированный

Ход

1. Орг. Момент

2. Основной момент.

- На протяжении нескольких уроков вы знакомились с местоимениями.

- Какие разряды вам уже известны?

- Сегодня наша задача познакомиться еще с одним разрядом - определительными местоимениями.

Цель урока - изучить, рассмотреть, как изменяются определительные местоимения.

Мотивация: - Зачем нам надо изучать местоимения? (чтобы речь была красивой, грамотной, разнообразной).

Проблемный вопрос: - Может кто-нибудь из вас знает уже определительные местоимения?

Предлагаю прочитать вам ребусы. (сам, весь, другой)

См. приложение1, слайд 2, 3, 4, 5

Это не все местоимения. Откройте учебник на стр. 161

- Какие еще местоимения относятся к этому разряду? (на доске выстраивается таблица)

- Давайте, ещё раз перечислим определительные местоимения.

- А кто запомнил их?

- Теперь вы знаете какие местоимения относятся к определительным и попробуете применить их на практике.

3. Работа с пословицами. См. приложение 1, слайд 6.

Что волки жадны всякий знает.

На каждый роток не накинешь платок.

- Составьте предложение с одним из определительных местоимений.

- Кто желает прочитать?

Итак, все определительные местоимения названы.

- А как вы думаете, всегда ли местоимения употребляются только в этой форме?

- Давайте проверим, посмотрим словосочетания. См. приложение 1, слайд 7.

У любой дела
К каждой урок
О весь произведении

- Какие местоимения здесь используются?

- Правильно ли употреблена форма слова?

- Как надо изменить форму слова? (дело- ср.р., значит у любого тоже ср. род., ед. ч., Р. П.)

- Как изменяются опр. мест.?

(по роду, числу и падежу).

Их форма зависит от определяемого слова.

- Теперь я предлагаю проверить полученные знания. См. приложение 1, слайд 8, 9.

4. Работа по карточкам. См. Приложение 2

Сейчас мы с вами поработаем с формами слов сам и самый.

Поставьте местоимения сам и самый в нужной форме.

5. Самопроверка по слайду. См. Приложение 1 слайд 11.

- Так как же правильно собирать грибы?

Я надеюсь, что вы бережно относитесь к окружающей среде.

- Поставьте ударение в словах сам и самый, кто желает?

- У нас разные мнения, давайте разберемся. Обратимся к учебнику на стр. 162. Таблица. Быстренько глазками просмотрите таблицу, обращая внимание на ударение.

- У каких местоимений ударение падает на окончание?

- В каком местоимении ударение падает в корень слова? (графическая запись)

- Зачем надо знать постановку ударения? (чтобы речь была правильной, грамотной).

- Что ж давайте попробуем получится ли у нас правильно просклонять местоимение и правильно расставить ударение.

6. Работа со слайдом. См. приложение 1, слайд 12, 13.

Сама весна-красавица. (устно цепочкой).

7. Игра "Поймай на слух".

- Давайте отдохнем. Я называю любые местоимения, а вы хлопаете лишь тогда, когда слышите только определительные. А я посмотрю на сколько вы внимательные и можно ли с вами идти в разведку.

Я , весь, твой, себя, иной, каждый, наш, кое-что, любой.

- Молодцы, немного отдохнули, а теперь я предлагаю вам написать сказку по данному началу.

8. Творческая работа. См. приложение1, слайд 14.

Жила-была девочка, и была она одна-одинешенька на всем белом свете.

Любой мог обидеть её, но однажды с ней произошло чудо.

- Какое определительное местоимение вам уже встретилось?

- Как можно больше постарайтесь употребить определительных местоимений. Много писать не надо, 5-6 предложений. Можете сюжет составить из предлагаемых вам иллюстраций. (проверка 2 работ)

- Сколько опр. мест. вы насчитали?

9. Домашняя работа.

Дома вам надо будет дописать сказки, красиво постараться их проиллюстрировать, можно сделать в виде книжек и сдать учительнице на проверку. А я бы хотела, чтобы вы их потом подарили мне на память.

10. Итог урока.

Мы славно поработали, изучили определительные местоимения. Так в чем же их особенность?

11. Рефлексия.

Заполните таблицу "Я в уроке".

12. Оценки за урок.

Всем большое спасибо.