Цели:
- дидактическая - создать условия для осознания и осмысления новой информации, применение её в знакомой и новой учебной ситуации, проверка уровня системы знаний и умений;
- развивающая: формировать навыки устной и письменной речи, отрабатывать умения в определении рода, числа и падежа определительных местоимений, развивать элементы творческой деятельности как качеств мышления - интуиции, пространственного воображения, смекалки; развивать "умение учиться": использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности; развивать память;
- воспитательная: воспитывать бережное отношение к окружающей среде; активную жизненную позицию, честность, порядочность; воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах; гуманизм и любовь к прекрасному.
Оборудование: учебник, мультимедийная установка, презентация "Определительные местоимения".
Тип урока: комбинированный
Ход
1. Орг. Момент
2. Основной момент.
- На протяжении нескольких уроков вы знакомились с местоимениями.
- Какие разряды вам уже известны?
- Сегодня наша задача познакомиться еще с одним разрядом - определительными местоимениями.
Цель урока - изучить, рассмотреть, как изменяются определительные местоимения.
Мотивация: - Зачем нам надо изучать местоимения? (чтобы речь была красивой, грамотной, разнообразной).
Проблемный вопрос: - Может кто-нибудь из вас знает уже определительные местоимения?
Предлагаю прочитать вам ребусы. (сам, весь, другой)
См. приложение1, слайд 2, 3, 4, 5
Это не все местоимения. Откройте учебник на стр. 161
- Какие еще местоимения относятся к этому разряду? (на доске выстраивается таблица)
- Давайте, ещё раз перечислим определительные местоимения.
- А кто запомнил их?
- Теперь вы знаете какие местоимения относятся к определительным и попробуете применить их на практике.
3. Работа с пословицами. См. приложение 1, слайд 6.
Что волки жадны всякий знает.
На каждый роток не накинешь платок.
- Составьте предложение с одним из определительных местоимений.
- Кто желает прочитать?
Итак, все определительные местоимения названы.
- А как вы думаете, всегда ли местоимения употребляются только в этой форме?
- Давайте проверим, посмотрим словосочетания. См. приложение 1, слайд 7.
У любой дела
К каждой урок
О весь произведении
- Какие местоимения здесь используются?
- Правильно ли употреблена форма слова?
- Как надо изменить форму слова? (дело- ср.р., значит у любого тоже ср. род., ед. ч., Р. П.)
- Как изменяются опр. мест.?
(по роду, числу и падежу).
Их форма зависит от определяемого слова.
- Теперь я предлагаю проверить полученные знания. См. приложение 1, слайд 8, 9.
4. Работа по карточкам. См. Приложение 2
Сейчас мы с вами поработаем с формами слов сам и самый.
Поставьте местоимения сам и самый в нужной форме.
5. Самопроверка по слайду. См. Приложение 1 слайд 11.
- Так как же правильно собирать грибы?
Я надеюсь, что вы бережно относитесь к окружающей среде.
- Поставьте ударение в словах сам и самый, кто желает?
- У нас разные мнения, давайте разберемся. Обратимся к учебнику на стр. 162. Таблица. Быстренько глазками просмотрите таблицу, обращая внимание на ударение.
- У каких местоимений ударение падает на окончание?
- В каком местоимении ударение падает в корень слова? (графическая запись)
- Зачем надо знать постановку ударения? (чтобы речь была правильной, грамотной).
- Что ж давайте попробуем получится ли у нас правильно просклонять местоимение и правильно расставить ударение.
6. Работа со слайдом. См. приложение 1, слайд 12, 13.
Сама весна-красавица. (устно цепочкой).
7. Игра "Поймай на слух".
- Давайте отдохнем. Я называю любые местоимения, а вы хлопаете лишь тогда, когда слышите только определительные. А я посмотрю на сколько вы внимательные и можно ли с вами идти в разведку.
Я , весь, твой, себя, иной, каждый, наш, кое-что, любой.
- Молодцы, немного отдохнули, а теперь я предлагаю вам написать сказку по данному началу.
8. Творческая работа. См. приложение1, слайд 14.
Жила-была девочка, и была она одна-одинешенька на всем белом свете.
Любой мог обидеть её, но однажды с ней произошло чудо.
- Какое определительное местоимение вам уже встретилось?
- Как можно больше постарайтесь употребить определительных местоимений. Много писать не надо, 5-6 предложений. Можете сюжет составить из предлагаемых вам иллюстраций. (проверка 2 работ)
- Сколько опр. мест. вы насчитали?
9. Домашняя работа.
Дома вам надо будет дописать сказки, красиво постараться их проиллюстрировать, можно сделать в виде книжек и сдать учительнице на проверку. А я бы хотела, чтобы вы их потом подарили мне на память.
10. Итог урока.
Мы славно поработали, изучили определительные местоимения. Так в чем же их особенность?
11. Рефлексия.
Заполните таблицу "Я в уроке".
12. Оценки за урок.
Всем большое спасибо.