Значение бактерий в природе и жизни человека

Разделы: Биология


Мозговой штурм (Приложение 1)

Цель: продолжить формирование представлений учащихся об особенностях жизнедеятельности бактерий, их многообразии и роли в биосфере, продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, работать в группах, слушать друг друга.

Оборудование: таблица "Строение бактерий", мультимедийная установка с диском "Энциклопедия школьника".

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Вводная беседа

1.Что мы знаем о строении бактерий?

2. Каковы способы питания бактерий?

Интерес к бактериям проявляют не только ученые, но и писатели. У знаменитого советского фантаста А. Беляева есть рассказ "Нетленный мир".

"Началось с простокваши. Даже не с простокваши, а с молока, которое почему-то не захотело скиснут".

Героями рассказа было выяснено, что все бактерии погибли. Как вы думаете, какие причины могли это вызвать?

Оказывается, гениальный бактериолог Тридон, заболевший психическим расстройством, убил бактерии специальными лучами, и создал нетленный мир.

ПРЕДЛОЖИТЕ ваши варианты развития жизни на Земле без бактерий.

II. Мозговой штурм.

1 этап. Создание банка идей. (Время работы 15-20 мин.)

(Приложение 2)

Перерыв. Какие были сбои? Допускались ли нарушения правил, почему? (Включить спокойную музыку).

2 этап. Обработка результатов

3 этап. Представление проектов ответа.

III. Подведение итога.

Составление схемы:

Бактерии

  • за уничтожение против уничтожения
  • нет гниения нет гниения
  • нет болезней нет болезней
Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

Выдвигают предположения, что природные факторы не могли вызвать гибель всех бактерий, т.к. среда обитания самая разнообразная. Следовательно, был какой-то искусственный фактор.

 

 

Выбирают ведущего. Выдвигают идеи.

Обсуждают работу в группе.

 

Из всех идей отбирают лучшие, готовят проект ответа. Выбирают спикера.

Слушают ответы, обсуждают.

Делают вывод: без бактерий жизнь невозможна.

Нарушаются обменные процессы, круговорот веществ (C, N, S, P, Fe), все это приведет к гибели жизни на Земле, при этом накопится много органики.

Зачем же Тридон сделал это? Он хотел получить много золота для своих опытов. И он его получил! Хранившиеся у Тридона образцы бактерий были выпущены. И: "Бактерии распространились по земной поверхности, в воздухе и воде с необычайной быстротой. Все трупы как бы ожили. Начался великий процесс разложения "связанных" белковых соединений на аммиак и азот: Нетленный мир превращался в тленный: Смерть несла за собою расцвет жизни".

Приложение 3.

Приложение 4.

IV. Рефлексия. Ведущий оценивает работу группы и каждый ученик оценивает свою работу. Выводится итоговая оценка.