Мозговой штурм (Приложение 1)
Цель: продолжить формирование представлений учащихся об особенностях жизнедеятельности бактерий, их многообразии и роли в биосфере, продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, работать в группах, слушать друг друга.
Оборудование: таблица "Строение бактерий", мультимедийная установка с диском "Энциклопедия школьника".
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Вводная беседа 1.Что мы знаем о строении бактерий? 2. Каковы способы питания бактерий? Интерес к бактериям проявляют не только ученые, но и писатели. У знаменитого советского фантаста А. Беляева есть рассказ "Нетленный мир". "Началось с простокваши. Даже не с простокваши, а с молока, которое почему-то не захотело скиснут". Героями рассказа было выяснено, что все бактерии погибли. Как вы думаете, какие причины могли это вызвать? Оказывается, гениальный бактериолог Тридон, заболевший психическим расстройством, убил бактерии специальными лучами, и создал нетленный мир. ПРЕДЛОЖИТЕ ваши варианты развития жизни на Земле без бактерий. II. Мозговой штурм. 1 этап. Создание банка идей. (Время работы 15-20 мин.) Перерыв. Какие были сбои? Допускались ли нарушения правил, почему? (Включить спокойную музыку). 2 этап. Обработка результатов 3 этап. Представление проектов ответа. III. Подведение итога. Составление схемы: Бактерии
|
Отвечают на вопросы.
Выдвигают предположения, что природные факторы не могли вызвать гибель всех бактерий, т.к. среда обитания самая разнообразная. Следовательно, был какой-то искусственный фактор.
Выбирают ведущего. Выдвигают идеи. Обсуждают работу в группе.
Из всех идей отбирают лучшие, готовят проект ответа. Выбирают спикера. Слушают ответы, обсуждают. Делают вывод: без бактерий жизнь невозможна. |
Нарушаются обменные процессы, круговорот веществ (C, N, S, P, Fe), все это приведет к гибели жизни на Земле, при этом накопится много органики.
Зачем же Тридон сделал это? Он хотел получить много золота для своих опытов. И он его получил! Хранившиеся у Тридона образцы бактерий были выпущены. И: "Бактерии распространились по земной поверхности, в воздухе и воде с необычайной быстротой. Все трупы как бы ожили. Начался великий процесс разложения "связанных" белковых соединений на аммиак и азот: Нетленный мир превращался в тленный: Смерть несла за собою расцвет жизни".
IV. Рефлексия. Ведущий оценивает работу группы и каждый ученик оценивает свою работу. Выводится итоговая оценка.